МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ
№52
(Программа экологического кружка по ведению экологического мониторинга в своей местности)
Алсу НУРУЛЛИНА,
учитель биологии-экологии высшей квалификационной категории Среднебалтаевской основной школы Апастовского района
Пояснительная записка
Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на старшей ступени общего образования к профильному обучению. Согласно Концепции профильного обучения значительную роль в развитии обучающихся играют кружковые работы, выбираемые самими учащимися. Экологические кружки поддерживают и углубляют базовые и профильные дисциплины. Экология, как наука сфера человеческой деятельности и область образования, имеет высокую социальную значимость.
Человечество широко расселилось по планете, создавая разнообразные населенные пункты. Здоровая экология среды обитания человека связана с рациональным расположением промышленной, жилой, коммунальной, природной зон. Населенное место должно быть привлекательным благодаря чистоте, красоте архитектурных ансамблей, отличаться безопасностью транспорта, снабжаться чистой водой. Каждый житель населенного пункта должен проявлять о создании эстетически привлекательной и гигиенически здоровой среды жизни.
Здоровье человека во многом зависит от состояния среды помещения, в котором он проводит большую часть времени. Синтетические отделочные материалы и бытовые предметы в жилом помещении выделяют газы, изменяющий состав воздуха. Оздоровление современного жилища и создание благоприятной предметно-вещной среды требует от человека соблюдения определенных правил. Научно-технический прогресс обуславливает появление на производстве все новых профессионально-производственных вредных факторов и опасностей. Особенность микроклимата, освещенность, различные вилы излучений, химические вещества могут вызвать появление профессиональных заболеваний и многосторонних нарушений в деятельности организма.
Во всех этих вопросах современных выпускник должен разбираться, должен понимать важность и значимость экологической составляющей в едином комплексе всех условий его места работы, отдыха, проживания. Поможет ему в приобретении этих компетенций курс кружка «Мир, в котором я живу». Количество часов ‒ 192 (6 часов в неделю).
Концепция представляемой программы состоит в том, что в ее содержании предусмотрена реальная практика – ориентированная деятельность обучающихся по экологической оценки окружающей среды, предоставляющая широкие возможности для саморазвития учащихся, выполнения ими социально-значимых проектов и реального улучшения экологического состояния своего окружения.
Эта деятельность будет способствовать социализации школьников становлению их гражданственности и активной жизненной позиции.
Цель курса кружка: в процессе изучения ближайшего окружения способствовать формированию у обучающихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека, осознавать неразрывную связь человека с природой.
Задачи курса экологического кружка:
‒ заложить основы экологического мировоззрения;
‒ раскрыть и углубить ведущие экологические понятия;
‒ сформировать первоначальные представления о взаимосвязи состояния здоровья человека и среды обитания;
‒ научиться выявлять наиболее актуальные для среды обитания современного человека проблемы;
‒ научиться использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и проектирования решения экологических проблем своего поселения;
‒ выработать умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное воздействие и устойчивое развитие в системе «природа – общество – здоровье»;
‒ повысить уровень познавательного интереса учащихся старших классов;
‒ способствовать самоопределению, профессиональному выбору, самореализации учащихся.
Данная программа может быть представлена как отдельный элективный курс для профильного обучения в старшей школе (IX‒XI классы), войти в содержание курса «Экология» или стать основой для проведения учебной практики, выполнения проектов в системе профильного обучения.
Методы и формы обучения, используемые при ведении курса экологического кружка:
‒ методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательность активность учащихся; лабораторный эксперимент;
‒ интерактивные методы (эвристические методы, учебный диалог и полилог, ролевые игры, семинары);
‒ самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации.
Значительное место в данном курсе занимает организация самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся. Программой предусмотрены 25 практических работ, направленных на исследование среды жизнедеятельности человека.
Теоретические занятия позволяют учащимся актуализировать и уточнить свои знания, проверить свой уровень готовности к выполнению работы. При такой организации занятий реально предоставить право выбора работ обучающимися согласно их запросам, охватить значительный объем материала, развить общеучебные и специальные умения (работа с приборами, постановка опытов и т.д.), коммуникативные умения школьников, научить эффективно работать в команде.
