Сказка ложь, да в ней намёк…

(интегрированный урок

родного (русского)  языка и музыки в 4 классе

 

Альфия САФИНА,

учитель начальных классов

Мамыковской средней школы

Нурлатского района РТ

 

Цель урока:  воспитание чувства любви к большой и малой родине, своему дому через художественное произведение и на примере родителей.

 

Задачи:

– формировать у обучающихся нравственные смыслы и духовные ориентиры;

– познакомиться с произведением Г. Тукая;

– повышать уровень воспитанности и культуры поведения учащихся;

– развивать познавательные интересы учащихся; воспитывать чувство сплочённости, ответственности;

Планируемые результаты:

Предметные: сформировать у обучающихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

Метапредметные: совершенствовать информационно-коммуникативные умения.

Личностные: воспитывать любовь и интерес к родному языку как учебному предмету, стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Коммуникативные: уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнёра (оппонента).

 

Ход урока

1.Мотивация познавательной деятельности, постановка учебной проблемы           

 Вызов интереса

Учитель родного (русского) языка (УР): Здравствуйте, ребята.

Учитель музыки (УМ): Добрый день.

УР:  Сегодня у нас необычный урок: интегрированный урок родного(русского)

языка и музыки. Вы готовы?

Давным-давно замечательный поэт Пушкин А.С. сказал:

«Сказка ложь, да в ней намек…

Давайте угадаем, о чем пойдет речь на уроке?

Звучит музыка «Туган тел»  (Водяная, чернильница, Шурале)

УМ: Что общего в этих картинках?

УР: –Да. Речь пойдет о  произведении великого татарского поэта Г. Тукая

 

 

2.Организация познавательной деятельности .

На слайде изображение  предметов  (гребень,река,хвост)

УР:О каком произведении Г. Тукая идет речь?(Водяная)

Давайте вспомним героев произведения.

Звучит музыка

УМ: –Ребята попробуем угадать кому из героев характерна эта музыка?

Слайд 4( Водяная)

УМ: –Подберите характеристики мелодии, которые вам помогли сделать выбор.

Выберите характеристики из словаря музыкальных терминов.

Музыкальный словарь эстетических эмоций

 

Основной

характер музыки

Эмоционально — образная характеристика
Веселая Радостная, игривая, задорная, звонкая, озорная, шутливая, бойкая, смешная, забавная, резвая, прыгучая, скачущая, солнечная, сверкающая, танцевальная, плясовая, улыбающаяся
Грустная Печальная, жалобная, тоскливая, скорбная, хмурая, обиженная, плачущая, просящая
Нежная Ласковая, задумчивая, мечтательная, легкая, светлая,

прозрачная

Спокойная Добрая, приветливая, неторопливая, убаюкивающая, колыбельная, мягкая, плавная, гладкая, напевная, протяжная, хороводная
Торжественная Праздничная, бодрая, важная, маршевая, четкая
отчетливая, гордая, могучая, победная
Мужественная Бесстрашная, боевая, смелая, отважная, решительная, сильная, богатырская, грозная, военная, солдатская, суровая, строгая, уверенная, храбрая, твердая
Взволнованная Встревоженная, стремительная, вьюжная, метельная, ненастная, тревожная, беспокойная, торопливая
Серьезная Сдержанная
Страшная Зловещая, прыгающая, сказочная, волшебная, злая, грубая, тяжелая, сердитая, недовольная, темная
Таинственная Колючая, свистящая, пугливая, опасливая, осторожная, настороженная, загадочная, отрывистая, острая,
подкрадывающаяся

 

УМ:– А какого персонажа сказки напоминает вам музыка?

Работа с текстом.

УР: Найдите в сказке отрывок , который характеризует нам водяную.

Не по виду суди, а по делам гляди

Звучит музыка, выносится черный ящик.

УР: –Отгадайте что в черном ящике?

Значение этого слова происходит от тюркского слова, что в переводе на русский язык означает «вершина».

Элемент татарского национального мужского костюма, получившая название от  слова в переводе с татарского обозначающего вершина( тюбитейка)

–Кому из трех героев сказки принадлежит этот предмет?(Мальчику)

– А какой же мальчик? Определим качества личности мальчика

по фразеологизмам.   (Работа в парах)

Выберите  нужный фразеологизм и обьясните свой выбор.

Дети выбирают и аргументируют свой выбор

1.Наломать дров – наделать глупостей

Ни пуха ни пера – пожелание удачи

Схватывать на лету – быстро и легко усваивать

 

2.Гнаться за двумя зайцами – пытаться сразу выполнить два разных дела

Душа в пятки уходит – боязно, страшно

Засучив рукава – не жалея сил

 

  1. Золотые руки – мастер своего дела

Мухи не обидит – о безобидном человеке

Кишка тонка– у кого-либо мало сил, способностей сделать что–либо.

 

4.Быть на высоте – проявить себя достойно

Выводить на чистую воду – Разоблачать, уличать кого либо (раскрывать дела,

обычно темные, неблаговидные)

Вставлять палки в колеса – умышленно мешать

 

–И вот Водяная решилась вывести мальчика на чистую воду!!

Ночь опустилась на деревню, люди легли спать.

– А спит ли мальчик? А почему он не спит?

У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится

  1. Физкультминутка

УМ:–Разделимся на 2 группы: актеры и звукооператоры.

Озвучка .

Звучит музыка

1)       Передаем эмоции мальчика через шумовые инструменты.

2)       Сценка Водяная , мама , мальчик

  1. Закрепление материала

УР:– Осознал ли мальчик, что он поступил не правильно?

–Ребята есть такие фразеологизмы. «Заварить кашу» —развести суматоху или

создать себе проблему. Расхлебывать кашу – что означает распутывать

неприятности .

УМ:–Кто заварил кашу?(сын)

Кому пришлось расхлебывать кашу? (Маме)

Звучит музыка на слова Г. Тукая «Туган тел»

При солнышке тепло, при матушке добро

–Наши мамы всегда готовы прийти на помощь, поддержать в трудную минуту.

Сказка ложь, да в ней намек, ….(продолжают дети)добрым молодцам урок.–Какой урок вы для себя взяли?

5.Рефлексия      

На столах у вас лежат 3 картинки с изображёнными на них фразеологизмами.

Покажите ту иллюстрацию, которая охарактеризовала бы вашу работу на уроке.

витать в облаках

работать в поте лица

голова кругом идёт

6.Домашнее задание  

ДЗ по выбору:

  1. Сочинить сказку с использованием фразеологизмов.
  2. Изобразить в виде рисунков пять фразеологизмов.
  3. Выполнить в своём личном кабинете на платформе

Учи.ру карточки в разделе «Связная речь» по теме: «Фразеологизмы и крылатые слова».

  1. Итоги урока

Урок закончен! Спасибо!