Приемы технологии критического мышления на уроках биологии

№53

Зифа ГАЙНУТДИНОВА,

учитель биологии   Малоелгинской средней школы Лаишевского района

ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится деятельности учащихся. Уходят в прошлое уроки, где знания преподносили «на блюдечке». Теперь важнее другое — научить детей самостоятельно искать знание, и не только находить, но и уметь анализировать и оценивать. В создании условий для такого обучения помогают новые педагогические технологии.

Педагогическая технология развития критического мышления – это система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся. Создатели её (Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл иС.Уолтер) опирались на передовой опыт философов, психологов и педагогов всего мира. По их мнению, учение непременно должно быть активным. Активным же оно становится тогда, когда учащийся умеет привлечь к делу собственную любознательность, свое желание во всем найти смысл [1].

Критическое мышлениеэто способность ставить осмысленные вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения [1].

Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью [ 3].

Обучение по данной технологии предполагает, прежде всего, развитие способности учащихся мыслить критически. Способность мыслить критически, развитые интеллектуальные качества помогают адаптироваться в новой среде, обрести независимость, проявлять активность в познании окружающего мира. На основе этой технологии можно обучить школьников добывать информацию из различных источников, определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты, вести переговоры, взвешивать альтернативные суждения, принимать решения на основе анализа информации.

Модель урока, основанная на использовании данной технологии, представляет собой последовательное прохождение трех этапов: вызов, осмысление, рефлексия

I этап – вызов. С этого этапа начинается каждый урокНа этой стадии происходит выявление первоначальных представлений учащихся о теме обсуждения. Это побуждает их вспомнить, что они уже знают по этой теме, привести имеющиеся знания в определенную систему, а также поделиться своими знаниями. Кроме этого, происходит настрой учащихся на тему урока, развивается интерес к ней, что является своеобразным мотивационным моментом.

II этап – осмысление. На данном этапе учащиеся:

— получают новую информацию (она может быть представлена в виде текста, лекции учителя, видеофильма);

—  осмысливают её;

—  соотносят  новую  информацию с той, которой ранее располагали, т.е. с уже имеющимися знаниями. Во время этой фазы урока учащиеся работают самостоятельно. Задачей учителя является поддержание активности учащихся, которая была достигнута на стадии вызова.[1]

III этап – рефлексия.          Она направлена на:

— целостное осмысление, обобщение полученной информации;

— присвоение нового знания, новой информации учащимися;

— формирование у каждого учащегося собственного отношения к            изучаемому материалу [1]

На каждом из этапов используются свои методические приемы. Предлагаю познакомиться с некоторыми приемами этой технологии.

Приведу пример урока по теме «Строение и жизнедеятельность  бактерий» (6 класс) с применением приемов «Толстые и тонкие вопросы», «Корзина идей, понятий, имен…», «Зигзаг».

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения  и жизнедеятельности бактерий.

Задачи:

 — подготовить учащихся к осознанию и осмыслению новой информации;

 — способствовать развитию творческих способностей учащихся;

 — выработать толерантное отношение к мнению других;

 — развивать коммуникативную культуру.

Оборудование:  учебник (Пасечник В.В.Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения. – М.:Дрофа, 2015),  рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс», ноутбук,  проектор, экран; рисунки «Разнообразие форм бактерий», «Строение бактерии», «Типы питания бактерий»; анимации «Размножение бактерий»,  «Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям».

Используемые приемы и стратегии: «Толстые и тонкие вопросы», «Корзина идей, понятий, имен…», «Зигзаг».

Ход урока

Урок начинается с организационного момента. Затем следует проверка домашнего задания. Учащиеся формируются в четыре творческие   группы на целый урок. В группах учащиеся разбиваются на пары и по очереди задают друг другу «тонкие» вопросы, требующие простого, односложного ответа и «толстые» вопросы, требующие подробного развернутого ответа по прошлому уроку. Следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому важно грамотно детей разделить на группы. Выставляют друг другу оценки.

Пример «толстых» и «тонких» вопросов

 «Толстые» вопросы  «Тонкие» вопросы
  В чем различие между покровной и механической тканями?

В чем различие между покровной и образовательной тканями?

Укажите  особенности строения клеток образовательной ткани в связи с выполняемыми функциями?

Укажите  особенности строения клеток механической ткани в связи с выполняемыми функциями?

Укажите  особенности строения клеток покровной ткани в связи с выполняемыми функциями?

 

 

 Что называют тканью?

Сколько  видов тканей известны у растений?

Верно ли то, что покровная ткань выполняет защитную функцию?

Согласны ли вы с тем, что проводящие ткани образованы живыми и мертвыми клетками, которые имеют вид трубок или сосудов?

