Формирование духовно-нравственной личности младшего школьника посредством восприятия художественной литературы

 

Миляуша ДАВЛЯТШИНА,

учитель начальных классов

гимназии №8 –Центр Образования

г. Казани

 

Аннотация. В статье рассматривается вопрос духовно-нравственного воспитания младших школьников. Авторы обращают внимание на формирование духовно-нравственной личности посредством восприятия художественной литературы. А также изучен вопрос как восприятие художественной литературы способствует духовно-нравственному развитию младших школьников. Анализированы художественные произведения

А.С. Пушкина, Астрид Линдгрен, Л.Н.Толстого.

Ключевые слова: восприятие, художественная литература, духовно-нравственная личность, моральные ориентиры и ценности, эмоциональное восприятие, критическое мышление, традиции, культура.

 

В современном обществе, где информация легко доступна через интернет и другие средства, чтение остается ключевым инструментом для образования и саморазвития. Именно художественная литературы призвана научить ребенка не только понимать себя и свои чувства, но и сопереживать, сорадоваться, сострадать [1]. В этом и кроется актуальность данного исследования.

Формирование духовно-нравственной личности младшего школьника — одна из важнейших задач современного образования. В этом процессе значительную роль играет художественная литература, которая не только развивает воображение и мышление детей, но и формирует их моральные ориентиры, ценности и представления о добре и зле. В статье мы рассмотрим, как восприятие художественной литературы способствует духовно-нравственному развитию младших школьников.

Нами были анализированы методы и приемы эмоционального восприятия художественного текста:

  1. Эмоциональное восприятие художественного текста. Художественная литература обладает уникальной способностью вызывать у детей широкий спектр эмоций. Читая произведения, дети сопереживают героям, чувствуют их радости и горести, что помогает им развивать эмпатию. Например, знакомство с такими произведениями, как «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина или «Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен, позволяет детям осознать важность доброты, честности и дружбы. Через переживания персонажей младшие школьники начинают лучше понимать человеческие чувства и моральные дилеммы.
  2. Формирование нравственных ценностей. Художественная литература служит мощным инструментом для передачи нравственных норм и ценностей. В произведениях часто поднимаются темы справедливости, ответственности, любви к ближнему. Чтение таких книг, как «Анна Каренина» Льва Толстого или «Война и мир», может быть сложным для восприятия младшими школьниками, однако адаптированные версии этих произведений помогают детям понять основные идеи. Важно, чтобы учителя и родители обсуждали с детьми прочитанное, помогая им делать выводы о том, как поступать в различных жизненных ситуациях.
  3. Развитие критического мышления. Восприятие художественной литературы способствует развитию критического мышления у детей. Обсуждение сюжетов, анализ поступков героев и их мотивов помогает младшим школьникам формировать собственное мнение и оценивать различные жизненные ситуации. Это особенно важно в условиях современного мира, где детей окружает множество информации и различных точек зрения. Умение анализировать и делать выводы на основе прочитанного формирует у них уверенность в своих суждениях.
  4. Культурное обогащение. Чтение художественной литературы знакомит детей с различными культурами и традициями. Произведения из разных уголков мира расширяют кругозор младших школьников, помогают им понять многообразие человеческого опыта. Это способствует формированию толерантности и уважения к другим людям, что является важным аспектом духовно-нравственного воспитания.

Таким образом, художественная литература играет ключевую роль в формировании духовно-нравственной личности младшего школьника. Через эмоциональное восприятие текстов, усвоение нравственных ценностей, развитие критического мышления и культурное обогащение дети учатся понимать себя и окружающий мир. Важно, чтобы учителя и родители активно участвовали в этом процессе, создавая условия для обсуждения прочитанного и помощи детям в осмыслении литературных произведений. Мы сможем подготовить новое поколение людей, обладающих высокими духовными и нравственными качествами.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Назарова О.И. Методы и приемы эмоционального погружения в текст художественного произведения на уроке родной литературы// Международный научно-исследовательский журнал» (МНИЖ). — 2025. -№2(152), -URL: https://research-journal.org/archive/2-152-2025- february/10.60797/IRJ.2025.152.49?ysclid=m7931xgpjl818186566 (дата обращения: 12.02.2025).
  2. Тихомирова И.И. От чтения – к творчеству жизни. — Москва: РШБА, 2017. — 278 с.
  3. Тихомирова И.И. Школа творческого чтения.-Москва, 2003.-159 с.
  4. Шишкина Л.Ю. О восприятии произведений художественной литературы младшими школьниками // Актуальные вопросы теории и практики педагогической науки. Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции Нижний Новгород. — 2016. — С. 12-15.
  5. Шкабура И.А. Педагогическая поддержка младшего школьника при обучении восприятию художественного текста // В сборнике: Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты. — М., 2012. -С. 126-129. 6. Чиндилова О.В. Восприятие художественного текста читателями на разных этапах детства как педагогическая проблема // Начальная школа плюс До и После. 2010. № 7. С. 76-79.