Экспериментальная деятельность учащихся

№56

Светлана ЧИХАЗДИНСКАЯ,

учитель химии  средней школы пос. им. 25 Октября  Лаишевского района

Возрастающая роль химических технологий и продуктов их производства в научно-техническом прогрессе даёт все основания считать химическое образование важной составной частью общекультурного образования. Главной задачей учителя химии является развитие интереса к своему предмету. Сложная и ответственная задача педагога современной общеобразовательной школы состоит в формировании научного мышления школьников, представлений о естественно-научной картине мира как форме систематизации знаний, но полностью полагаться на содержание школьного учебника мало. Формирование научного мышления обучающихся, способствующего овладению методами научного познания, – необходимое условие воспитания у подрастающего поколения познавательной активности как личностного качества.

Современный образовательный процесс направлен не только на обеспечение воспроизводства социального опыта, но и на развитие творческой личности, готовой к расширению и преобразованию этого опыта. В связи с этим особенно актуальна задача приобщения школьников к исследовательской деятельности, которая формирует не только способность к продуктивной деятельности, но и такие творческие качества личности, как самостоятельность, независимость суждений, гибкость, критичность, креативность, системность мышления, которые необходимы специалисту в любой области, даже если он стал научным работником.

Эксперимент – это метод научного исследования, прочно занимающий ведущее место среди методов изучения естественных наук. Химия – это не только теоретические, но и практические знания. В школьное обучение давно внедрены лабораторные и практические работы, но их количество ограничено программой. Поэтому научно-экспериментальная работа является видом внеурочной деятельности. В каждом классе всегда есть дети, которым недостаточно изучение химии на уроке. С такими учениками мы создали школьное научное общество. Здесь дети заняты серьезной научно-исследовательской работой по разным направлениям. Как руководитель научных проектов учащихся, я ставлю перед собой следующие задачи:

  • формирование интереса к научному поиску;
  • развитие творческих способностей;
  • выработка умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Темы исследовательских работ формируются при изучении какой-либо темы на уроке или при обсуждении каких-то случаев из повседневной жизни. Часто в ходе беседы появляются проблемные вопросы, и учащиеся, проявляющие повышенный интерес к предмету, изучают проблему детально на занятиях. Структура научно- исследовательской деятельности:

  1. постановка проблемы и выдвижение гипотез;
  2. разработка программы эксперимента (объект исследования, постановка задач, разработка методики эксперимента, планирование серий опытов);
  3. создание материальной базы эксперимента;
  4. проведение эксперимента;
  5. обработка результатов.

Исследовательская деятельность является особым видом продуктивного мышления. Результат нашей работы:

  • победы в конкурсах и фестивалях:

I место республиканского конкурса научно-исследовательских работ   «Нобелевские надежды КНИТУ-2016», секция «Фармацевтическая химия»;

I место I районного фестиваля науки, секция «Химия, физика»;

I место  II районного фестиваля науки, секция «Биология, экология, химия»;

I место III районного фестиваля науки, секция «Биология, химия»;

I место IV районного фестиваля науки, секция «Биология, химия»;

I место V районный фестиваль науки, секция «Биология, химия»;

Призер международного конкурса научно-исследовательских работ «Элементум-2013» и т.д.

  • поступление выпускников в вузы химической направленности;
  • профессиональное самоопределение;

 Таким образом, развитие творческих способностей и талантов учащихся важно не только для них самих, но и для общества в целом. Каждый скачок в развитии новых технологий влечёт за собой резкое возрастание потребности общества в специалистах, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, рассчитанные на перспективу.