Имена существительные собственные и нарицательные Правописание собственных имен существительных
(Методическая разработка урока русского языка во 2 классе)
Светлана НИГМАТУЛЛИНА,
учитель
начальных классов
Киятской средней школы
Буинского района РТ
Введение
В каждом языке присутствуют два класса слов – имена собственные и нарицательные. Само деление имен на собственные и нарицательные является одним из самых древних способов классификации лексического состава языка.
Данное деление не утратило своей актуальности до наших дней, эта актуальность стала увеличиваться со временем под влиянием постоянного развития человеческого общества, бурного развития науки, человеческой жизни деятельности.
Первоначальное знакомство в начальных классах с темой «Заглавная буква в именах собственных» проходит в первом классе. Тема эта достаточно важная и многогранная. Во 2 классе учащиеся знакомятся с собственными и нарицательными. В ходе урока у детей формируется представление об основном назначении имен собственных, вводится термин «имена собственные и «имена нарицательные», закрепляются орфографические навыки использования заглавной буквы в именах собственных и строчной буквы в именах нарицательных, развивается речь учащихся при работе с текстом, творческие способности, внимание, память, мыслительные операции.
В ходе урока предусмотрены различные виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах. Оценка каждого задания даст возможность каждому ребенку оценить свои знания, увидеть, что он усвоил и над чем ему еще нужно поработать. Важным моментом в разработке урока – соблюдение здоровье сберегающего режима: смена видов деятельности, физкультминутка.
Требования к методической разработке урока
Тип урока: открытие новых знаний
Форма: урок-исследование
Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»
Правописание собственных имен существительных»
Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.
Задачи:
образовательные: достичь осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и отрицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», понятия различия имён собственных и нарицательных, умение пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствует развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.
Основные понятия:
– имя существительное;
– имя собственное и имя нарицательное;
– правила правописания имен собственных и нарицательных.
Планируемые результаты
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.
метапредметные результаты:
регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение.
предметные результаты:
– усваивать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь распознавать имена существительные собственные и нарицательные, уметь написать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Формируемые УУД:
– уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;
– уметь осуществлять самооценку результатов работы;
– уметь планировать учебное сотрудничество в группе;
– уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение;
– выполнять учебное задание в соответствии с правилом;
– формулировать понятные высказывания, используя термины;
– уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопонимания.
План урока
| № | Этапы урока | Формы
работы |
Методы
обучения
|
Педагогические технологии | Межпредметные связи | Требования к знаниям учащихся |
| 1. | Организационный момент. | Словесная
беседа
|
Технология личностно– ориентированного обучения | |||
| 2. | Актуализация знаний. | Фронтальный опрос
|
Словесный
Диктант, беседа, |
Технология деятельностного метода | Знание написания словарных слов | |
| 3. | Постановка целей и задач урока. | Фронтальная | Словесный : проблемное изложение. | Технология проблемного обучения | Окружающий мир | Распознавать части речи |
| 4. | Самоопределение деятельности | Работа
в парах |
Частично–поисковый | Информационно коммуникативные технологии | Краеведение | Употребление заглавной буквы в словах |
| 5. | Открытие новых знаний. | фронтальная | словесный | Личностно–ориентированное, здоровье сберегающая | ||
| 6. | Применение новых знаний. | работа в группе | Обобщающая беседа.
Наглядный: наблюдение, показ. Практический: выполнение заданий.
|
Поисково–исследовательская | Литературное чтение | Употребление заглавной буквы в словах |
| 7. | Закрепление и обобщение новой темы. | работа в группе | Практический:
Выполнение заданий Словесный метод. |
Педагогика сотрудничества | Окружающий мир | Распознавание собственных и нарицательных имен существительных |
| 8. | Рефлексия. | индивидуальная | Обобщающий вывод урока. Выставление оценок. | Здоровье сберегающий подход | Понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные» | |
| 9. | Домашнее задание | По выбору | Словесный метод. | Уровневой дифференциации | Краеведение | Распознавать и правильно писать имена собственные |
Технологическая карта
| Технология проведения | Обучающие и развивающие задания каждого этапа
|
Формирование УУД | Деятельность учителя | Деятельность
обучающихся |
| I этап. Организационный
Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки (1 мин) |
I этап. Организационный
Эмоциональный настрой.
Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь друг другу. Начинается урок. Тихо все за парту сели, На меня все посмотрели И работать захотели. – Посмотрите, что это? (вопросительный знак). (на доске) Мудрецы говорят: «Если вы хотите ответить на вопрос, исследуйте его». Хотите побывать в роли исследователей русского языка? Кто такие исследователи? (те, кто исследуют что–то новое)
|
Личностные УУД: положительное отношение к учению
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение
Познавательные УУД: находить ответы на вопросы учителя, используя справочные материалы |
Настроить детей на работу.
|
Поприветствовать учителя и друг друга. Настроиться на работу
|
| II этап. Актуализация знаний
Цель: актуализировать знания (6 мин)
III этап. Постановка целей и задач. (8 мин) |
II этап. Актуализация знаний.
