Корпоративная культура и удовлетворенность педагогов как детерминанты имиджа дошкольной образовательной организации
Анна ЗАГИДУЛЛИНА,
заведующий.
Усадский детский сад
«Умные дети»
Лаишевского района РТ
Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования позитивного имиджа дошкольной образовательной организации (ДОО) в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска внутренних ресурсов повышения конкурентоспособности ДОО, среди которых ключевыми выступают корпоративная культура и удовлетворенность педагогического коллектива работой. Целью исследования стало теоретическое обоснование, разработка и апробация проекта по формированию имиджа ДОО средствами развития корпоративной культуры и повышения удовлетворенности педагогов. В ходе опытно-экспериментальной работы на базе МБДОУ «Детский сад №140 комбинированного вида» г. Казани применялся комплекс методов: теоретический анализ, анкетирование (методика OCAI К. Камерона и Р. Куинна, авторские анкеты «Удовлетворенность работой» и «Имидж ДОО»). Результаты констатирующего этапа выявили доминирование иерархического типа корпоративной культуры и средний уровень удовлетворенности педагогов, а также ряд проблем в имидже учреждения. В рамках формирующего этапа был реализован проект «Детский сад будущего», направленный на развитие клановой и адхократической культур, укрепление корпоративного духа и визуальной идентичности. Контрольный этап показал положительную динамику: сдвиг предпочтений в сторону клановой культуры, рост удовлетворенности педагогов и улучшение восприятия имиджа ДОО. Делается вывод о том, что целенаправленное управление корпоративной культурой и удовлетворенностью персонала является эффективным стратегическим инструментом формирования устойчивого позитивного имиджа дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: имидж, дошкольная образовательная организация, корпоративная культура, удовлетворенность педагогов, конкурентоспособность, проектное управление, организационная культура.
Введение
Современная система российского образования характеризуется процессами постоянного обновления и обострения конкуренции между организациями, предоставляющими образовательные услуги. Это в полной мере касается и сектора дошкольного образования. В этих условиях формирование узнаваемого и позитивного имиджа становится не просто желательным, а стратегически необходимым ресурсом, обеспечивающим привлекательность ДОО для родителей, воспитанников и потенциальных сотрудников [5, 8].
Имидж образовательной организации понимается как целенаправленно формируемый образ, существующий в сознании целевых групп и оказывающий прямое влияние на их лояльность и выбор [44, 46]. Однако его формирование не может быть сведено исключительно к внешним коммуникациям и рекламе. В основе устойчивого позитивного имиджа лежат внутренние факторы, среди которых ведущая роль отводится корпоративной культуре и уровню удовлетворенности педагогического персонала [26, 50].
Корпоративная культура, представляющая собой систему разделяемых коллективом ценностей, норм и убеждений, определяет внутренний климат, стиль взаимодействия и качество предоставляемых услуг [61]. Удовлетворенность педагогов работой напрямую коррелирует с их профессиональной мотивацией, вовлеченностью и, как следствие, с качеством образовательного процесса, что неизбежно проецируется вовне и формирует репутацию учреждения [29, 32].
Несмотря на признанную важность данных феноменов, проблема их целенаправленного развития как инструментов формирования имиджа именно в контексте дошкольного образования изучена недостаточно. Эмпирических исследований, демонстрирующих эффективность проектного подхода в этой области, явно не хватает.
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и апробировать проект по формированию имиджа дошкольной образовательной организации средствами корпоративной культуры и удовлетворенности педагогов.
Задачи исследования:
- Провести диагностику типа корпоративной культуры и уровня удовлетворенности педагогов в конкретной ДОО.
- Выявить проблемы имиджа организации через призму восприятия педагогического коллектива.
- Разработать и реализовать проект, направленный на трансформацию корпоративной культуры и повышение удовлетворенности педагогов.
- Оценить эффективность проекта и его влияние на имидж ДОО.
Материалы и методы исследования
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад №140 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани. В исследовании приняли участие 15 педагогов учреждения.
Исследование состояло из трех этапов:
- Констатирующий – диагностика исходного состояния корпоративной культуры, удовлетворенности педагогов и их восприятия имиджа ДОО.
- Формирующий – разработка и реализация проекта «Детский сад будущего».
- Контрольный – повторная диагностика для оценки эффективности проекта.
На костатирующем этапе применялся следующий диагностический инструментарий:
- Опросник OCAI (Organizational Culture Assessment Instrument) К. Камерона и Р. Куинна для определения доминирующего типа корпоративной культуры (клановый, адхократический, рыночный, иерархический) в текущем и предпочтительном состоянии [61].
- Авторская анкета «Удовлетворенность работой», направленная на оценку удовлетворенности условиями труда, графиком, психологическим климатом и корпоративной культурой.
- Авторская анкета «Имидж дошкольной образовательной организации», позволяющая выявить оценку педагогами ключевых составляющих имиджа (образ руководителя, персонала, качество услуг, материальная база, фирменный стиль) и сформировать видение желаемого образа ДОО.