Программа экологического кружка «Мир, в котором я живу» будет способствовать развитию кругозора обучающихся, их приобщению к мышлению масштабами общества, государства, человечества, к участию молодежи в реальном улучшении окружающей среды.
Данная программа является ознакомительной, краткосрочной. Программа состоит из нескольких блоков тем, на основе которых может быть составлено следующее планирование.
№ |
Наименование мероприятий |
Кол-во часов |
Сроки проведения |
Исполнители |
1 | Создание совет школы по экологическому воспитанию | 1 | Август, сентябрь | Учитель биологии, руководитель кружка |
2 | Создание совет из учителей, школьников и родителей для организации сбора материала, информации по избранным проблемам | 1 | сентябрь | Учитель биологии, руководитель кружка |
3 | Разработать все мероприятия и документы экологической недели | 1 | В период подготовки | Учитель биологии, руководитель кружка |
4 | Организовать экологические кружки по экологии | 1 | В течение года | Учитель биологии, руководитель кружка |
5 | Создать группа лекторов из старшеклассников для проведения в школе лекций и бесед на экологические темы | 1 | Сентябрь, октябрь | Учитель биологии, руководитель кружка |
6 | Избрать редакцию школьной экологической стен газеты | 1 | Сентябрь | Учитель биологии, руководитель кружка |
7 | Выписать газеты и журналы по экологическому образованию | 1 | Сентябрь | Учитель биологии, руководитель кружка |
Экологическая работа | ||||
1 | Подобрать работу и оформить стенды: «Окружающая среда и здоровье человека», «Мой дом – моя крепость», «Земля – наш дом», «Мир, в котором я живу» | 1 | В течение года | Учитель биологии, руководитель кружка |
2 | Организовать выпуск экологической стен газеты | 1 | В течение года | Учитель биологии, руководитель кружка |
3 | Организовать и провести встречи со знакомыми людьми деревни, со студентами экологических учебных заведений | 1 | В течение года | Учитель биологии, руководитель кружка |
4 | Провести торжественное собрание, линейки, мероприятия посвященные ко «Дню Земли», «Дню Воды», -«Дню пресной воды» | 1 | В дни праздников
27 апреля, 22 марта |
Учитель биологии, руководитель кружка |
5 | Провести тематические вечера, диспуты, читательские конференции на экологические темы | 1 | В течение года | Учитель биологии, руководитель кружка |
6 | Провести конкурсы на лучшее сочинение, рассказ, стихотворение, песню, рисунок на экологические темы | 1 | В течение года | Учитель биологии, руководитель кружка |
7 | Провести факультативные уроки, кружки и классные часы по экологическому образованию | 1 | Периодически | Учитель биологии, руководитель кружка |
8 | Оформить в списке рекомендуемой литературы для учащихся школы по экологической тематике | 1 | Сентябрь | Учитель биологии, руководитель кружка |
9 | Провести лекции и доклады на экологические темы по местному радио. Тематика докладов и лекций:
1) «Вода и жизнь»; 2) «Голубые артерии района»; 3) «Все течет, все изменяется»; 4) «Оздоровление организма водой»; 5) «Вода красота всей природы»; 6) «Вода на Земле»; 7) «Земля, какой она достанется потомкам» |
1 | Периодически | Учитель биологии, руководитель кружка |
Тематический план экологического кружка | ||||
I. Цветы…Травы… Травы… | 58 | |||
1 | Вводные занятия | 2 | Сентябрь-октябрь | |
2 | Экскурсия на учебно-опытный участок школы. Цветочно-декоративное растение, их значение в жизни человека | 1 | Октябрь | Практическое занятие
Выступление учащихся |
3 | Экскурсия на выставку цветов | 1 | Октябрь | Экскурсия |
Биологические особенности цветочно-декоративных растений | 6 | |||
1 | Биологические особенности однолетников | 1 | Октябрь | Семинар. Растения, проходящие свой жизненный цикл (от прорастания до образования плодов и семян) в течение одного вегетационного периода ‒ учебный диалог и полилог |
2 | Способы выращивания однолетников | 1 | Ноябрь | Практическая работа в теплице |
3 | Сбор и изучение семян однолетних цветочно-декоративных растений | 1 | Ноябрь | Практическая работа на учебно-опытном участке школы |
