Путешествие по сказке «Царевна-лягушка»

 

(Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте

для детей 6 –7 лет)

Гузель САЙФУЛЛИНА,

воспитатель

Шеморданский детский сад №2

«Теремок»

Сабинского района РТ

 

Цель: уточнить уровень знаний детей по образовательной области «Речевое развитие»

Задачи:

  • Уточнить знания детей о классификации звуков: гласные и согласные, в определении места звука в слове, подборе слов на заданный звук.
  • Оценить умения детей оперировать со схемой слова и предложения.
  • Развивать речь, внимательность.
  • Воспитывать доброту, чувство сострадания, желание помочь тем, кому трудно.

 

Ход занятия

 

(Дети стоят в кругу. Звучит волшебная музыка)

 

I.Приветствие.Организационный момент

 

Воспитатель:

Здравствуйте, мои дорогие

И маленькие, и большие!

Внимание! Внимание!

Дорогие зрители,

Чудеса сейчас придут

Интересно будет тут!

Я на вас погляжу,

Да и сказку расскажу!

Вы на ус всё намотайте,

Сказку рассказать мне помогайте!

–Чтобы узнать какую сказку будем рассказывать, предлагаю произнести скороговорку (дети произносят скороговорку сопровождая слова с движениями):

 Лягушка–квакушка квакала лягушке на ушко.

Лягушка подставила лягушке – квакушке ушко.

Лягушка –квакушка шептала, про все рассказала…

Лягушка узнала, – к другим «ушкам» поскакал

 Воспитатель:

– Молодцы!

–Предлагаю присесть на подушки.

– Ну что, мои хорошие, догадались, про кого будет сказка? (ответы детей)

–Ребята, знаете ли вы сказку «Царевна-лягушка»? (ответы детей)

Из–за того, что Иван–царевич сжег лягушечью кожу. Василиса Премудрая досталась Кощею Бессмертному, который жил в тридевятом царстве, тридесятом государстве.

(На экране воспроизводится отрывок из мультика «Царевна лягушка)

–Иван-царевич отправился в дальний путь искать Василису Премудрую. Дорога была долгой. Пришел он в лес.

II.Основная часть

 Воспитатель:

– Ребята, скажите, пожалуйста, какие звуки мог услышать Иван-Цареевич в лесу? (звуки пение птиц, шелест листьев, стук дятла, вой ветра, звуки животных, звуки насекомых, хруст веток).

–А как мы можем назвать эти звуки? (звуки природы).

–А как называются звуки, которые помогают нам разговаривать, общаться между собой? (звуки речи)

–Все верно, ребята.

Иван-Царевич ходил–ходил и заблудился…

  1. Задание «Гласные и согласные звуки»

Воспитатель:

Как стал кричать Иван-царевич? (Ау!)

Какой первый звук? (А)

– Что мы о нем знаем? (Он гласный)

– Какой второй звук ? (У)

– Что мы о нем знаем? (Он тоже гласный)

– Какие еще гласные звуки вы знаете? (О, И, Ы, Э)

– Почему они гласные? (Когда мы их произносим воздух выходящий изо рта не встречает преграду).

–Все верно, ребята, это у нас основные гласные первого ряда. А еще какие гласные звуки мы с вами знаем? (гласные второго ряда, Я,Е,Ё,Ю)

Почему их называют гласными второго ряда? (Они обозначают два звука).

–Правильно, ребята!

–кричал, кричал Иван-царевич, но в ответ лишь услышал скрип деревьев, шелест листьев, стук дятла по дереву.

–Ребята, напомните мне, пожалуйста, а как называются звуки в русском языке, которые не поют, не тянутся, а лишь умеют скрипеть, шелестеть и шипеть. (Согласные)

–А какие согласные звуки вы знаете? На какие две группы делятся согласные звуки? А когда согласные звуки бывают твердыми, мягкими? А еще, какими бывают  согласные звуки (глухие и звонкие).

– Отлично, ребята, про гласные и согласные звуки вспомнили, все про них рассказали.

Воспитатель:

(видеозапись отрывок из мультфильма)

–и кое–что подарил, чтобы Иван-царевич смог продолжить свою дорогу.