Результаты и обсуждение
Результаты констатирующего этапа
Анализ данных по методике OCAI показал явное доминирование иерархического типа корпоративной культуры как в текущей (12 чел.), так и в предпочтительной (9 чел.) моделях. Это свидетельствовало о высокой степени формализации, строгой подчиненности и ориентации на регламенты в управлении учреждением. Педагоги отмечали недостаток горизонтальных коммуникаций и неформального взаимодействия.
Анкетирование по удовлетворенности работой выявило, что 70% респондентов имеют средний уровень удовлетворенности. Положительно оценивались режим работы, условия труда и санитарно-гигиенические условия. В то же время, лишь 20% педагогов продемонстрировали высокий уровень удовлетворенности.
Оценка имиджа ДОО показала, что педагоги высоко ценят качество образования (80%) и образ коллег (70%). Однако были выявлены значимые проблемные зоны: 60% педагогов указали на неразвитость внешней атрибутики и фирменного стиля, а также на недостаточное, по их мнению, качество образовательных услуг. Треть респондентов были неудовлетворены материально-техническим оснащением и организацией питания.
Таким образом, была установлена взаимосвязь: доминирование иерархической культуры и средняя удовлетворенность педагогов коррелировали с наличием проблем во внутреннем и внешнем имидже учреждения.
Реализация проекта «Детский сад будущего»
Для решения выявленных проблем был разработан и внедрен долгосрочный проект, направленный на:
– Смещение корпоративной культуры от иерархической к клановой (семейной, командной) и адхократической (инновационной, предпринимательской).
– Повышение удовлетворенности педагогов через развитие корпоративного духа, систему морального и материального стимулирования, улучшение психологического климата.
– Формирование позитивного имиджа путем разработки фирменного стиля, усиления информационного присутствия, участия в конкурсах и развития предметно-пространственной среды.
Ключевые мероприятия проекта включали:
– Разработку и принятие Кодекса корпоративной этики.
– Создание инициативных групп по разработке миссии, символики (логотип, гимн), корпоративных традиций.
– Проведение тренингов командообразования, коммуникации и управления конфликтами.
– Организацию педагогического клуба и внутрикорпоративных изданий.
– Активное участие педагогов и воспитанников в конкурсах различного уровня.
– Разработку и внедрение элементов фирменного стиля (бейджи, бланки, сувенирная продукция).
– Совершенствование официального сайта и работу со СМИ.
Результаты контрольного этапа
Повторная диагностика по методике OCAI зафиксировала значительные изменения. Предпочтения педагогов сместились в сторону кланового типа культуры (9 чел. в предпочтительном состоянии против 3 на констатирующем этапе). Значительно сократилось число сторонников иерархической модели (с 9 до 1 чел. в предпочтительном состоянии). Это свидетельствует о успешной трансформации ценностных ориентаций коллектива в сторону большей сплоченности, взаимоподдержки и командной работы.
Наблюдался рост уровня удовлетворенности педагогов работой, что подтверждалось как результатами анкетирования, так и неформальными отзывами. Педагоги отмечали улучшение психологического климата, повышение уровня вовлеченности в принятие решений и гордости за свое учреждение.
Качественный анализ восприятия имиджа показал, что педагоги стали более позитивно оценивать фирменный стиль, корпоративную культуру и качество образовательных услуг. Реализация проекта позволила создать более целостный и привлекательный образ ДОО как в глазах самих сотрудников, так, по их оценкам, и во внешней среде.
Заключение
веденное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что процесс формирования позитивного имиджа дошкольной образовательной организации будет эффективным при условии целенаправленного развития корпоративной культуры и повышения удовлетворенности педагогов.
Экспериментально доказано, что доминирование иерархической культуры и средний уровень удовлетворенности персонала являются сдерживающими факторами для построения сильного имиджа. Разработанный и апробированный проект «Детский сад будущего», сфокусированный на развитии клановых и инновационных ценностей, укреплении корпоративной идентичности и визуального стиля, показал свою высокую эффективность.
Результаты работы имеют практическую значимость для руководителей ДОО, так как демонстрируют конкретный инструментарий диагностики и управления внутренними факторами имиджа. Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение влияния данных факторов на лояльность родителей и конкурентоспособность ДОО в долгосрочной перспективе.
Список литературы
- Даниленко Л.В. Имидж учебного заведения // Справочник руководителя ОУ. – 2023. – № 1. – С. 19–24.
- Калюжный А.А. Социально-психологические механизмы построения имиджа // Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. – 2025. – № 2 (13). – С. 67–72.
- Карпов Е.Б. Имидж в образовании // PR в образовании. – 2003. – № 6. – С. 40–50.
- Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. – М.: Омега-Л, 2021. – 400 с.
- Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2019. – №5. – С.45–55.
- Спивак В.А. Корпоративная культура: учебник. – СПб.: Питер, 2023. – 352 с.
- Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / под ред. В.А. Спивака. – СПб.: Питер, 2022. – 336 с.
