Школа юного инспектора дорожного движения

 

(Интегрированное занятие по обучению детей безопасности дорожного движения)

 

Энже ХУЗИНА,  

воспитатель

детского сада №161

г.Казани

 

Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята (приветствие). У нас сегодня необычное занятие, а о чём оно вы узнаете, отгадав загадки:

  1. Никогда я не сплю,
    На дорого смотрю
    Подскажу, когда стоять,
    Когда движение начинать… (ответы детей «Светофор!» )
  2. Тут машина не пойдет.
    Главный здесь – пешеход.
    Что друг другу не мешать,
    Нужно справа путь держать… (ответы детей «Тротуар!» )
  3. Эту ленту не возьмешь
    И в косичку не вплетешь.
    На земле она лежит,
    Транспорт вдоль по ней бежит…(ответы детей «Дорога!» )

В.: Ребята, что бы вот это все мы не забыли что должны знать? …(ответы детей «Правила дорожного движения!» )

Основная часть:

В.: Я хотела бы вам сегодня предложить вступить в ряды «Юных инспекторов дорожного движения», но для этого вы,  конечно-же,  должны сдать экзамены на знание правил дорожного движения и получить удостоверение «Юный инспектор дорожного движения».  Согласны? (ответы детей)

В.: Наши экзамены будут проходить в Школе юного инспектора, а принимать экзамены будет инспектор дорожно–постовой службы (На экране появляется иллюстрация Инспектор ДПС), он будет внимательно следить за правильностью ваших ответов.

Инспектор дорожно-постовой службы: Здравствуйте, ребята, прежде чем вы начнёте сдавать экзамены, я хочу задать вам вопросы:

– вы знаете правила дорожного движения? (ответы детей)

– для чего они нужны? (ответы детей).

– как вы думали, всегда ли существовали эти правила? (ответы детей).

Чтобы узнать, как появились правила дорожного движения, я предлагаю Вам отправиться в далёкое прошлое.

(Слайд – историческая презентация).

Инспектор дорожного движения: Много – много лет назад машин на дороге не было, люди ходили пешком или по улицам и дорогам ездили всадники верхом на лошадях, колесницы, кареты и конные повозки. Их можно было считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Ведь улицы городов в те времена были узкими, а дороги извилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, то есть изобрести правила, которые сделали бы движение по ним удобным и безопасным. Первые правила дорожного движения появились 2000 лет назад. Они помогали регулировать движения на улицах городов. Некоторые из этих правил дошли до наших дней. И эти правила прописаны в специальной книге, которая так и называется «Правила дорожного движения» (показ книги).

Инспектор дорожного движения: Мы с вами узнали интересную историю о правилах дорожного движения.

– И теперь начинаем наши экзамены.

– Послушайте первый вопрос:

–Какой предмет помогает инспектору регулировать движение пешеходов и транспорта? (ответы детей «Жезл!»).

В.: Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру: «Весёлый жезл» и ответить на вопросы. Правильный ответ будет оцениваться зелёной карточкой, а красный карточкой оценивается не правильный ответ, а если увидите жёлтую карточку, то ответ не точный или не полный (звучит музыка, дети передают «жезл» друг другу, по окончании музыки отвечают на вопрос инспектора постовой службы).

Вопросы:

  1. Из каких частей состоит улица? (ответы детей «Дорога, тротуар»).
  2. Где можно гулять детям? (ответы детей «Во дворе, на детской площадке»).
  3. Как нужно вести себя в автобусе? (ответы детей «Не кричать, тихо»).
  4. Где люди ждут транспорт? (ответы детей «На остановке»).
  5. Где можно переходить улицу? (ответы детей «Пешеходный переход и там, где есть светофор»).
  6. Назови сигналы светофора? (ответы детей «Красный, жёлтый, зелёный»).
  7. На какой сигнал можно перейти дорогу? (ответы детей «На зелёный»).

Игра «Лучший пешеход»

Инспектор дорожного движения:

Второй вопрос:

–Сейчас мы проверим, кто же из вас лучший пешеход? (дети выполняют задание: на зелёный свет – дети маршируют, жёлтый – хлопают в ладоши, красный свет – замирают).

Игра: «Запрещается – разрешается»

– При выполнении второго задания: я предлагаю вам поиграть ещё в одну игру, и, вы, как будущие инспектора, скажете, разрешается или запрещается это делать…

– Переходить улицу при зелёном свете светофора? (ответы детей «Разрешается»).

– Перебегать улицу перед близко идущим транспортом? (ответы детей «Запрещается»).

– Переходить улицу при красном сигнале светофора? (ответы детей «Запрещается»).

– Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора? (ответы детей «Запрещается»).