4 | Изучение семян однолетников | 1 | Ноябрь | Практическая работа |
5 | Выкапывание и посадка цветущих растений в горшке | 1 | Ноябрь | Практическая работа |
6 | Изготовление наглядных пособий | 1 | Ноябрь | Практическая работа по изготовлению гербарий |
Подготовка и участие в празднике урожая | 4 | |||
1 | Учет результатов, опытов | 1 | Декабрь | Оформление записей в дневниках |
2 | Выпуск стенгазет | 1 | Декабрь | Работа в группах |
3 | Подготовка к художественной части праздника | 1 | Декабрь | |
4 | Организация выставки цветов | 1 | Декабрь | Работа в группах |
Биологические особенности комнатных растений | 12 | |||
1 | Биологические особенности комнатных растений. Значение комнатных растений | 1 | Декабрь | Семинар |
2 | Уход за комнатными растениями | 1 | Декабрь | Практические занятия |
3 | Творческий отдых | 1 | Декабрь | Занятие комнатным цветоводством |
4 | Растения влажных тропических лесов | 1 | Декабрь | Конференция |
5 | Бальзамин и глоксиния | 1 | Декабрь | Просмотр растений и сравнение, описание внешнего вида, оформление отчета |
6 | Биологические особенности и уход за растениями | 1 | Декабрь | Оформление записей в дневниках |
7 | Жасмин-самбак. Гойя мясистая или восковой плющ. | 1 | Декабрь | Описание внешнего вида, сравнение, биологические особенности и уход
Оформление записей в дневниках |
8 | Зигокактус и эпифилюм | 1 | Декабрь | Семейство кактусовых. Эпифит. Оформление записей в дневниках |
9 | Монстера и колеус | 1 | Декабрь | Работа со справочной литературой, описание внешнего вида растений, зарисовка в дневнике |
10 | Фикус каучуконосный.
Фикус карика или смоковница ‒ инжир |
1 | Декабрь | Оформление записей в дневниках |
11 | Растения субтропической зоны | 2 | Декабрь | Аспарагус, аспидистра, лимон, олеандр, папоротники, пеларгония (герань), хлорофитум, узамбарская фиалка, плющ, роза, фукция, розан китайский, кливия, амариллис. Оформление записей в дневниках. Семинар |
Растения пустыни | 2 | |||
1 | Эфемеры, эфемероиды | 1 | Декабрь | Работа со справочной литературой, |
2 | Ксерофиты:
Склерофит, солянки, суккуленты Кактусы |
1 | Декабрь | Семинар
Биологические особенности, уход и размножение |
Паспортизация комнатных растений | 2 | Декабрь | Приготовление этикетов для комнатных растений. Работа со справочной литературой | |
Уход за комнатными растениями | 1 | Декабрь | Практическая работа | |
Вредители и болезни комнатных растений | 1 | Декабрь | Семинар | |
Ассортимент лечебных растений в кабинете биологии,
лекарственные травы |
8 | |||
1 | Растения, которые обладают лечебным свойством:
‒ ароидные; ‒ геранивые; ‒ губоцветные; ‒ лавровые; ‒ маслиновые; ‒ мареновые; ‒ миртовые; ‒ молочайные; ‒ рутовые. |
2 | Декабрь | Практическое занятие.
Составить список лечебных растений кабинета биологии и оценить их состояние |
Создание уголка фитодизайна | 2 | Декабрь | Практическое занятие. Составить проект уголка фитонцидных растений в кабинете биологии с учетом экологических потребностей растений и эстетических свойств | |
II. Подготовка к ГИА и олимпиадам по биологии, экологии | 18 | Декабрь | Тренинги. Подготовка к ГИА. | |
III. Работа над исследовательскими проектами – подготовка к защите исследовательских проектов в школьных, в районных, республиканских, региональных конкурсах, конференциях | 134 | Лабораторный практикум, семинары. Практические занятия, круглый стол, игры, конференция, диалоги, полилоги. | ||
1 | Комнатные растения
Растения на подоконнике |
6 | Декабрь | Практическая работа. Работа в группах. Оформление проекта |
2 | Состав и качество питьевой воды | 12 | Декабрь | Лабораторный практикум. Практическая работа |
3 | Проблема пресной воды | 12 | Декабрь | Лабораторный практикум. Практическая работа |
4 | Экологический паспорт малых рек и других водоемов | 12 | Декабрь | Лабораторный практикум. Практическая работа |
5 | Вода природных источников | 12 | Декабрь | Практическая работа |
6 | Компьютер и здоровье | 6 | Декабрь | Семинар Практич. раб. |
7 | Влияние шумов на организм человека | 6 | Декабрь | Лабораторный практикум. Практическая работа |
8 | Мусор наш враг.
