МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ

№52

(Программа экологического кружка по ведению экологического мониторинга в своей местности)

Алсу НУРУЛЛИНА,

учитель биологии-экологии высшей квалификационной категории Среднебалтаевской основной школы Апастовского района

Пояснительная записка

Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на старшей ступени общего образования к профильному обучению. Согласно Концепции профильного обучения значительную роль в развитии обучающихся играют кружковые работы, выбираемые самими учащимися. Экологические кружки поддерживают и углубляют базовые и профильные дисциплины. Экология, как наука сфера человеческой деятельности и область образования, имеет высокую социальную значимость.

Человечество широко расселилось по планете, создавая разнообразные населенные пункты. Здоровая экология среды обитания человека связана   с рациональным расположением промышленной, жилой, коммунальной, природной зон.  Населенное место должно быть привлекательным  благодаря чистоте, красоте архитектурных ансамблей, отличаться безопасностью транспорта, снабжаться чистой водой. Каждый житель населенного пункта должен проявлять о создании эстетически привлекательной и гигиенически здоровой среды жизни.

Здоровье человека во многом зависит от состояния среды помещения, в котором он проводит большую часть времени. Синтетические отделочные материалы и бытовые предметы в жилом помещении выделяют газы, изменяющий состав воздуха. Оздоровление современного жилища и создание благоприятной предметно-вещной среды требует от человека соблюдения определенных правил. Научно-технический прогресс обуславливает появление на производстве все новых профессионально-производственных вредных факторов и опасностей. Особенность микроклимата, освещенность, различные вилы излучений, химические вещества могут вызвать появление профессиональных заболеваний и многосторонних нарушений в деятельности организма.

Во всех этих вопросах современных выпускник должен разбираться, должен понимать важность и значимость экологической составляющей в едином комплексе всех условий его места работы, отдыха, проживания. Поможет ему в приобретении этих компетенций курс кружка «Мир, в котором я живу». Количество часов ‒ 192 (6 часов в неделю).

Концепция представляемой программы состоит в том, что в ее содержании предусмотрена реальная практика – ориентированная деятельность обучающихся по экологической оценки окружающей среды, предоставляющая широкие возможности для саморазвития учащихся, выполнения ими социально-значимых проектов и реального улучшения экологического состояния своего окружения.

Эта деятельность будет способствовать социализации школьников становлению их гражданственности и активной жизненной позиции.

Цель курса кружка: в процессе изучения ближайшего окружения способствовать формированию у обучающихся ответственного, экологически  грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого  компонента образованности человека, осознавать неразрывную связь человека с природой.

Задачи курса экологического кружка:

заложить основы экологического мировоззрения;

‒ раскрыть и углубить ведущие экологические понятия;

‒ сформировать первоначальные представления о взаимосвязи состояния здоровья человека и среды обитания;

‒ научиться выявлять наиболее актуальные  для среды обитания современного человека проблемы;

‒ научиться использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и проектирования решения экологических проблем своего поселения;

‒ выработать умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное воздействие и устойчивое развитие в системе «природа – общество – здоровье»;

‒ повысить уровень познавательного интереса учащихся старших классов;

‒ способствовать самоопределению, профессиональному выбору, самореализации учащихся.

Данная программа может быть представлена как отдельный элективный курс для профильного обучения  в старшей школе (IX‒XI классы), войти  в содержание курса «Экология» или стать основой для проведения учебной практики, выполнения проектов  в системе профильного обучения.

Методы и формы обучения, используемые при ведении курса экологического кружка:

‒ методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие  познавательность активность учащихся; лабораторный эксперимент;

‒ интерактивные методы (эвристические методы, учебный диалог и полилог, ролевые игры, семинары);

‒ самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации.

Значительное место в данном курсе занимает организация самостоятельной познавательной и практической деятельности  учащихся. Программой предусмотрены 25 практических работ, направленных  на исследование среды жизнедеятельности человека.

