Методическое пособие «Лого-Кейс»

Алия ВАЛИЕВА,

учитель-дефектолог,

детского сада №357

г. Казань

 

 Аннотация. Методическое пособие «Лого-Кейс» предназначено для оказания коррекционно-развивающей логопедической помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) и творческими нарушениями речи (ТНР). В статье рассматривается актуальность вопросов речевого развития в современном обществе, а также последствия медленного снижения культурного уровня и воздействия современных технологий. Приведены статистические данные, иллюстрирующие успехи в коррекционной работе с использованием технологий мнемотехники, формирующей знания о звуковом и словесном составе языка. Пособие «Лого-Кейс» включает в себя практические рекомендации для педагогов, дидактические материалы и методы, позволяющие оптимизировать процесс обучения детей. Основная цель разработки заключается в улучшении звукопроизношения и различных аспектов обучения грамоте, а также в развитии фонематического слуха, памяти и связной речи. Предлагаемая методика продемонстрировала положительные результаты в работе с дошкольниками, улучшая их речевые навыки и общую познавательную активность.

Ключевые слова: методическое пособие, лого-кейс, задержка психического развития, нарушения речи, мнемотехника, речевое развитие, педагогика, дошкольное образование, коррекционная работа, звукопроизношение, фонематический слух.

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в современном обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение компьютеризированного материала, примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.

В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка. Отсюда огромная ответственность лежит на педагогах, занимающихся формированием речи у подрастающего поколения.

В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие дошкольников предполагает достижение целевых ориентиров: владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

Исследования Г.П.Белякова, Г.А.Тумакова, ФА.Сохина показали, что осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит детей к овладению грамотой и самое главное – закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой к успешному школьному обучению.

Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей (В.В.Виноградов, Л.С.Выготский, А.Н.Гвоздев, А.В.Запорожец, А.Н. Леонтьев, ХА.Леонтьев, АА.Пешковский, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин, Е.И. Тихеева, КД.Ушинский, Е.А.Флерина, Л.В.Щерба, Д.Б.Эльконин).

Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации взрослого с детьми и детей друг с другом в процессе ООД.

Методическое пособие «Лого-кейс» подготовлен на основе опыта работы с детьми с ЗПР и ТНР и направлена на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям, заинтересованным в развитии ребенка. Она помогает оптимизировать и направлять процесс обучения детей так, чтобы он соответствовал уровню развития детей, их индивидуальным интересам, потребностям и возможностям., вносит разнообразие в работу специалистов, помогает заинтересовать дошкольников в изучении того или иного материала.

Основной целью разработки является: Создание и организация коррекционной работы с детьми с ЗПР с ТНР по развитию звукопроизношения и обучению грамоте.

Дети с ЗПР и с ТНР, отличаются повышенной утомляемостью, отвлекаемостью, не удерживают в памяти задания, зачастую не могут довести начатую работу до конца. Все эти и другие особенности психического развития не могут не сказаться на состоянии и развитии речи. Дети не всегда выделяют характерные признаки предметов и явлений, не всегда могут объединить предметы по группам, особенно при совмещении нескольких признаков, как оснований для классификации. Дошкольники с ЗПР и с ТНР испытывают затруднения при установлении логических и временных связей между предметами и явлениями. Ограниченность лексико–грамматических средств обнаруживается при попытке рассказать о чем–либо, описать знакомый предмет или игрушку, доказать что–либо, сделать вывод из рассуждения и т.д.

Поэтому актуальным является нахождение различных способов развития речи дошкольников с ЗПР и с ТНР, одним из которых является метод использования технологии мнемотехники.

Мнемотехника (или мнемоника) – искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника основана на нескольких принципах. Процессом запоминания можно управлять сознательно. Запись образов в память осуществляется простой мыслительной операцией «соединение образов». Для быстрого преобразования любых видов информации в образы, применяется определенный набор приемов кодировки. Возможность запоминания с помощью методов мнемотехники в десятки раз превышают возможности обычной памяти.

Недостаточная сформированность познавательных процессов является главной причиной трудностей, возникающих у дошкольников с ОВЗ при обучении. Как показывают психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта принадлежит нарушениям памяти. Мнемотаблицы, как один из методов мнемотехники, мы использовали в коррекционной работе с детьми.