«Экологические проблемы села Балтаево» |
12 | Декабрь | Практическая работа |
9 | Наши родники
Паспортизации родников |
12 | Декабрь | Лабораторный практикум.
Практическая работа |
10 | Препараты бытовой химии и их безопасное использование | 6 | Декабрь | Лекция Лабораторный практикум. |
11 | Тема по орнитологии.
«Население птиц лесопарка Балтаево». Конкурс на лучший скворечник |
12 | Декабрь | Защита проекта в 18 Поволжской научно-экологической конференции
Практическое занятие |
12 | «Оценка влияние автомагистралей на состояние растительного покрова» | 12 | Декабрь | Практическая работа-отбор проб,
Биодиагностика.чистоты воздуха по состоянию сосны обыкновенной. Оформление результатов исследования |
13 | Мониторинг загрязнения окружающей среды.
«Состояние пришкольной территории» |
12 | Декабрь | Биомониторинг-лихеоиндикация
Лабораторный практикум. Практическая работа |
IV. Травы… Травы… Травы | 6 | |||
1 | Лекарственные травы: березовые почки, березовые листья, донник лекарственный, боярышник обыкновенный, душица обыкновенная, зверобой продырявленный, земляника, иван-чай, крапива двудомная, липа, мать-и-мачеха, можжевельник, пастушья сумка, пижма, подорожник большой, полынь горькая, пустырник сердечный, рябина красная, рябина черноплодная, сосновые почки, тысячелистник, чистотел, шиповник | 2 | Декабрь | Ознакомление с календарем сбора лекарственных растений.
Время сбора, правила сбора, Сушка, применение ‒конференция |
2 | Методика сбор и сушки лекарственных трав | 2 | Декабрь | Семинар, допополнительные материалы из интернета |
3 | Гербарий ядовитых и вредных растений | 2 | Декабрь | Практическое занятие |
4 | Итоговое занятие | 2 | Декабрь | Конференция |
ИТОГО | 192 | Практическое занятие ‒25
Семинар ‒ 6 Конференции ‒ 4 Экскурсии – 3 |
Литература
1. Высоцкая М.В. Биология и экология. 10‒11 классы. Проектная деятельность учащихся. ‒ Волгоград: Учитель, 2008.
2. Голубкина Н.А., М. А. Шамина М.А. Лабораторный практикум по экологии. ‒ М.: Форум-Инфра, 2004
3. Измайлов И.В. Биологические экскурсии. ‒ М.: Просвещение, 1983.
4. Клевенская Т.М. Цветы в интерьере. ‒ М.: АГРОПРОМИЗДАТ, 1990.
5. Красная книга Республики Татарстан. ‒ Казань: Идел-Пресс, 2006.
6. Рахимов И.И. Птицы Татарстана. ‒ Казань: Татар. кн. изд-во, 2008.
7. Степанчук Н.А. Справочник учителя биологии. ‒ Волгоград: Учитель, 2010.
8. Талантов В.В., Трусов В.В., Филимонов М.А. Травы… Травы… Травы… ‒ Казань: Татар. кн. изд-во, 1992.
9. Пугал Н.А., Козлова Т.А. Лабораторные и практические занятия по биологии. ‒ М.: Владос, 2003.
10. Пугал Н.А. Использование натуральных объектов при обучении биологии. ‒М.: Владос, 2003.
11. Экология и природопользование в Республике Татарстан. ‒ Казань: Слово, 2008.