Игра и обучение: как использовать игровые методы в воспитании и обучении детей

 

Лилия  ГАРИПОВА,

воспитатель детского сада

№402 г.Казани

 

Игра является одной из занимательных и интересных видов деятельности человека.  Но наибольшую ценность игра имеет в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

В начале жизненного пути человека приоритетным видом деятельности является игра. Через игру ребенок дошкольного возраста знакомится с окружающим миром, учится взаимодействовать с различными предметами, коммуницировать друг с другом, отрабатывает навыки владения различными предметами человеческого труда и природы. Все это обусловило приоритетность использования игровых методов и приемов в обучении и воспитании детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Функции игры в обучении и воспитании детей:

– обучающая функция, позволяющая достичь целей и задач поставленных образовательных задач;

– развивающая функция, проявляющаяся в развитии детей, их речи, мелкой и крупной моторики, двигательных навыков, развитии памяти и других познавательных процессов

– воспитательная функция, заключающаяся в том, что в игре дети учатся нормам взаимодействия в обществе, уважению и поддержке друг друга;

– расслабляющая функция, проявляющаяся в том, что ребенок в процессе игры может действовать в соответствии со своими уже сформированными умениями и навыками, индивидуальными особенностями, что позволяет ему чувствовать себя комфортно;

–  развлекательная функция, позволяет ребенку концентрировать внимание, получать позитивные эмоции

– коммуникативная функция проявляется в формировании главного социального навыка общения между людьми.

В дошкольных образовательных учреждениях все занятия проходят в игровой форме: при формировании элементарных математических представлений, знакомстве с социальным окружением, природным миром, на занятия по развитию речи, физической культуре, музыке, рисовании, лепке и аппликации.

Так, самым эффективным способом привлечения внимания детей является введение героя. Это может быть ожившая кукла, животное или даже машинка. Дети с энтузиазмом реагируют на маленького героя, чувствуя себя на равных с ним, и с интересом ждут, что же будет.

Во время занятий также проводятся физкультминутки, которые под веселые песенки и стишки сами являются играми. Физкультминутки позволяют детям, которые предпочитают активную деятельность не заскучать на занятии. Если стишки и песенки соответствуют тематике проводимого занятия, позволяют в ненавязчивой форме закрепить и углубить транслируемые знания.

В старших и подготовительных группах целесообразно вводить интерактивные упражнения на занятия. В настоящее время доступны в цифровом интернет пространстве множество инструментов для создания игр, которые можно использовать и на развитии речи, и при рисовании, на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Творческий подход педагога к занятиям позволяет активно использовать современные технологии. При использовании цифровых технологий необходимо помнить о безопасности и здоровьесберегающих принципов.

По-прежнему популярными и эффективными являются использование на занятиях театрализованные представления. Самым распространённым является использование театрализованных представлений во время утренников (новогодних, на 8 марта, осеннего бала и т.п.). Театральная деятельность позитивно сказывается на развитии детей. Чувствуя психологический комфорт, дети раскрепощаются, раскрывают свои таланты, могут даже выбрать роль, чтобы самореализоваться.  Такой прием позволяет направленно и при этом интересно привести детей к необходимым знаниям, умениям, навыкам. Элементы театра можно внести в любые занятия (математику, развитие речи, лепку и т.д.).

Аппликация, лепка и рисование подразумевают за собой развитие мелкой моторики и сопровождаются обязательным присутствием всех элементов занятий (вводная часть (привлечение внимания, актуализация), основная часть, заключение). Как правило, продуктивная деятельность осуществляется в конце основной части. А перед продуктивной деятельностью также можно включить игровые моменты (взять героя игрушку, дать маленькое интерактивное занятие, поиграть в пальчиковый театр).

Не теряют своей актуальности и дидактические игры. Они многофункциональны и применимы как в самостоятельной деятельности детей, так и групповых и подгрупповых занятиях. По мере роста профессионализма педагоги начинают самостоятельно готовить и создать дидактические игры под определенные обучающие и воспитательные задачи.

Следует отметить, что любое занятие, проходящее в дошкольном образовательном учреждении, носят в себе достижение трех основных задач: обучающую, развивающую и воспитательную.  И все игры, используемы на занятии так или иначе участвуют в их достижении.

С учетом того, что дошкольный возраст – это возраст активной игровой деятельности, то использовании игровых методов позволит педагогам легко, непринужденно проводить занятия, при этом максимально эффективно достигая поставленных целей и задач.