Проектная деятельность, как увлекательный метод обучения

 

Айгуль ГАЛЯВЕТДИНОВА,

учитель начальных классов

многопрофильной гимназии №189 «Заман»

г.Казани

 

Проектная деятельность в начальной школе – это увлекательный метод обучения, который позволяет детям самостоятельно или в группе решить практическую задачу и получить ощутимый результат. Такой подход помогает не только углубить знания по школьным предметам, но и развить важные навыки, такие как умение работать в команде, искать информацию и творчески мыслить.

Почему важно?
1. Развитие самостоятельности: Ученики учатся самостоятельно искать информацию, анализировать её и делать выводы.
2. Формирование коммуникативных навыков: Работа над проектом предполагает взаимодействие с одноклассниками, обсуждение идей и принятие совместных решений.
3. Практическое применение знаний: Учащиеся применяют полученные знания на практике, что помогает лучше усвоить материал.
4. Повышение мотивации: Интересные проекты мотивируют детей учиться, так как они видят реальную пользу от полученных знаний.

Типы проектов.

Исследовательский:

Ребёнок доказывает или опровергает гипотезу, проводит эксперимент. «Почему скисает молоко?», «Почему плесень появляется на хлебе?», «Какой чай остывает быстрее: чёрный или зелёный?». Ребёнок – «учёный» выдвигает гипотезу, проводит эксперимент, приходит к выводам.

Творческий:

Ребенок создает творческий продукт. К примеру, «Создание пригласительных билетов на праздник». Данную работу ребёнок может выполнить в следующих видах: рисунок, поделка и т.д.

Информационный:

Ученик собирает и анализирует информацию по заданной теме. К примеру, «Картотека профессий родителей», «Что мы знаем о домашних животных?». Данный тип проекта направлен на развитие навыков поиска, отбора и структурирования информации. Данный проект можно оформить в виде лэбука, плаката и т.д..

Практико-ориентированный:

Ребенок здесь решает конкретную практическую задачу. «Как сделать класс уютным?», «Памятка по правильному питанию». Результатом такой работы будет: пособие, макет, инструкция, брошюра, имеющая ценность для других.

Как организовать проектную деятельность?

Шаг 1: Выбор темы проекта
Важно выбрать интересную и актуальную тему, соответствующую возрасту учеников. Например, изучение природы родного края, создание экологической акции или исследование истории своей семьи.
           Шаг 2: Постановка цели и задач
Необходимо чётко сформулировать цель проекта и определить конкретные задачи, которые нужно решить.
          Шаг 3: Планирование
Разработка плана действий, распределение ролей среди участников группы.
          Шаг 4: Реализация проекта
Сбор информации, проведение исследований, выполнение практических заданий.
          Шаг 5: Подведение итогов
Представление результатов проекта перед классом или родителями, обсуждение достижений и трудностей.