Запишите число, классная работа. Запишите под диктовку слова. город. ворона, ветер, собака –Расставьте ударение, подчеркните опасные места. –Какие это слова? (словарные) –Словарные слова нужно проверять? (Нет их нужно запомнить) –Какой частью речи они являются? (именем существительным) – Почему вы так решили? (обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?) – Значит, какую часть речи мы будем сегодня повторять? – Как можно разделить данные существительные на две группы? –Назовите неодушевленные имена существительные, а теперь – одушевленные. – Молодцы. 2. «Соберём шкатулку знаний». – Проведем блиц–опрос, отвечая только «да» или «нет». В шкатулку поместим только те знания, на которые ответим «да»: – Имя существительное – это часть слова? (нет)
– Имя существительное – это часть речи? (да)
– Имя существительное обозначает действие предмета? (нет)
– Имя существительное обозначает предмет? (да)
– Имя существительное отвечает на вопросы: какой? какое? какая? какие? (нет)
– Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что? (да)
– Одушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО? (нет)
– Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? (да) Вывод: – Что же такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что? Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?, неодушевленные – на вопрос что?)
III этап. Постановка целей и задач. – Сегодня утром я встретила почтальона. Ему нужно отправить письмо. Но почтальон никак не может понять, куда и кому адресовано письмо. На конверте вот такая запись.(показать большой конверт) КУДА: орел, ул. зелёная , 5 КОМУ: дружку. – Почему почтальон не может понять адрес? (Почтальону непонятно: Орел – это город или птица, Зеленая – это улица или цвет, Дружку–это кличка или просто друг). – Так почему же запутался почтальон? (Отправитель не знает, какие слова надо писать с заглавной буквы.) Давайте попробуем помочь почтальону. Дети исправляют ошибки. –Предположите, над какой темой урока мы будем работать? (Слова, которые пишутся с заглавной буквы и слова, которые пишутся со строчной буквы.) Откройте стр.51 и прочитайте тему урока. – Давайте постараемся поставить цели для себя. На доске есть слова–помощники. Сегодня на уроке Мы узнаем … какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным. научимся … их различать. попробуем …свои знания применить на практике.
Перед Вами лежат конверты. Подпишите их так, чтобы почтальону было понятно, куда отправить письмо. Проверьте, верно ли вы подписали конверты. (слайд №) –Оцените себя (помочь сориентироваться в листе оценивания)1 |
Личностные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия
Коммуникативные УУД:ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно
|
Создать проблемную ситуацию, через которую обучающиеся смогли бы назвать тему урока.
Включить обучающихся в обсуждение проблемных вопросов.
Организовать работу по обсуждению проблемной ситуации. развивать речь.
|
Диалог с учителем.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Оценивать правильность выполнения заданий. |
| IVэтап. Самоопределение деятельности
Цель: мотивировать к изучению темы.
(8 мин)
|
IVэтап. Самоопределение деятельности
– Ребята, давайте узнаем почему нарицательные существительные так называются.
– Очень давно, люди стали нарекать все окружающие их предметы и явления словами, т. е давали им названия. Например, место, где человек жил, назвали дом, где собирал грибы и ягоды – лес. Но некоторые предметы, особенно важные для людей, имели свои индивидуальные собственные, только им принадлежащие имена. Работа в парах (На на экране: Маша, Игорь, Шарик, Москва, Свияга, ребята, карандаш, Рыжик,Волга, Буинск )
– Посмотрите на доску, вы видите записанные имена существительные. Выберите из них название города, реки, имя, кличку. Запишите в таблицу. Проверти по эталону и оцените себя по заданию 2 Почему слова в четырех столбиках пишутся с заглавной буквы? (Имена собственные) – какие слова записали в 5 столбик? (ребята, карандаш) А что это за слова? (словарные, одуш/неодуш) Остальные не собственные, а нарицательные имена, которые называют предмет, но не дают ему имени. И так сделаем вывод: Имена людей, названия городов, рек, клички животных – это имена собственные. Они пишутся с заглавной буквы. Имена нарицательные называют или нарицают предметы и пишутся с прописной буквы
|
Коммуникативные УУД: формулировать понятные высказывания, используя термины
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя
Личностные УУД: понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.
Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий, планировать свои действия
|
Включить учащихся
в обсуждение проблемной ситуации.
|
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).
Оценивать правильность выполнения заданий. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. |
|
|
||||
| V этап. Открытие новых знаний.
(8 мин) |
V этап. Открытие новых знаний.
Работа с правилом. А сейчас сравним наш вывод с правилом в учебнике. – Прочитаем правила на странице 52 и с. 53. Наши утверждения были верными? Приведите примеры. Физкультминутка Если прозвучит имя нарицательное – вам надо присесть, если имя собственное – встать и хлопнуть в ладоши над головой. Кошка Пушинка, Собака Смешинка, Петух Крикун, Козел Бодун, Воробей Тишка, Поросёнок Гришка, Красивая синичка. Как напишешь клички
|
Регулятивные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Слушать и понимать речь других.
