Приобщение детей дошкольного возраста к культурному наследию своего народа в процессе театрально-игровой деятельности

Ландыш ИБРАГИМОВА,

воспитатель детского сада №380

г. Казань.

«Театр – это такая кафедра, с которой можно

много сказать миру добра»

Н. В. Гоголь

Аннотация: В данной статье говорится о том, что театрализованная деятельность является одним из основных видов искусства для детей дошкольного возраста и способствует нравственному, эстетическому, умственному развитию дошкольников.

Развитие творческих способностей и формирование основ национальной культуры у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач современного образования. Одним из самых эффективных методов решения этой задачи является театрально-игровая деятельность, позволяющая малышу погружаться в богатый мир фольклора, искусства и традиционной культуры родного края.

ВВЕДЕНИЕ.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейн-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.

Для новой образовательной ситуации характерно усиление этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре, которая продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.

      Важность приобщения к культурному наследию.

Знакомство детей с культурой своего народа формирует любовь к Родине, уважение к её истории и традициям. Именно в раннем возрасте закладываются основы ценностных ориентиров, развивается эстетическое восприятие окружающего мира. Задача педагога заключается в создании условий, обеспечивающих максимальное раскрытие творческого потенциала ребенка посредством театрализованных занятий.

Через участие в играх–драматизациях, праздниках, народных гуляниях дети приобретают знания о национальных обычаях, ритуалах, особенностях быта предков. Они узнают традиционные костюмы, блюда, песни и танцы своего региона, расширяя кругозор и формируя уважительное отношение к родному краю.

Методы театральн-игрового воспитания

Среди множества форм приобщения дошкольников к народному творчеству выделяются следующие:

Игрдраматизации: Дети принимают активное участие в разыгрывании сюжетов знакомых сказок, притчей, былин. Этот метод способствует развитию речи, воображения, фантазии, памяти и внимания.

Народные праздники: Организация календарных праздников («Масленица», «Иван Купала») даёт возможность показать разнообразие обрядовых действий, символику, предметы декоративно-прикладного искусства.

Просмотр спектаклей: Посещение театров кукол, драматических театров помогает малышам осознать красоту сценического воплощения литературных произведений.

Создание декораций и костюмов: Привлечение детей к изготовлению реквизита, элементов оформления сцены укрепляет мелкую моторику рук, развивает художественно-эстетический вкус.

Эти методы позволяют интегрировать обучение и воспитание в процесс интересной творческой деятельности, делая знакомство с культурой естественной и привлекательной формой познания.

Роль семьи в приобщении детей к культурному наследию

Большое значение имеет поддержка родителями участия детей в культурно-воспитательных мероприятиях. Совместные посещения музеев, театров, концертных залов формируют интерес к искусству, создают благоприятную атмосферу семейного взаимодействия. Родители могут стать активными участниками праздничных мероприятий детского сада, создавая совместно с детьми интересные представления и тематические выставки.

Педагоги могут организовать мастер-классы для взрослых и детей, направленные на изготовление народных игрушек, создание костюмов h, педагоги могут воспользоваться следующими рекомендациями:

– Регулярно организовывать сюжетно-ролевые игры, включающие элементы традиционного фольклора.

– Использовать фольклорные произведения разных жанров (сказки, загадки, потешки).

– Проводить фестивали и ярмарки, посвящённые традиционным ремеслам и искусствам.

– Включать в образовательный процесс посещение специализированных центров и экспозиций.

Родители же могут поддерживать стремление ребёнка познакомиться ближе с родным краем, устраивая семейные прогулки по историческим местам, читая литературу о быте и искусстве русского народа, участвуя вместе с ребёнком в подготовке представлений и концертов.

 

Заключение:

Театрально-игровая деятельность оказывает огромное влияние на развитие дошкольника, помогая сформировать устойчивый интерес к русской культуре, заложив фундамент будущих духовных и моральных ценностей. Педагогам и родителям важно объединить усилия, создать среду, поддерживающую творческое самовыражение детей, вдохновляя их на освоение богатого наследия своего народа.

Литература

  1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников, Т.А.Бударина, О.А. Маханева, О.Н, Корепанова и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  2. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  3. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  4. Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников»Москва: «Владос»
  5. А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду»Москва: «Мозаика – Синтез»
  6. Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр»Программа «Театр – Творчество –Дети». Москва 2002.
  7. И.П. Посашкова «Организация творческой деятельности детей 3–7 лет». Волгоград 2009