–Ребята, хотите узнать, что же подарил старик Ивану-царевичу? Тогда приглашаю вас за ваши рабочие места, присаживайтесь, пожалуйста.

2.Задание «Расставь буквы в правильном порядке и прочитай слово»

Воспитатель:

– Обратите внимание, у вас на столах лежат листочки, с заданиями. Попрошу вас выполнить его и прочитать получившееся слово. (Получается слово клубок) (один ребенок работает у доски)

–Молодцы, справились и с этим заданием, правильно расставили буквы, прочитали слово, узнали, что подарил старик нашему герою. Старик подарил клубок и сказал: «Куда он покатится, туда и ты иди».

–Катится клубочек по высоким горам, катится – по темным лесам, а Иван – царевич все идет и идет за ним и мы тоже не отстаем.

–Вдруг попадается ему навстречу медведь. «Дай убью медведя! – думает Иван–царевич. – Ведь у меня никакой еды больше нет». Прицелился он, а медведь человеческим голосом говорит: (видеозапись отрывок из мультфильма)

–Хотите узнать, чем угостил медведь Ивана–царевича? (ответы детей)

  1. Задание «Собери картинку и раздели слово на слоги»

Воспитатель:

–Ну, тогда, попрошу вас взять по одной палочке. А теперь попробуйте прочитать слог, написанный на палочке. Если ваш слог, начинается на гласный звук, подойдите к красному обручу, если слог начинается на мягкий звук к зеленому обручу, если  на твердый звук к синему обручу. Собираем целую картинку.

–Красная команда, что у вас получилось? (малина). Ребята, а давайте, все вместе разделим слово малина на слоги. Из скольких слогов состоит слово?

–Синяя команда у вас, что получилось? (Рыба)

Поделите, пожалуйста, слово рыба на слоги. Из скольких слогов состоит это слово?

–А теперь зеленая команда расскажет нам, что у них получилось? (Мёд). Как вы думаете, из скольких слогов состоит ваше слово?

–Вот мы с вами и узнали, чем угостил медведь нашего героя, а так же разбили эти слова на слоги.

  1. Задание «Составь и разбери слово»

Воспитатель:

– Скоро сказка – сказывается, да нескоро дело — делается. Продолжает Иван – царевич поиски своей Василисы Премудрой. Идет по дороге, торопиться! Хотите узнать, кого он еще встретил у себя на пути. А об этом вам расскажут лягушки и мушки.

Но сначала предлагаю размяться.

 Физминутка (букву строят все вместе с помощью кегель)

Иван-Царевич, вот герой!
Смело он вступает в бой,
Кого хочешь победит,

Иван-Царевич, вот герой!
Смело он вступает в бой,
Кого хочешь победит,

Букву «О» изобразит!

Иван-Царевич, вот герой!
Смело он вступает в бой,
Кого хочешь победит,

Букву «Г» изобразит

Иван-Царевич, вот герой!
Смело он вступает в бой,
Кого хочешь победит,

Иван-Царевич, вот герой!
Смело он вступает в бой,
Кого хочешь победит,

Букву «Т»

Иван-Царевич, вот герой!
Смело он вступает в бой,
Кого хочешь победит,

Букву «П»

Иван-Царевич, вот герой!
Смело он вступает в бой,
Кого хочешь победит,

Букву «С»

Иван-Царевич, вот герой!
Смело он вступает в бой,
Кого хочешь победит,

На помощь к невесте побежит.

 

(С помощью кегель дети делятся на команды. «Лягушки» трех цветов: зеленые и желтые и синие. С помощью них дети ловят «мух», на некоторых из них написаны буквы из них дети должны составить слова «УТКА» «ЗАЙКА» «ЩУКА»).

Воспитатель:

–Подойдите пожалуйста к лягушкам, такого же цвета как ваши кегли. Лягушки помогут вам поймать мух. Всех мух поймали, а теперь посмотрите, некоторые из них необычные, а с буквами. Попробуйте из этих букв составить слово. Какие слова получились?

–А теперь предлагаю разобрать одно из этих слов. Чтобы было честно, предлагаю проголосовать с помощью табличек.