Теоретические занятия позволяют учащимся актуализировать и уточнить свои знания, проверить свой уровень готовности  к выполнению работы. При такой организации занятий реально предоставить право выбора работ обучающимися согласно их запросам, охватить значительный объем материала, развить общеучебные и специальные умения (работа с приборами, постановка опытов и т.д.), коммуникативные умения школьников, научить эффективно работать  в команде.

Программа экологического кружка «Мир, в котором я живу» будет способствовать развитию кругозора обучающихся, их приобщению к мышлению масштабами общества, государства, человечества, к участию молодежи в реальном улучшении окружающей среды.

Данная программа является ознакомительной, краткосрочной. Программа состоит из нескольких блоков тем, на основе которых может быть составлено следующее планирование.

Наименование мероприятий

Кол-во

часов

Сроки проведения

Исполнители

1 Создание совет школы по экологическому воспитанию 1 Август, сентябрь Учитель биологии, руководитель кружка
2 Создание совет из учителей, школьников и родителей для организации сбора материала, информации по избранным проблемам 1 сентябрь Учитель биологии, руководитель кружка
3 Разработать все мероприятия и документы экологической недели 1 В период подготовки Учитель биологии, руководитель кружка
4 Организовать экологические кружки по экологии 1 В течение года Учитель биологии, руководитель кружка
5 Создать группа лекторов из старшеклассников для проведения в школе лекций и бесед на экологические темы 1 Сентябрь, октябрь Учитель биологии, руководитель кружка
6 Избрать редакцию школьной экологической стен газеты 1 Сентябрь Учитель биологии, руководитель кружка
7 Выписать газеты и журналы по экологическому образованию 1 Сентябрь Учитель биологии, руководитель кружка
Экологическая работа
1 Подобрать работу и оформить стенды: «Окружающая среда и здоровье человека», «Мой дом – моя крепость», «Земля –  наш дом», «Мир, в котором я живу» 1 В течение года Учитель биологии, руководитель кружка
2 Организовать выпуск экологической стен газеты 1 В течение года Учитель биологии, руководитель кружка
3 Организовать и провести встречи со знакомыми людьми деревни, со студентами экологических учебных заведений 1 В течение года Учитель биологии, руководитель кружка
4 Провести торжественное собрание, линейки, мероприятия посвященные ко «Дню Земли», «Дню Воды», -«Дню пресной воды» 1 В дни праздников

27 апреля,

22 марта

Учитель биологии, руководитель кружка
5 Провести тематические вечера, диспуты, читательские конференции на экологические темы 1 В течение года Учитель биологии, руководитель кружка
6 Провести конкурсы на лучшее сочинение, рассказ, стихотворение, песню, рисунок на экологические темы 1 В течение года Учитель биологии, руководитель кружка
7 Провести факультативные уроки, кружки и классные часы по экологическому образованию 1 Периодически Учитель биологии, руководитель кружка
8 Оформить в списке рекомендуемой литературы для учащихся школы по экологической тематике 1 Сентябрь Учитель биологии, руководитель кружка
9 Провести лекции и доклады на экологические темы по местному радио. Тематика докладов и лекций:

1)                 «Вода и жизнь»;

2)                 «Голубые артерии района»;

3)                 «Все течет, все изменяется»;

4)                 «Оздоровление организма водой»;

5)                 «Вода красота всей природы»;

6)                 «Вода на Земле»;

7)                 «Земля, какой она достанется потомкам»

1 Периодически Учитель биологии, руководитель кружка
Тематический план экологического кружка
I. Цветы…Травы… Травы… 58    
1 Вводные занятия 2 Сентябрь-октябрь  
2 Экскурсия на учебно-опытный участок школы. Цветочно-декоративное растение, их значение в жизни человека 1 Октябрь Практическое занятие

