Педагогическое наследие Ризаэддина Фахреддина

№53

Альбина ГАЛИЯХМЕТОВА,

учитель истории и обществознания средней школы №73 г.Казани

Возрождение национальной школы, обновление ее содержания, опора на принципы региональности в решении различных задач общего и профессионального образования – это одно из стратегических направлений в решении современных проблем образования, являющееся приоритетным на этапе преобразования общества.

Татарский народ в течение многих веков своего исторического развития накопил богатые педагогические традиции. Наша потребность в знании национальных особенностей педагогики татарского народа, истории развития педагогической мысли татар – не только дань действительной истории, но и стремление к становлению преемственности в духовных основах нашего развития, к возвышению национального самосознания, укорененного в общечеловеческих ценностях. Знакомство с педагогическими идеями татарских просветителей отвечает этой потребности.

Великий сын татарского народа Ризаэддин Фахруддин родился в семье муллы 31 декабря 1858 года (12 января 1859 года) в селе Кичучатово Бугульминского уезда Самарской губернии (ныне Альметьевского района РТ). Начальное образование получил у своей матери, затем учился в сельском медресе у своего отца. Старшие классы посещал уже в соседнем селе Нижние Чыршылы (Шалшеле), где наряду с изучением шариата, получил хорошие знания арабского, персидского, турецкого языков.

Полноправного хэльфу в 1889 году избирают имамом мечети Ильбяково ныне Азнакаевского района. Через год Ризу эфенди приглашают на должность казыя в Духовное управление мусульман в Уфе. После революции 1905 года Риза Фахреддин в основном занимается только творческим трудом. Отказавшись от должности казыя, в 1906 году он, приняв приглашение Рамиевых, из Уфы переезжает в Оренбург и начинает работать в газете «Вакыт». В 1908 году Риза эфенди приступает к редакторской деятельности как главный редактор журнала «Шура», на страницах которого вышли многие его педагогические, публицистические и литературно- критические статьи. Но в 1917 году один за другим грянули две революции, и на страну обрушились напасти гражданской войны. В 1918 году Риза эфенди был вынужден отойти от журналистики, но творческую деятельность продолжил. В 1922 году он переезжает в Уфу. Ризаэддин Фахреддин скончался в Уфе 12 апреля 1936 года и похоронен на татарском кладбище башкирской столицы.

Закончив медресе и став учителем, в 1887–1888 гг. Ризаэддин Фахреддин пишет 4 книги. Этими работами он старается внести новизну в преподавание. Его не устраивает организация учебно-воспитательного процесса в медресе того времени. По мнению Р.Фахреддина, нужно открыть специальную школу для учеников, закончивших начальные классы. Здесь в течение короткого времени ребенок должен был усвоить арифметику, алгебру, геометрию, философию, химию, астрономию, медицину, историю, науку о религии.

Примерно в этом же духе проповедуются Р.Фахреддиным нравственные принципы в книге «Шәкертлек әдәбе» («Нравы шакирдов»), где излагаются правила культуры поведения учащихся татарских школ. В предисловии автор говорит о пользе науки и образования, затем останавливается на правилах поведения учащихся на занятиях, на уроках. При этом, как бы ученик не увлекался наукой, он не должен забывать Аллаха, ибо сколько наука нужна уму, столько же нужен Аллах сердцу. Далее автор дает советы учащимся как относиться к учителю, выбирать себе друзей, организовать свой досуг. Ученики призываются к старанию, усердию, прилежанию, любить книгу, учебу. Школьные правила описываются автором в духе правил внутреннего распорядка многих татарских медресе. Он указывает на необходимость ремесел. Некоторые правила касаются чистоты и охраны здоровья. Есть также указания о самовоспитании и исправлении характера.

В книге «Тәрбияле бала» («Воспитанный ребенок») Р.Фахреддин важнейшими качествами воспитанного ребенка считает соблюдение режима, аккуратность, приличное поведение в школе и на улице, подчинение воле родителей, соблюдение правил личной гигиены, правил поведения во время игр, за столом. Автор защищает разделение мальчиков и девочек в играх с раннего детства: «Большим неприличием для девочек является игра с мальчиками, споры с ними, беготня с мальчиками; воспитанные девочки должны остерегаться всего этого».

В своем многотомном труде «Этика» главной обязанностью общества автор называет воспитание в молодежи нравственности. В данной работе он излагает функции школы, это – давать знания детям, развивать силу воли, трудолюбие, учить добиваться своей цели, а также верить в Аллаха. Вот поэтому он предупреждает руководителей школ о необходимости тщательного выбора учителя и выделяет несколько обязанностей учителя: должен быть примером для учеников в нравственном плане, обладать глубокими, прочными, всесторонними знаниями, быть добрым, мягким, уметь прививать ребенку стремление к знаниям, помогать познавать окружающий мир, не должен упрекать ребенка, а всячески помогать и поддерживать во всех его начинаниях…

В настоящее время имя Ризаэддина Фахреддина не забыто: его именем названы улица и соборная мечеть, построенная в 1992 году в родном селе Кичучатово. В селе также построен мемориальный дом, где 25 мая 1995 года торжественно открыт государственный музей писателя. В январе 2009 года в Казани и в Альметьевске отметили 150-летний юбилей педагога.

Изучая литературу об этом незаурядном человеке, и шаг за шагом прослеживая творчество Р.Фахреддина, мы все более и более утверждаемся в мысли, что он, бесспорно, является феноменом татарского народа, гениальным тружеником истории, литературы, внесшим огромный вклад в сокровищницу национальной культуры, сделавшим неоценимо много для дальнейшего развития педагогики.