(Дети поднимают таблички за то слово, которые хотят разобрать)

1.Определение первого звука

3.Определение количество букв и обозначить их фишками.

4.Разделить слово на слоги.

5.Составить предложение по схемам.

–Я очень довольна вами. Мух поймали, слова составили и с легкостью сделали разбор.

  1. «Назови пословицу» (игра с микрофоном)

Воспитатель:

–Клубочек катится, а Иван-Царевич не отстает от него.

Прикатился клубочек к избушке на курьих ножках. Вошел Иван–царевич и видит на печи лежит баба-яга и говорит:

(На экране отрывок из мультфильма)

–Я знаю, зачем ты ко мне пожаловал, твоя невеста у Кощея бессмертного. Трудно будет ее достать, нелегко с Кощеем сладить, его ни стрелой, ни пулей не убьешь. Но он очень не любит пословицы про храбрость, когда он их слышит, начинает терять свои силы.

–Ребята, а вы знаете пословицы про храбрость? Предлагаю произнести пословицы в микрофон, чтобы Кощей нас тоже услышал.

–Храбрый боец в бою молодец!

–Чья храбрость-того и победа!

–Кто без храбрости, тот без радости!

–Храбрый побеждает, трус погибает!

–Врага бояться – в живых не остаться!

–Для отважного и палка оружие!

–На смелого собака лает, а трусливого кусает!

–Трус и таракана, принимает за великана!

–Кто без храбрости, тот без радости!

–Храбрость бережет бойца!

–Где смелость там и победа!

–Храбрый побеждает, трус погибает!

–После драки кулаками не машут!

–Тот герой, кто за Родину горой!

– Ребята, а вы слышали вот такую пословицу :

«Сильный победит одного, а знающий тысячу». Как вы думаете, что означают эти слова? (ответы детей)

Воспитатель:

–Это пословица говорит о том, что знающий, умный образованный человек может найти решение для любых проблем, которые могут быть непреодолимы для сильного. А если ты будешь и умен и силен и храбр, то такого человека вообще никто не сможет победить. Предлагаю повторить и запомнить эту пословицу.

– Здорово, сколько пословиц вы, оказывается, знаете про храбрость. Я думаю достаточно, чтобы победить Кощея.

 

  1. Задание «Подбери прилагательные»

Воспитатель:

 

–Вот и замок Кощея показался вдали. Ребята, мы уже совсем скоро с Иваном-цареевичом сможем спасти Василису Премудрую.

(На полу стоит яйцо закрытое тканью. Воспитатель открывает ткань и достает яйцо)

– Вы только посмотрите мы нашли яйцо, где спрятана жизнь Кощея. Сейчас откроем яйцо и Кощей будет побежден.

Ребенок:

–Гузель Ильгизаровна, а давайте не будем открывать яйцо. А попробуем задобрить Кощея добрыми словами. Ведь не зря говорят : «Добро побеждает зло!»

– Конечно. Ты, прав Макар! Ребята вы согласны с Макаром? (ответы детей)

У меня есть сердечки с буквами, предлагаю взять одно сердечко и на эту букву назвать доброе слово про кощея, и украсить яйцо, в котором храниться жизнь Кощея.

(Дети берут по одной сердечке, произносят добрые слова и приклеивают на яйцо)

(на экране появляются Иван-царевич с Василисой Премудрой)

Ребята, посмотрите у нас всё получилось. Василиса спасена.Теперь Иван–царевич и Василиса Премудрая будут жить –поживать и добро наживать.

 

III.Итог

Лягушка–квакушка квакала лягушке на ушко.

Лягушка подставила лягушке – квакушке ушко.

Лягушка – квакушка шептала, про все рассказала…

Лягушка узнала, – к другим «ушкам» поскакала

–Храбрый боец в бою молодец!

Лягушка-квакушка квакала лягушке на ушко.

Лягушка подставила лягушке – квакушке ушко.

Лягушка-квакушка шептала, про все рассказала…

Лягушка узнала, к другим «ушкам» поскакала

–Чья храбрость – того и победа!

Лягушка–квакушка квакала лягушке на ушко.

Лягушка подставила лягушке – квакушке ушко.