Как называется группа клеток, сходных по строению и выполняющих одинаковые  функции?

Изучение нового материала начинается с этапа вызова.

Декламируем отрывок из стихотворения Н.Заболоцкого    «Сквозь волшебный прибор Левенгука» и обращаемся к классу с предложением определить тему урока:

Сквозь волшебный прибор Левенгука

На поверхности капли воды

Обнаружила наша наука

Удивительной жизни следы.

Чьи следы увидел А.Левенгук? Изучая их в зубном налете, удивленный Левенгук писал: «С величайшим изумлением я видел в этом материале множество животных, весьма оживленно двигавшихся. В моем рту их больше чем людей в Соединенном королевстве» (т. е. в Голландии) [2].

Итак, тема сегодняшнего урока – «Строение и жизнедеятельность  бактерий».

Учитель задает школьникам  вопрос: что вам известно о бактериях? На этом этапе используем прием «Корзина идей, понятий, имен…».

Предлагаем  учащимся  вспомнить  и записать в тетради все, что они знают по этой теме (индивидуальная работа 1 – 2 мин.). Затем проводится обмен информацией в группах (не более 3 мин.), при этом ученики должны выяснить, в чем совпали представления, по поводу чего возникли разногласия. Затем каждая группа по очереди называет какой-то один факт, не повторяя ранее сказанного другими группами. Все высказывания учитель кратко записывает на доске.

Важно! Предложения и идеи не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации.

Список возможных  идей по теме «Строение и жизнедеятельность  бактерий»

Невидимы нашему глазу         

К нам попадают через грязные руки

 Микроскопические организмы

Возбудители заболеваний

Обитают повсеместно

Их много в почве

Передаются от человека к человеку

Могут жить и на растениях и животных

Этапы осмысления:

  1. Прочитайте текст учебника стр.28 .Дайте определения: бактерии – это …
  2. Нарисуйте бактериальную клетку и подпишите ее органоиды с помощью рисунка из набора ЦОР «Строение бактериальной клетки». Сравните растительную и бактериальную клети. Что общего,  и какие различия есть в строении?
  3. Предлагаем учащимся разойтись в  4 экспертные группы, и изучить  предложенные отрывки из текста §5, обсудить его  и разработать алгоритм  презентации для членов рабочей группы (эффективные способы преподнесения). Используем прием «Зигзаг».

Задание для I группы:

Тема « Форма бактерий и способы передвижения»

Изучить материал  учебника  стр.28,  рисунок из набора ЦОР«Разнообразие форм бактерий».

Задание для II группы:

Тема « Распространение и условия жизни бактерий»

Изучить материал  учебника  стр.28,29.

Задание для III группы:

Тема «Питание бактерий»

Изучить материал учебника стр.29, рисунок «Типы питания бактерий»из набора ЦОР.

Задание для IV группы:

Тема «Размножение бактерий»

Изучить материал учебника  стр.29, анимацию «Размножение бактерий» из набора ЦОР.

Завершает урок этап рефлексии. Предлагаем учащимся вернуться в рабочие группы, обменяться информацией, полученной в экспертных группах и выполнить задания.

Задание №21 (в печатной  рабочей тетради)

Заполнить схему.

Форма Бактерий

Задание №24 (в печатной  рабочей тетради). Каким способом размножаются бактерии?

Задание на доске. Заполнить схему.

 

Типы питания

 

 

 

 

 

 

 

Далее предлагается сделать вывод из полученной на уроке информации и ответить на вопрос: почему бактерии, живя в самых различных условиях, способны сохранять жизнеспособность? После высказываний демонстрируется анимация «Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям» из набора ЦОР, учитель рассказывает о значении спорообразования в жизни бактерий (для переживания неблагоприятных условий,  как способ распространения и длительногосохранения).

Подводим итог урока и задаем  домашнее задание: подготовить «тонкие» и «толстые» вопросы к § 5(по  2 вопроса).

Применение данной технологии на уроках биологии позволяет решить задачи образовательного и развивающего характера, способствует созданию условий, сберегающих здоровье учащихся. Разнообразие приемов снимает утомление, избавляет от перегрузок. В атмосфере доверия активизируется мыслительная деятельность школьников,  они учатся слушать друг друга, они работают индивидуально,  в парах и в группах, осуществляют процессы взаимообучения и взаимоопроса, приобретают уверенность в себе.

Литература.

  1. Береснева Е.В. Загвоздкина Е.Н. Использование технологии критического мышления//Химия в школе. – 2008. – №8.
  2. Блинкин С.А. Вторжение в тайны невидимок. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1971.
  3. Загашев И. О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб: Альянс-Дельта, Речь, 2003.