Проблемы современного образования и обучения детей в ДОУ
Алия ГИЗАТУЛЛИНА,
воспитатель
детского сада №180 комбинированного вида
г.Казани
Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы современного образования и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Анализируются основные вызовы, связанные с внедрением инновационных педагогических подходов, развитием индивидуальных особенностей дошкольников и обеспечением высокого качества дошкольного образования. Особое внимание уделяется необходимости обновления программ, развитию профессиональных компетенций педагогов и созданию комфортной образовательной среды. В статье подчеркивается роль современных технологий и междисциплинарных методов в процессе обучения детей, а также важность адаптации системы дошкольного образования к современным социальным и культурным изменениям.
Ключевые слова: современное образование, дошкольное образование, проблемы и вызовы, инновационные подходы, обучение детей, педагогическая практика, образовательная среда.
Актуальность исследования заключается в том, что современное образование, включая обучение в дошкольных образовательных учреждениях, сталкивается с множеством вызовов. Среди них – интеграция информационных технологий, изменение социокультурных норм, новые подходы к обучению и развитию детей. Важность этой темы обусловлена потребностью в подготовке детей к жизни в быстро меняющемся мире, где требуются гибкость, критическое мышление и способность к непрерывному обучению. В свете этих вызовов, роль дошкольных образовательных учреждений как фундамента формирования ключевых компетенций и умений становится особенно значимой. Работа по выявлению и анализу проблем в данной сфере приобретает первостепенную важность для разработки эффективных стратегий обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Значение дошкольного образования для развития ребёнка трудно переоценить. Этот этап обучения является ключевым в формировании основных навыков и компетенций, которые будут способствовать успешной адаптации ребёнка как в школьной среде, так и в жизни в целом.
Во-первых, в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие мозга, что делает этот период особенно важным для обучения и развития. Игровая деятельность, которая является основой дошкольного образования, способствует развитию когнитивных функций, таких как память, внимание и логическое мышление.
Во–вторых, дошкольное образование играет важную роль в социальном и эмоциональном развитии детей. В дошкольных учреждениях дети учатся взаимодействовать со сверстниками, устанавливать дружеские связи, работать в команде и разрешать конфликты. Эти навыки критически важны для формирования у ребёнка уверенности в себе и адекватного социального поведения.
Третий аспект – это подготовка к школе. Дошкольное образование помогает детям освоить базовые академические навыки, такие как счёт, чтение, письмо и основы естествознания, обеспечивая плавный переход к более формализованному обучению в школе.
Проблемы ДО в последнее время получили активное обсуждение в научной среде. Различные авторы выделяют различные проблемы, но все сходятся в одном – необходимо комплексный подход.
Рассмотрим некоторые из последних обсуждений.
Так, ключевые проблемы, на которые указывает Т.А.Маренина [1]:
Неготовность части педагогов к использованию инновационных методов обучения, приверженность устаревшим методикам.
Ориентация педагогов на участие в конкурсах и мероприятиях для взрослых в ущерб развитию детей.
Перегрузка детей дополнительными занятиями и кружками.
Недостаточное взаимопонимание и сотрудничество с родителями.
Проблемы с предметно–пространственной средой и материально–техническим оснащением детских садов.
Таким образом, автор считает, что для развития современной системы дошкольного образования необходимо решать имеющиеся проблемы комплексно, на уровне как отдельных педагогов и учреждений, так и на государственном уровне.
О.А.Худякова, в свою очередь, рассматривает различные актуальные проблемы современного дошкольного образования. Среди них – проблемы развития коммуникативных навыков и речи у детей, недостаточное внимание к игровой деятельности, сложности взаимодействия детского сада и семьи, раннее обучение детей по школьным программам [3].
По мнению автора, современное дошкольное образование должно быть личностно-ориентированным, учитывать интересы и потребности каждого ребёнка, опираться на его активность и любознательность.
В целом автор приходит к выводу, что для решения имеющихся проблем необходим комплексный подход, в котором важную роль играют как педагоги, так и родители. Преодоление проблем современного дошкольного образования – залог полноценного развития детей.
