Маленькие чудеса большой природы

(Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе)

Гульназ ХАКИМОВА,

воспитатель

детского сада №21

«Золотая рыбка»

г. Нурлат РТ

Цель: Формирование целостного представления о природных климатических зонах. Создание условий для проявления любознательности, инициативы и самостоятельности в совместной со сверстниками и взрослыми деятельности

Задачи:

способствовать развитию самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции  действий;

создать условия для расширения представлений детей о разнообразии природных зон; об особенностях животного  мира той или иной зоны;

способствовать к принятию собственных, осознанных решений на основе ранее сформированных представлений об умении животных приспосабливаться к среде обитания, по внешнему виду определять место обитания того или иного животного;

создавать условия для развития для развития творчества, развития наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно – следственной зависимости, умение делать выводы, умения доводить начатое до определенного результата,  развитию мелкой моторики рук;

стимулировать проявление детей в желании делиться своими знаниями по этой теме, развитие творческого воображения;

развивать навыки общения и  взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками при работе в команде, умения договариваться, планировать, помогать друг другу

Виды детской деятельности: игровая, познавательно — исследовательская, коммуникативная, элементарная трудовая деятельность.

Формы организации: фронтальная, групповая.

Форма реализации: использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий; поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу; создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление, сюрпризный момент

 Оборудование: экобоксы, набор животных, растений, наборов для экспериментирования (песок, вода, камни, пена для бритья, манная крупа, рисовая крупа, морская соль, пенопласт, ракушки, трубочки коктейльные, музыкальное сопровождение  «Шум моря», «Лес», «Пустыня», «Север», «Насекомые» в записи

Ход образовательной деятельности

Первый этап. Способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

Воспитатель: Добрый день, мои друзья. Давайте поиграем в игру «Менялки»

Меняет свое место тот, кто любит мороженное!

Меняет свое место тот, кто любит путешествовать!

Меняет свое место тот, кто любит играть!

Меняет свое место тот, кто бывал на Северном полюсе!

Меняет свое место тот, кто был на море!

Меняет свое место тот, кто любит играть!

Воспитатель: А в какие игры вы любите играть? А что вам нужно для этого? Ответы детей.

Воспитатель приглашает детей к обсуждению очень важного вопроса.         

Воспитатель: А вы хотите узнать во что играла я, когда была такой же как и вы? Когда я ходила в детский сад, очень любила играть в кругосветное путешествие. А вы играете в эту игру, а как? Ответы детей.

Воспитатель: А хотите поиграть сегодня со мной в эту игру? Давайте поиграем. Больше всего на свете мне хотелось попасть в подводный мир,  увидеть,  кто же там живёт на дне морском. И я со своими друзьями сделала вот что.

Воспитатель показывает экобокс для создания морской экозоны.

Второй этап. Способствуем планированию детьми их деятельности

Воспитатель: Друзья, как вы думаете, можно ли это превратить в подводный  морской мир? И что же нам для этого понадобится? Ответы детей

Воспитатель слушает варианты, предложенные детьми, комментирует их и задает наводящие вопросы. Например: «А какой бывает берег около моря? А как называются камушки на берегу? А какая вода в море, а что нам нужно сделать для того, чтобы наша водичка стала соленой? Каких животных мы можем встретить в море?

Третий Этап. Способствуем реализации детского замысла. После того, как воспитанники перешли к реализации своего замысла, нужно на пару минут оставить детскую деятельность без сопровождения, и вести наблюдение и если нужна помощь, предложить ее.

Воспитатель: Как здорово, вы все знаете, а теперь посмотрите, есть ли вокруг нас все то, что нам понадобится, поищите и принесите, и мы с вами помечтаем, поиграем. Друзья, давайте на моей музыкальной  колонке поищем подходящую музыку для моря. Супер! Вы большие молодцы! Приятной вам работы!

Дети самостоятельно ищут и приносят все то, что назвали и заполняют экобокс (вода, соль морская, камешки, песок, ракушки, игрушки морские обитатели) Воспитатель при необходимости помогает детям.

 Воспитатель: Как хорошо вы справились, вы большие молодцы, надеюсь,  вам понравилось. А где бы вы хотели еще побывать? Ответы детей.
Воспитатель: Давайте еще поиграем, куда же мы направимся сейчас, есть предложения? Ответы детей.

Четвертый  Этап. Способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности.

Воспитатель: Давайте расскажем друг другу, что же у нас получилось. Чем мы занимались и понравилось ли вам? Что показалось сложным, а с чем легко справились? Друзья мы сегодня все очень хорошо поработали.

Воспитатель протягивает руку ладонью вверх, приглашая детей положить свои ладошки на его ладонь. «Фонтан рук»