Лягушка –квакушка шептала, про все рассказала…

Лягушка узнала, –к другим «ушкам» поскакала

 –Кто без храбрости, тот без радости!

Лягушка–квакушка квакала лягушке на ушко.

Лягушка подставила лягушке – квакушке ушко.

Лягушка –квакушка шептала, про все рассказала…

Лягушка узнала, – к другим «ушкам» поскакала

–Храбрый побеждает, трус погибает!

Лягушка– квакушка квакала лягушке на ушко.

Лягушка подставила лягушке – квакушке ушко.

Лягушка – квакушка шептала, про все рассказала…

Лягушка узнала, – к другим «ушкам» поскакала

 – Врага бояться – в живых не остаться!

Лягушка–квакушка квакала лягушке на ушко.

Лягушка подставила лягушке – квакушке ушко.

Лягушка – квакушка шептала, про все рассказала…

Лягушка узнала, – к другим «ушкам» поскакала

–Для отважного и палка оружие!

Лягушка – квакушка квакала лягушке на ушко.

Лягушка подставила лягушке – квакушке ушко.Ля

Лягушка – квакушка шептала, про все рассказала…

Лягушка узнала, – к другим «ушкам» поскакала

–На смелого собака лает, а трусливого кусает!

Лягушка–квакушка квакала лягушке на ушко.

Лягушка подставила лягушке – квакушке ушко.

Лягушка – квакушка шептала, про все рассказала…

Лягушка узнала, – к другим «ушкам» поскакала

–Трус и таракана, принимает за великана!

Лягушка–квакушка квакала лягушке на ушко.

Лягушка подставила лягушке – квакушке ушко.

Лягушка – квакушка шептала, про все рассказала…

Лягушка узнала, – к другим «ушкам» поскакала

–Кто без храбрости, тот без радости!

Лягушка–квакушка квакала лягушке на ушко.

Лягушка подставила лягушке – квакушке ушко.

Лягушка – квакушка шептала, про все рассказала…

Лягушка узнала, – к другим «ушкам» поскакала

–Храбрость бережет бойца!

Лягушка-квакушка квакала лягушке на ушко.

Лягушка подставила лягушке – квакушке ушко.

Лягушка – квакушка шептала, про все рассказала…

Лягушка узнала, – к другим «ушкам» поскакала

 –Где смелость там и победа!

Лягушка–квакушка квакала лягушке на ушко.

Лягушка подставила лягушке – квакушке ушко.

Лягушка – квакушка шептала, про все рассказала…

Лягушка узнала, – к другим «ушкам» поскакала

–Храбрый побеждает, трус погибает!

Лягушка–квакушка квакала лягушке на ушко.

Лягушка подставила лягушке – квакушке ушко.

Лягушка – квакушка шептала, про все рассказала…

Лягушка узнала, – к другим «ушкам» поскакала

 –После драки кулаками не машут!

Лягушка – квакушка квакала лягушке на ушко.

Лягушка подставила лягушке – квакушке ушко.

Лягушка – квакушка шептала, про все рассказала…

Лягушка узнала, – к другим «ушкам» поскакала

 –Тот герой, кто за Родину горой!

Спасибо деду за Победу!!!

Михаил Кривов

*****
Спасибо деду за Победу,
За все военные года…
За то, что он за нашу землю
В атаку смело шёл всегда…

За то, что годы молодые
Не пожалел он потерять…
За то, что Родину не дрогнув,
Ушёл мальчишкой защищать…

За то, что не было там трусов,
Среди друзей – однополчан…
Узбеков, русских, белорусов,
Грузин, татар и молдаван…

За то, что грудь свою подставил
Под пули, бомбы и штыки…
Освобождая нашу землю –
Деревни, сёла, городки…
За то, что плакал, как мальчишка
Когда друзей он хоронил…
За то, что память о погибших
В душе и сердце сохранил…
За то, что мы живём на свете
Без взрывов бомб и без стрельбы
За счастье жить, как вольный ветер
Не зная ужасов войны…
Спасибо деду за Победу
От всех российских матерей…
За то, что он во имя мира
Собой закрыл чужих детей…
***
Уходят в вечность ветераны,
Отцы становятся мудрей…
И встали внуки на защиту
России – Родины своей…