Технология ТРИЗ при обучения языкам в дошкольном учреждений
Лейсан ЗАРИФУЛЛИНА,
воспитатель
детского сада “Сказка”
г. Нурлат
«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта»
(Г.С. Альтшуллер).
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: долгосрочный
Актуальность. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.
Актуальность выделенной проблемы обозначила выбор темы моей работы: «Технология ТРИЗ при обучения языкам в дошкольном учреждений»
Цель: развитие речи дошкольников с помощью использования приемов ТРИЗ технологии.
Задачи:
для детей:
- активизировать творческие и мыслительные процессы детей; находить свое решение проблемы;
- учить детей творческой фантазии, выражая ее в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве;
- для педагогов:
- формирование требований к профессиональным качествам педагога для работы с детьми дошкольного возраста по использованию средств ТРИЗ-РТВ в образовательном процессе. Организация повышения квалификации педагогов.
- создать комфортную обстановку, способствующую для развития творческой личности;
- пополнить предметно-развивающую среду новыми материалами (дидактические игры, книги и т.д.)
- подобрать методическую литературу по теме «Технология ТРИЗ и РТВ»;
- организовать взаимодействие ДОУ с родителями по развитию речевых способностей детей;
- оформить результаты проекта в форме презентации для родителей.
для родителей:
- повысить грамотность родителей в вопросах речевого воспитания дошкольников.
- закрепить и развивать полученную информацию о речевом развитии с детьми;
- обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
- совместное участие родителей с детьми и педагогами.
Тип проекта: информационно-игровой..
Участники проекта: воспитанники (дети старшей группы), педагоги, родители.
Гипотеза: предполагается, что использование разнообразных приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.
Новизна проекта состоит в комбинации элементов известных методик, направленных на разработку новых средств и правил их применения, постановку и решение новых педагогических задач. Использование адаптированных к дошкольному возрасту методов ТРИЗ технологий позволяет формировать новые действия и соответствующие им чувственные образы и понятия. Доступные образы, действия, понятия дети легко выражают в активной речи.
Формы проведения итоговых мероприятий:
- презентация проекта.
Продукты проекта:
для детей:
- составленные детьми загадки, рифмы.
для педагогов:
- пополнение картотеки дидактических игр;
- пополнение картотеки наглядным материалом;
для родителей:
- совместные работы родителей и детей на тему «Использование ТРИЗ технологии дома»
- консультации и беседы с родителями на тему «Использование технологии ТРИЗ в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
Ожидаемые результаты:
для детей:
- активизация познавательной деятельности детей;
- формирование нестандартных и раскрепощенных ответов у детей;
- расширение кругозора;
- формирование стремления к новизне, к фантазированию;
- становление речи детей более образной, выразительной;
для педагогов:
- повысится уровень педагогической компетентности; профессиональный рост;
- удовлетворенность работой;
- систематизация и повышение качества работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательных способностей и развитию речи.
для родителей:
- повысится интерес к совместной деятельности по развитию познавательных и речевых способностей детей;
- гармонизируются детско-педагогические отношения;
- более тесная взаимосвязь с ребенком.
Реализация проекта:
1 этап подготовительный:
- Изучить методическую и научную литературу по данной теме;
- Подбор методической литературы по теме;
- Подбор наглядного и дидактического пособий по теме;
2 этап Реализация проекта:
Работа с детьми:
- игровые упражнения, игры-говоломки, игры с элементами ТРИЗ;
- развлечения, игровые тренинги;
- сочинение загадок, рифмовок;
- самостоятельны игры детей, сюжетно-ролевые, конструктивные, театрализованные;
- занятия с элементами ТРИЗ технолгии.
Работа с родителями:
- консультирование, беды о технологии ТРИЗ;
- сочинение загадок совместно с детьми по технологии ТРИЗ.
Распространение опыта среди педагогов:
- консультирование, мастер-класс, выступление на педагогической конференции, семинарах.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий. Призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.
Применение ТРИЗ приведёт к динамике развития у дошкольников речи, изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. У детей не просто развивается фантазия, они учатся мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста, такие как:
- Метод маленьких человечков (ММЧ)
- Метод «мозговой штурм» (МШ)
- Метод фокальных объектов (МФО)
- Фантазирование
- Системный оператор (надсистема, подсистема)
- Страна загадок
- Противоречия и другие
Элементы ТРИЗ – технологии содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста.
Работу по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии веду поэтапно:
- Подводим детей к проблеме многофункционального использования объекта.
Например: Как можно использовать предмет – стул? (как стол, как лестницу, чтобы что-то достать и т. п.)
- Выявление и разрешение противоречий. Далее с детьми выявляем противоречия в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых задач. Например, как узнать, глубокая лужа или нет, если вода в ней мутная? Дети выдвигают разные версии, совместно с ними приходим к одному, а может быть и нескольким, подходящим решениям проблемы.
- Сочинение загадок.
- Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью приемов ТРИЗ.
- На последнем этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой ситуации.
Применяя технологию ТРИЗ, я стремлюсь создать условия, направленные на максимальное напряжение сил ребенком. Так как я считаю, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребенок добирается «до потолка своих возможностей» и постепенно поднимает потолок все выше и выше.
3 этап заключительный
- оформление результата проекта в виде презентации;
- оформление выставки дидактических игр по технологии ТРИЗ
Полученные результаты:
для детей:
- активизировалась познавательная деятельность детей;
- сформировались нестандартные и раскрепощенные ответы у детей;
- расширился кругозор детей;
- сформировалось стремление к новизне, к фантазированию;
- речь детей стала более образной, выразительной;
для педагогов:
- повысился уровень педагогической компетентности; профессиональный рост;
- удовлетворенность работой;
- систематизация и повышение качества работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательных способностей и развитию речи.
для родителей:
- повысился интерес к совместной деятельности по развитию познавательных и речевых способностей детей;
- гармонизировались детско-педагогические отношения;
- более тесная взаимосвязь с ребенком.
Перспективный план
| 1. | Тип деятельности | Самостоятельная деятельность | Совместная деятельность детей и педагога | Деятельность родителей и детей |
| 2. | Сбор методических материаалов | Изучить методическую и научную литературу по данной теме | Подбор методической литературы по теме;
|
Подбор наглядного пособия по теме;
|
| 3 | Консультирование, мастер-класс, выступление на педагогической конференции, семинарах | Игровые упражнения, игры-говоломки, игры с элементами ТРИЗ | Активизация познавательной деятельности детей | Консультирование, беды о технологии ТРИЗ;
|
| 4. | Оформление результата проекта в виде презентации;
|
Развлечения, игровые тренинги | занятия с элементами ТРИЗ технолгии | Сочинение загадок совместно с детьми по технологии ТРИЗ.
|
| 5. | Оформление выставки дидактических игр по технологии ТРИЗ
|
Сочинение загадок, рифмовок;
|
Беседы о технологии ТРИЗ | Подбор дид посообии по теме |
| 6. | Метод маленьких человечков (ММЧ)
|
Самостоятельны игры детей, сюжетно-ролевые, конструктивные, театрализованные;
|
Игровые упражнения, игры-говоломки | Сочинение рифмовок. |
| 7. | Активизация познавательной деятельности детей | Занятия с элементами ТРИЗ технолгии.
|
игры с элементами ТРИЗ | Беседы о технологии ТРИЗ |