Коммуникативные УУД: распределять роли, владеть монологической и диалогической формами речи. Личностные УУД: развивать доброжелательность, доверие, внимательность к товарищам по классу, готовность к сотрудничеству. |
Выполняют движения. |
|
| VI этап. Примене
ние новых знаний.
Цель: научить объяснять различие имен собственных и нарицательных.
(6 мин)
|
VI этап. Применение новых знаний. Групповая работа. Повторим правила работы в группе. 1.Говори по очереди. 2.Записывай идеи. 3.Умей слушать друг друга. Применим на практике новые знания. Станем исследователями. Запиши отгадку– 1 группа Девочка ростом с дюйм (______________). Деревянный мальчик (_______________). Знаменитый умывальник(______________). Друг крокодила Гены (________________). Деревня, в которой жил Матроскин (________). 2 группа. Найти 3 города 3 реки на карте Республики Татарстан. Ученик 1 группы зачитывает ответ. Как они все пишутся? (проверка через слайд) Оцените себя 3 –Ребята, с какими именами мы сейчас работали? (с собственными) Сделайте вывод Имена собственные и пишутся с большой буквы. Не всегда достаточно одного имени, чтобы позвать человека. Вот какая история может произойти. Восемь Тань Если скажут: «Таня, встань!» – – Как же можно различить людей с одинаковыми именами? (По фамилиям) Запишите в тетради свою своё имя и фамилию. –Как вы записываете слова? Почему? Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями. Оцените себя 4 – Вывод: имена и фамилии – имена собственные. Они пишутся с заглавной буквы. |
Познавательные УУД: уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение
Личностные УУД: уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию |
Организовать фронтальную работу по учебнику.
Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
|
Работать с информацией, представленной в тап. бление заглавной буквы в словах.ьность к товарищам по классу, готовность к сотрудничеству.учебнике.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
|
| VIIэтап. Закрепление и обобщение новых знаний.
Цель: научить применять знания в практическом задании; формировать умение правописания имен собственных и нарицательных (5 мин)
ДИАГНОСТИКА качества освоения темы
Обобщение |
VIIэтап. Закрепление и обобщение новых знаний.
Чтобы окончательно разобраться, чем отличаются собственные и нарицательные имена существительные составим Кластер. Групповая работа. Составление кластеров. 1 группа составляет кластер по теме «Имена собственные». 2 группа составляет кластер по теме «Имена нарицательные». Работают на ватмане, наклеивая на него ключевое слово и картинки вокруг него. Учитель контролирует и помогает. 1 группа Ключевые слова: имя собственное. Иллюстрации с изображением, например: воздушный шарик и собака Шарик, цветок роза и девочка Роза, Волга и река, Казань и город. Ученики приклеивают иллюстрации только с именами собственными. 2 группа Ключевые слова: имя нарицательное. Учащиеся приклеивают иллюстрации только с именами нарицательными Презентации кластеров Сделайте вывод. 1 гр. Имена собственные – Шарик, Роза, Волга, Казань– пишутся с большой буквы. 2 гр. Имена нарицательные– шарик, роза, река, город– пишутся со строчной буквы. Оцените себя по 5 з. И так вы к какому выводу пришли? Имена сказочных героев, названия городов, рек–это имена собственные и пишутся с заглавной буквы. Нарицательные имена существительные называют предметы и явления, которые не являются единичными и пишутся со строчной буквы.
|
Регулятивные УУД: выполнять учебное задание в соответствии с правилом; уметь осуществлять самооценку результатов работы
Коммуникативные УУД: формулировать понятные высказывания, используя термины; понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию; уметь планировать учебное сотрудничество в группе
Личностные УУД: уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию |
Организовать работу в группах;
обеспечить контроль за выполнением задания.
|
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).
Оценивать правильность выполнения заданий. |
| VIII этап. Рефлексия учебной деятельности
Цель: научить осознавать свои достижения (3 мин)
IX этап. Домашнее задание |
VIII этап. Итог урока. Рефлексия.
– Какие цели мы ставили в начале урока? Удалось ли нам их достичь? – Продолжите предложение: Сегодня на уроке я узнал..(какие имена называются собственными, а какие– нарицательными) научился … (писать правильно имена собственные и нарицательные) могу похвалить себя и одноклассников за …. Посмотрите на свои Листы успеха, подсчитайте баллы. Поднимите руки кто оценил себя на 5 Поднимите руки кто оценил себя на 4 Оцените себя. Поднимите Чемодан – знания, которые я возьму с собой, мясорубка– я должен переработать эту информацию, корзина– мне эти знания не понадобятся в жизни –А сейчас, ребята, поразмышляйте, какую карточку вы выберете. Дифференцированное домашнее задание Домашнее задание у нас на выбор. 1.Для всех: выучить правила на с. 52. 53; 2.Задание исследовательского характера Записать улицы родного села. 3.Задание базового уровня Записать 5–6 предложений на тему «Мой класс» и подчеркнуть имена собственные. |
Личностные УУД: понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.
Регулятивные УУД: уметь осуществлять самооценку результатов работы
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение
|
Анализировать свои успехи и неудачи | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. |
