В красном углу сесть – великая честь

№47

Римма АРСЛАНОВА,

учитель начальных классов средней школы № 5 г.Заинска

Цели:  познакомить с эстетическим оформлением красного угла в доме, с его значением как центра духовной жизни семьи; с его ролью в нравственном благоустройстве внутреннего мира каждого человека в семье; дать представление о необходимости такого центра в современном доме как места, где зримо выражается почёт и уважение членам семьи, друзьям, гостям, рождается чувство особой общности и духовного единения людей.

Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к учебному предмету, способность к самооценке.

Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

          Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение.

          Коммуникативные УУД: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе).

          Метапредметные:

         • формирование умений: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, инструкции и правила при проведении экспериментов; делать выводы на основании полученных результатов; как этапы постановки опытов или выполнения задания;

          • формирование умения описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;

         • развитие познавательного интереса к предмету путем вовлечения учащихся в исследовательскую работ.

         Личностные:

          • умеют сотрудничать с учителем и сверстниками;

          • развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы.

Планируемые результаты: знать роль и значение красного угла в старинном доме; находить его аналог в устойстве старинного жилища народов своего края; уметь сопоставить между собой особенности старинного и современного почётного места во внутреннем устройстве дома; выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни и в духовно-нравственном смысле для каждого человека в семье

Оборудование: репродукция икон. Символическое обозначение красного угла для дома-макета, вышитые полотенца, фотографии в рамке, лампа, кукла помощник,  дом-коробка, репродукция пейзажа с церквью, стол,  лавка,  скатерти, подсвечник

Ход урока

I.  Организационный момент

Учитель.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: – Доброе утро!

– Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера.

II.  Актуализация знаний

Учитель. Снова для нас открываются двери старинного дома.  (Слайд 1.  Старинный дом.) Какие пословицы вы знаете о крестьянской избе?

           Мы побывали на экскурии, что вас удивило в устойстве старинного дома? (Слайд 2. Экскурсия.)

           Перед вами понятие «Старинный дом». (Слайд 3. На слайде запись «Старинный дом».)

Структура «Джот тотс».

Придумайте одно слово, связанное с понятием «Старинный дом»  в своей  группе.

Проговорите это одно слово громко для членов своей команды и запишите на листе бумаги.

Положите  на центр стола лицевой стороной вверх.

Повторите шаги 1 – 3, пока не используете все листочки.

Прочитайте записи. Что находилось во внутреннем убранстве старинного дома? Читает тот из группы, у кого самые длинные волосы.

Слова  на листочках распределите на группы по своему усмотрению. Отвечает мальчик из группы.

Перед вами внутреннее убранство дома. Докажите, что он разумно и по доброму устроен. (Слайд 4. Дом внутри.)

Порог –

Матица –

Печь –

Сделаем вывод. Здесь нет ничего лишнего. Все разумно устроено.

–                   Старинный дом по размеру невелик, а семья была большая, как же всем хватало места? Кому место на печи? Где место ребятне? Где место для младенца?

III. Определение темы урока

 Учитель. Ребята, а какое место самое красивое в старинном доме? Как звучало слово красивый  в старину? (Красный.)Как называлось в старинном доме красивое место?

По данным этимологических словарей можно сделать вывод о том, что слово «красный» образовалось примерно в XIV –XV вв. от слова «красивый» и только впоследствии приобрело значение цвета.

Русские люди с древности очень трепетно относились к слову «красный», называя все хорошее, доброе, красивое этим словом.

Хотя наши современники стали употреблять это слово реже, так как некоторые значения этого слова являются устаревшими, но костромичи, порой сами не зная этого, употребляют слово «красный» достаточно часто, так как по одной из версий слова «Кострома» произошло от слова «красивый» в значении «красный.

 Определите тему урока. Как она будет звучать?  (Слайд  5. Запись «В красном углу сидеть – великая честь».)

          Обратимся к толковому словарю и прочитайте значение слова «красный».

          – Добрый, хороший, красивый, почетный, чистый. (Читает партнер № 1.) Какие вопросы возникают вас по этой теме. Где располагался красный угол? Что находилось в нём? Почему великая честь сидеть  в красном углу? Начнём исследование.

Прочитаем  стр. 13 (про себя) и затем вслух «цепочкой»  На первый вопрос  отвечает … (Вопросы на доске.)

–                   Где располагался красный угол?

–                   Что находилось в нём?

Работа в группах.

Учитель. Перед вами рисунок – макет. Достаньте предметы из конверта и расположите их в красном углу, прикрепите. (Одновременно и у доски оформляют передний угол.)

Сделаем вывод.   Почему «красный» угол? В русском языке слово «красный» имеет несколько значений. Первое – определенный цвет, а второй – это синоним к слову «красивый», следовательно, «красный угол» можно также назвать красивым углом. Он всегда устроен на самом видном месте, и любой гость при входе в избу с первой же минуты должен увидеть и понять, где находится «красный угол» в доме? И поскольку в этом месте располагаются иконы, то входящий должен сразу же их заметить и покреститься, а только после этого поприветствовать хозяев дома.

          Почему великая честь  сидеть в красном углу?

          Стол – один из основных частей красного угла. «Божья ладонь» называли его, по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство. Когда семья вместе и душа на месте.

          Какие пословицы знаете о семье?

Возьмите конверт №2 «Семья». Рассадите всех членов семьи за столом. Подумайте кого посадите  под иконами, которое считалось самым почётным?

          (Презентция своей работы и доски.)

Кого посадили на красную лавку под божницами и куда остальных членов семьи? Какими качествами должен обладать человек, который заслуженно займет это место? Из семьи?

  Прочитайте из учебника  стр. 13  (Слайд.   С возрастом честь в семье сидеть  в красном углу  надо было заслужить умом, мудросью, справедливостью, трудолюбием, заботой о благе семьи.  По заслугам  и честь.)

Ребята, как устроен старинное жилище татарского народа. Исследование провела  Усманова Алина. (Презентация.    Татарская изба.)

У моей прабабушки в доме стояла печь с казаном, рядом самовар с трубой. Сундук. В нём хранились всё. Подушки вышитые, горой стояли на перине.  Стены – бурене и их урашали вышитой полетенцем.  Дом разделялся на тњр як и арт як чаршау белђн. Арт якта у печки готовила еду бабушка. И очень любила   коймак, исчечённые  мич алдында. В передней части дома – тњр якта сђке – это и стол и кровать.

На обед и ужин сначала садились прадедушка, дедушка, папа – у них самое почётное место. Намаз читали 5 раз в день на восточной стороне комнаты – кыйблага карап.

Умный сильный наш народ,

Свою землю бережёт.

А преданья старины

Забывать мы не должны!

Сейчас мы разделимся на три группы и попробуем сами в макетах домиков расставить предметы убранства русской избы. (Предлагаются макеты избы со старинными предметами.)

Молодцы, вы все правильно выполнили задание. Займите свои места в классе.