Основные задачи в работе с пособием «Лого-кейс» является:

–познакомить (или закрепить) с образом буквы;

–уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение;

–познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный–согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый);

–формировать фонематические представления;

–развивать зрительное внимание и память;

–развивать зрительно–пространственные представления;

–развивать связную речь;

–развивать графо-моторные навыки.

Для развития звукопроизношения и обучения грамоте мы составили план коррекционной работы с использованием мнемотаблиц.

Реализация пособия проводилась в детском саду с детьми с ЗПР и ТНР. Работа проводиласв три этап, как индивидуально так и небольшими подгруппами по 2–3 ребенка. Когда работа проводиться подгруппами происходит развитие волевых усилий, самоконтроля, происходит взаимодействие между детьми.

На первом этапе мы проводили диагностику, выявляли уровень развития звукопроизношения и  высших психических функций.

На втором этапе  проводили коррекционую работу

В завершении провели анализ эффективности работы с данным псобием где сравнили показатели развития до начала работы и в конце.

Благодаря проведенной работе с помощью прсобия «Лого-кейс» у дошкольников с ЗПР и с ТНР улучшилось:

– узнавание букв (УБ) на 30%

– фонематические представления (ФП) на 30%

– внимание (В) на 13%

– зрительная и слуховая память (ЗСП) на 27%

– зрительно–пространственные представления (ЗПП) на 10%

– связная речь (СР) на 7%

– графо-моторные навыки (ГМН) на 26%

Дети стали без труда давать характеристику каждому звуку, придумывать слова на заданный звук, познакомились с буквами, стали более последовательно, логично и связно составлять короткие рассказы.

В целом развитие детей улучшилось в среднем на 20%.

Содержание «Лого–кейса»

Каждому педагогу известно, как трудно привлечь ребенка к освоению учебного материала, пособие помогает активизировать познавательную активность ребенка и облегчить процесс обучения. У детей со сложностями в развитие выражены игровые интересы и с помощью лого-кейса можно привлечь внимание ребенка своей яркостью, наглядностью и доступностью. Начиная работу можно учитывать гендерные принадлежности ребенка, заменив девичий бантик на  мужскую кепку. Так же можно приучать ребенка порядку, к бережному отношению к предметам складывая содержимое в определенной последовательности.

При открывании кейса первое что мы видим – это сложенную мнемотаблицу

Так же лого-кейс состоит из:

– Сенсорного планшета с нитью, где планшет имеет две стороны. Первая для начального уровня сложности, вторая для более сложного;

– Из набора карточек с изображением предметов;

– из игрушечного микрофона;

– из набора смайлов с артикуляцией гласных звуков;

– из небольших кругов трех цветов для обозначения гласных, твердых, мягких согласных;

–из набора счетных палочек;

–из набора букв гласных и согласных, которые можно тактильно почуствовать очертания букв.

Мнемотаблица состоит из 10 ячеек.

Первая ячейка таблицы предназначена для изучения букв и слогов. Их можно потрогать, увидеть, почуствовать. Вторая ячейка со смайликами, показывает ребенку как должен выглядеть гласный звук или слога в артикуляции. Следующие 4 ячейки предназначены для активизации действий ребенка посмотри, напиши, собери и послушай. Ячейка с изображением микрофона предназначена предназначена для пропевания гласных звуков и слогов. Девятая и десятая ячейки работают вместе. Десятая предназначена для для вставки картинок с изображением в которых есть изучаемый звук. Девятая предназначена для нахождения звука в слове в начале, в середине, в конце.

Данное пособие может быть реализовано в дошкольных образовательных учреждениях, в специальных (коррекционных) учреждениях дошкольного и школьного, развивающих центрах для детей.

Так же пособие «Лого-кейс» можно в дальнейшем усовершенствовать, преобразовать, трансформировать и дополнить.

           Список литературы:

1.Большева Т. В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники» 2001

2.Бьюзен Т. Скоростная память. – пер. с англ., 1998

3.Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. – 2014 – № 3.

4.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников, 2013

5.Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказывание детей дошкольного возраста» 2009