– Цепляться за проезжающие автобусы и машины? (ответы детей «Запрещается»).

– Помогать пожилым людям и малышам переходить дорогу? (ответы детей «Разрешается»).

– Уступать место в транспорте? (ответы детей «Разрешается»).

– Играть на проезжей части? (ответы детей «Запрещается»).

– Соблюдать правила дорожного движения? (ответы детей «Разрешается»).

– Перебегать улицу перед близко идущим транспортом? (ответы детей «Запрещается»).

Инспектор постовой службы:

Переходим к третьему вопросу экзамена:

– Знаете ли вы, как называется пересечение двух дорог? (ответы детей).

– Предлагаю вам посмотреть два видеосюжета, где вы увидите два разных перекрёстка.

– Внимательно посмотрите, и после просмотра постараемся с Вами выяснить, чем они отличаются друг от друга (слайд – видео о перекрёстках).

– Какие отличия вы заметили? (ответы детей «Первый перекрёсток оборудован светофором и дорожными знаками. Такой перекрёсток называется регулируемый. На втором перекрёстке нет светофоров, нет знаков, и такой перекрёсток мы называем – нерегулируемый»).

– Перекрёсток – это самая опасная часть дороги для пешеходов. Как вы думаете почему? (ответы детей  «Транспорт двигается с четырёх сторон»).

Двигательный тренинг: «Мы водители»

– Едем, едем на машине, нажимаем на педаль,

– Газ включаем, выключаем, смотрим пристально мы вдаль,

– Дворники счищают капли, влево – вправо чистота,

– Волосы ерошит ветер, мы шофёры хоть куда,

(дети выполняют движения, согласно тексту стихотворения).

Инспектор дорожного движения:

– Дети, какие у нас есть ещё помощники на дороге? (ответы детей).

– Какие бывают знаки? (ответы детей «Запрещающие, предупреждающие, информационно – указательные»).

Дидактическая игра «Собери и назови знак»

Инспектор постовой службы:

Предлагаю вам выбрать себе пару для выполнения следующего задания с помощью фишек. Вам нужно собрать дорожный знак, назвать его и сказать, где этот знак можно встретить? (дети выполняют задание парами).

Дидактическая игра: «Узнай цвет»

Инспектор постовой службы:

– Следующее задание нашего экзамена, каждый из вас получит экзаменационный билет и будет выполнять его самостоятельно. Будьте внимательны, (дети получают карточку, на которой нарисован светофор с тремя не закрашенными кружочками).

– Закрасьте нужным цветом, окошечко светофора (дети выполняют задание самостоятельно, инспектор оценивает каждое выполненное детьми задание).

Инсценировка стихотворения светофор:

  1. Светофор добр не всегда,

Изменив в окошке свет,

Говорит – «Прохода нет!».

  1. Изменив свой цвет в окне,

Светофор нам говорит:

«Скоро будет путь открыт».

  1. Этот скажет пешеходу».

«Приготовься к переходу».

Инспектор постовой службы: Ребята, вы достойно справились с первой частью наших экзаменов и показали очень хорошие знания. Мы переходим к практическому выполнению задания. Нам нужно создать макет улицы, на которой обязательно должна быть проезжая часть, оборудованная знаками и светофорами, тротуар, разные здания.

– Чтобы быстрее справиться с этим заданием, предлагаю распределить обязанности между собой: кто–то займётся дорожным полотном? Кто–то будет отвечать за установку светофора и знаков, кто–то за строительство зданий? (дети, разделившись на подгруппы, создание макета улицы выполняют самостоятельно, инспектор оценивает проделанную работу ребят).

Заключительная часть:

Инспектор постовой службы: Молодцы, ребята, вы достойно справились и с теоретической и с практической частью наших экзаменов, показали, что действительно знаете и правильно используете правила дорожного движения, Вы были самыми лучшими учениками в школе Юных инспекторов дорожного движения. Каждый из вас получает удостоверение «Знаток дорожного движения».

Чтобы жить, не зная огорченья,

Чтобы бегать, плавать и летать,

Должны вы правила движения

Всегда и всюду соблюдать.

На улице всегда будьте внимательны, дети!

Твёрдо запомните правила эти,

Помните правила эти всегда,

Чтоб не случилась с вами беда!

Инспектор постовой службы: Ребята, что вы можете сказать о нашем сегодняшнем экзамене? (ответы детей).

– Было ли вам трудно? (ответы детей)

– В каких моментах (ответы детей).

– Всё ли у вас получилось? (ответы детей)

– Вы рады, что вы стали инспекторами дорожного движения? (ответы детей).

– Ну что же ребята, мы с вами с большой пользой провели сегодняшний день. Я думаю, что эти первые в вашей жизни экзамены вы надолго запомните.