Сказка ложь, да в ней намёк…
(интегрированный урок
родного (русского) языка и музыки в 4 классе
Альфия САФИНА,
учитель начальных классов
Мамыковской средней школы
Нурлатского района РТ
Цель урока: воспитание чувства любви к большой и малой родине, своему дому через художественное произведение и на примере родителей.
Задачи:
– формировать у обучающихся нравственные смыслы и духовные ориентиры;
– познакомиться с произведением Г. Тукая;
– повышать уровень воспитанности и культуры поведения учащихся;
– развивать познавательные интересы учащихся; воспитывать чувство сплочённости, ответственности;
Планируемые результаты:
Предметные: сформировать у обучающихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
Метапредметные: совершенствовать информационно-коммуникативные умения.
Личностные: воспитывать любовь и интерес к родному языку как учебному предмету, стремление к речевому самосовершенствованию.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Коммуникативные: уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнёра (оппонента).
Ход урока
1.Мотивация познавательной деятельности, постановка учебной проблемы
Вызов интереса
Учитель родного (русского) языка (УР): Здравствуйте, ребята.
Учитель музыки (УМ): Добрый день.
УР: Сегодня у нас необычный урок: интегрированный урок родного(русского)
языка и музыки. Вы готовы?
Давным-давно замечательный поэт Пушкин А.С. сказал:
«Сказка ложь, да в ней намек…
Давайте угадаем, о чем пойдет речь на уроке?
Звучит музыка «Туган тел» (Водяная, чернильница, Шурале)
УМ: Что общего в этих картинках?
УР: –Да. Речь пойдет о произведении великого татарского поэта Г. Тукая
2.Организация познавательной деятельности .
На слайде изображение предметов (гребень,река,хвост)
УР:О каком произведении Г. Тукая идет речь?(Водяная)
Давайте вспомним героев произведения.
Звучит музыка
УМ: –Ребята попробуем угадать кому из героев характерна эта музыка?
Слайд 4( Водяная)
УМ: –Подберите характеристики мелодии, которые вам помогли сделать выбор.
Выберите характеристики из словаря музыкальных терминов.
Музыкальный словарь эстетических эмоций
Основной
характер музыки |
Эмоционально — образная характеристика |
Веселая | Радостная, игривая, задорная, звонкая, озорная, шутливая, бойкая, смешная, забавная, резвая, прыгучая, скачущая, солнечная, сверкающая, танцевальная, плясовая, улыбающаяся |
Грустная | Печальная, жалобная, тоскливая, скорбная, хмурая, обиженная, плачущая, просящая |
Нежная | Ласковая, задумчивая, мечтательная, легкая, светлая,
прозрачная |
Спокойная | Добрая, приветливая, неторопливая, убаюкивающая, колыбельная, мягкая, плавная, гладкая, напевная, протяжная, хороводная |
Торжественная | Праздничная, бодрая, важная, маршевая, четкая отчетливая, гордая, могучая, победная |
Мужественная | Бесстрашная, боевая, смелая, отважная, решительная, сильная, богатырская, грозная, военная, солдатская, суровая, строгая, уверенная, храбрая, твердая |
Взволнованная | Встревоженная, стремительная, вьюжная, метельная, ненастная, тревожная, беспокойная, торопливая |
Серьезная | Сдержанная |
Страшная | Зловещая, прыгающая, сказочная, волшебная, злая, грубая, тяжелая, сердитая, недовольная, темная |
Таинственная | Колючая, свистящая, пугливая, опасливая, осторожная, настороженная, загадочная, отрывистая, острая, подкрадывающаяся |
УМ:– А какого персонажа сказки напоминает вам музыка?
Работа с текстом.
УР: Найдите в сказке отрывок , который характеризует нам водяную.
Не по виду суди, а по делам гляди
Звучит музыка, выносится черный ящик.
УР: –Отгадайте что в черном ящике?
Значение этого слова происходит от тюркского слова, что в переводе на русский язык означает «вершина».
Элемент татарского национального мужского костюма, получившая название от слова в переводе с татарского обозначающего вершина( тюбитейка)
–Кому из трех героев сказки принадлежит этот предмет?(Мальчику)
– А какой же мальчик? Определим качества личности мальчика
по фразеологизмам. (Работа в парах)
Выберите нужный фразеологизм и обьясните свой выбор.
Дети выбирают и аргументируют свой выбор
1.Наломать дров – наделать глупостей
Ни пуха ни пера – пожелание удачи
Схватывать на лету – быстро и легко усваивать
2.Гнаться за двумя зайцами – пытаться сразу выполнить два разных дела
Душа в пятки уходит – боязно, страшно
Засучив рукава – не жалея сил
- Золотые руки – мастер своего дела
Мухи не обидит – о безобидном человеке
Кишка тонка– у кого-либо мало сил, способностей сделать что–либо.
4.Быть на высоте – проявить себя достойно
Выводить на чистую воду – Разоблачать, уличать кого либо (раскрывать дела,
обычно темные, неблаговидные)
Вставлять палки в колеса – умышленно мешать
–И вот Водяная решилась вывести мальчика на чистую воду!!
Ночь опустилась на деревню, люди легли спать.
– А спит ли мальчик? А почему он не спит?
У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится
- Физкультминутка
УМ:–Разделимся на 2 группы: актеры и звукооператоры.
Озвучка .
Звучит музыка
1) Передаем эмоции мальчика через шумовые инструменты.
2) Сценка Водяная , мама , мальчик
- Закрепление материала
УР:– Осознал ли мальчик, что он поступил не правильно?
–Ребята есть такие фразеологизмы. «Заварить кашу» —развести суматоху или
создать себе проблему. Расхлебывать кашу – что означает распутывать
неприятности .
УМ:–Кто заварил кашу?(сын)
Кому пришлось расхлебывать кашу? (Маме)
Звучит музыка на слова Г. Тукая «Туган тел»
При солнышке тепло, при матушке добро
–Наши мамы всегда готовы прийти на помощь, поддержать в трудную минуту.
Сказка ложь, да в ней намек, ….(продолжают дети)добрым молодцам урок.–Какой урок вы для себя взяли?
5.Рефлексия
На столах у вас лежат 3 картинки с изображёнными на них фразеологизмами.
Покажите ту иллюстрацию, которая охарактеризовала бы вашу работу на уроке.
витать в облаках
работать в поте лица
голова кругом идёт
6.Домашнее задание
ДЗ по выбору:
- Сочинить сказку с использованием фразеологизмов.
- Изобразить в виде рисунков пять фразеологизмов.
- Выполнить в своём личном кабинете на платформе
Учи.ру карточки в разделе «Связная речь» по теме: «Фразеологизмы и крылатые слова».
- Итоги урока
Урок закончен! Спасибо!