Выступление учащихся

3 Экскурсия на выставку цветов 1 Октябрь Экскурсия
Биологические особенности цветочно-декоративных растений 6    
1 Биологические особенности однолетников 1 Октябрь Семинар. Растения, проходящие  свой жизненный цикл (от прорастания до образования плодов и семян) в течение одного вегетационного периода ‒ учебный диалог и полилог
2 Способы выращивания однолетников 1 Ноябрь Практическая работа в теплице
3 Сбор и изучение семян однолетних цветочно-декоративных растений 1 Ноябрь Практическая работа на учебно-опытном участке школы
4 Изучение семян  однолетников 1 Ноябрь Практическая работа
5 Выкапывание и посадка цветущих растений в горшке 1 Ноябрь Практическая работа
6 Изготовление наглядных пособий 1 Ноябрь Практическая работа по изготовлению гербарий
Подготовка и участие в празднике урожая 4    
1 Учет результатов, опытов 1 Декабрь Оформление записей в дневниках
2 Выпуск стенгазет 1 Декабрь Работа в группах
3 Подготовка к художественной части праздника 1 Декабрь  
4 Организация выставки цветов 1 Декабрь Работа в группах
Биологические особенности комнатных растений 12    
1 Биологические особенности комнатных растений. Значение комнатных растений 1 Декабрь Семинар
2 Уход за комнатными растениями 1 Декабрь Практические занятия
3 Творческий отдых 1 Декабрь Занятие комнатным цветоводством
4 Растения влажных тропических лесов 1 Декабрь Конференция
5 Бальзамин и глоксиния 1 Декабрь Просмотр растений и сравнение, описание внешнего вида, оформление отчета
6 Биологические особенности и уход за растениями 1 Декабрь Оформление записей в дневниках
7 Жасмин-самбак. Гойя мясистая или восковой плющ. 1 Декабрь Описание внешнего вида, сравнение, биологические особенности и уход

Оформление записей в дневниках

8 Зигокактус и эпифилюм 1 Декабрь Семейство кактусовых. Эпифит. Оформление записей в дневниках
9 Монстера и колеус 1 Декабрь Работа со справочной литературой, описание внешнего вида растений, зарисовка в дневнике
10 Фикус каучуконосный.

Фикус карика или смоковница ‒ инжир

1 Декабрь Оформление записей в дневниках
11 Растения субтропической зоны 2 Декабрь Аспарагус, аспидистра, лимон, олеандр, папоротники, пеларгония (герань), хлорофитум, узамбарская фиалка, плющ, роза, фукция, розан китайский, кливия, амариллис. Оформление записей в дневниках. Семинар
Растения пустыни 2    
1 Эфемеры, эфемероиды 1 Декабрь Работа со справочной литературой,
2 Ксерофиты:

Склерофит, солянки, суккуленты

Кактусы

1 Декабрь Семинар

Биологические особенности, уход и размножение

Паспортизация комнатных растений 2 Декабрь Приготовление этикетов для комнатных растений. Работа со справочной литературой
Уход за комнатными растениями 1 Декабрь Практическая работа
Вредители и болезни комнатных растений 1 Декабрь Семинар
Ассортимент лечебных растений в кабинете биологии,

лекарственные травы

8    
1 Растения, которые обладают лечебным свойством:

‒ ароидные;

‒ геранивые;

‒ губоцветные;

‒ лавровые;

‒ маслиновые;

‒ мареновые;

‒ миртовые;

‒ молочайные;

‒ рутовые.

2 Декабрь Практическое занятие.

Составить список лечебных растений кабинета биологии и оценить их состояние

Создание уголка фитодизайна 2 Декабрь Практическое занятие. Составить проект уголка фитонцидных растений в кабинете биологии с учетом экологических потребностей растений и эстетических свойств
II. Подготовка к ГИА и олимпиадам по биологии, экологии 18 Декабрь Тренинги. Подготовка к ГИА.
III. Работа над исследовательскими проектами – подготовка к защите исследовательских проектов в школьных, в районных, республиканских, региональных конкурсах, конференциях 134   Лабораторный практикум, семинары. Практические занятия, круглый стол, игры, конференция, диалоги, полилоги.
1 Комнатные растения

Растения на подоконнике

6 Декабрь Практическая работа. Работа в группах. Оформление проекта
2 Состав и качество питьевой воды 12 Декабрь Лабораторный практикум. Практическая работа
3 Проблема пресной воды 12 Декабрь Лабораторный практикум. Практическая работа
4 Экологический паспорт малых рек и других водоемов 12 Декабрь Лабораторный практикум. Практическая работа
5 Вода природных источников 12 Декабрь Практическая работа
6 Компьютер и здоровье 6 Декабрь Семинар Практич. раб.
7 Влияние шумов на организм человека 6 Декабрь Лабораторный практикум. Практическая работа
8 Мусор наш враг.

«Экологические проблемы  села Балтаево»

12 Декабрь Практическая работа
9 Наши родники

Паспортизации родников

12 Декабрь Лабораторный практикум.

Практическая работа

10 Препараты бытовой химии и их безопасное использование 6 Декабрь Лекция  Лабораторный практикум.
11 Тема по орнитологии.

«Население птиц лесопарка Балтаево».

Конкурс на лучший скворечник

12 Декабрь Защита проекта в 18 Поволжской научно-экологической конференции

Практическое занятие

12 «Оценка влияние автомагистралей на состояние растительного покрова» 12 Декабрь Практическая работа-отбор проб,

Биодиагностика.чистоты воздуха по состоянию сосны обыкновенной.

Оформление результатов исследования

13 Мониторинг загрязнения окружающей среды.

«Состояние пришкольной территории»

12 Декабрь Биомониторинг-лихеоиндикация

Лабораторный практикум.

Практическая работа

IV. Травы… Травы… Травы 6    
1 Лекарственные травы: березовые почки, березовые листья, донник лекарственный, боярышник обыкновенный, душица обыкновенная, зверобой продырявленный, земляника, иван-чай, крапива двудомная, липа, мать-и-мачеха, можжевельник, пастушья сумка, пижма, подорожник большой, полынь горькая, пустырник сердечный,  рябина красная, рябина черноплодная, сосновые почки, тысячелистник, чистотел, шиповник 2 Декабрь Ознакомление с календарем сбора лекарственных растений.

Время сбора, правила сбора, Сушка, применение ‒конференция

2 Методика сбор и сушки лекарственных трав 2 Декабрь Семинар, допополнительные материалы из интернета
3 Гербарий ядовитых и вредных растений 2 Декабрь Практическое занятие
4 Итоговое занятие 2 Декабрь Конференция
ИТОГО 192   Практическое занятие ‒25

Семинар ‒ 6

Конференции ‒ 4

Экскурсии – 3

 

Литература

1. Высоцкая М.В. Биология и экология. 10‒11 классы. Проектная деятельность учащихся. ‒ Волгоград: Учитель, 2008.

2. Голубкина Н.А., М. А. Шамина М.А. Лабораторный практикум по экологии. ‒ М.: Форум-Инфра, 2004

3. Измайлов И.В. Биологические экскурсии. ‒ М.: Просвещение, 1983.

4. Клевенская Т.М. Цветы в интерьере. ‒ М.: АГРОПРОМИЗДАТ, 1990.

5. Красная книга Республики Татарстан. ‒ Казань: Идел-Пресс, 2006.

6. Рахимов И.И. Птицы Татарстана. ‒ Казань: Татар. кн. изд-во, 2008.

7. Степанчук Н.А. Справочник учителя биологии. ‒ Волгоград: Учитель, 2010.

8. Талантов В.В., Трусов В.В., Филимонов М.А. Травы… Травы… Травы… ‒ Казань: Татар. кн. изд-во, 1992.

9. Пугал Н.А., Козлова Т.А. Лабораторные и практические занятия по биологии. ‒ М.: Владос, 2003.

10. Пугал Н.А. Использование натуральных объектов при обучении биологии. ‒М.: Владос, 2003.

11. Экология и природопользование в Республике Татарстан. ‒ Казань: Слово, 2008.