И.Н.Минникова рассматривает различные проблемы современного дошкольного образования – социально-нравственного воспитания детей, развития коммуникативных навыков, взаимодействия детского сада и семьи, «экранной» зависимости детей [2].
По мнению автора, решение этих проблем возможно при комплексном подходе – через обновление методик и технологий дошкольного образования, повышение квалификации педагогов, улучшение материально–технической базы, налаживание тесного взаимодействия с семьями воспитанников.
В целом автор приходит к выводу, что при создании благоприятных социально–педагогических условий с учётом личностно-ориентированного подхода можно добиться эффективного обучения и воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении.
На основании анализа различных мнений мной сформирована своя характеристика основных проблем ДОУ.
Одна из ключевых проблем – это нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях. Это влечёт за собой длительные очереди и невозможность обеспечить доступное дошкольное образование для всех детей. В некоторых регионах родителям приходится записывать ребёнка в очередь в детский сад ещё до его рождения, что говорит о критической нехватке мест.
Переполненность групп – ещё одна значительная проблема. В попытке компенсировать нехватку мест, многие дошкольные учреждения вынуждены увеличивать количество детей в группах, что негативно сказывается на качестве образования и воспитания. Переполненность приводит к повышенной нагрузке на педагогов, снижению индивидуального подхода к каждому ребёнку и возможности уделять достаточно времени его развитию.
Кроме того, существует проблема недостаточного финансирования. Это приводит к низким зарплатам педагогов, отсутствию средств на обновление материально–технической базы и развивающих материалов. В результате, это может сказываться на качестве предоставляемого образования и воспитания.
Необходимо также упомянуть и проблему устаревания образовательных программ. В условиях быстро меняющегося мира и появления новых подходов к обучению и развитию детей, многие дошкольные учреждения продолжают работать по устаревшим методикам, не полностью соответствующим потребностям современного общества.
Решение этих проблем требует комплексного подхода, включающего увеличение финансирования системы дошкольного образования, строительство новых детских садов, пересмотр и обновление образовательных программ, а также повышение квалификации и статуса педагогических работников.
Для решения проблем образования, действительно, требуются системные меры на государственном уровне, так как многие из этих проблем носят структурный и масштабный характер. Это означает принятие комплексных решений, которые затрагивают разные аспекты образовательной системы. Вот несколько ключевых направлений, в которых могут быть предприняты шаги на государственном уровне:
- Финансирование: Увеличение бюджетных ассигнований на образование, в том числе на строительство новых и модернизацию существующих образовательных учреждений.
- Зарплата и повышение квалификации педагогов: Повышение зарплат педагогов для повышения престижности профессии, а также организация программ повышения квалификации и переподготовки.
- Разработка и внедрение современных образовательных программ: Обновление учебных планов и программ в соответствии с современными требованиями и лучшими мировыми практиками.
- Технологическое оснащение: Внедрение современных технологий в образовательный процесс, включая цифровые образовательные ресурсы и оборудование.
- Стандартизация и контроль качества: Разработка стандартов качества образования и систематический контроль за их соблюдением.
- Сотрудничество с частным сектором: Привлечение частных инвестиций в образование, в том числе через публично–частные партнерства.
- Внедрение инклюзивного образования: Создание условий для доступного и качественного образования для всех категорий детей, включая детей с особыми образовательными потребностями.
- Содействие раннему развитию и поддержке семей: Разработка программ поддержки семей с детьми, в том числе через предоставление государственных грантов, субсидий и налоговых льгот.
Комплексное применение этих и других мер может существенно улучшить ситуацию в области образования, сделать его более доступным, качественным и соответствующим потребностям современного общества.
Литература
1.Маренина Т.А. Проблемы в современном дошкольном образовании // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2020. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-v-sovremennom-doshkolnom-obrazovanii (дата обращения: 26.10.2023).
2.Минникова И.Н. Основные проблемы дошкольного образования и пути их решения. // Образовательная сеть. – 2018. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/06/28/statya-na-temu–osnovnye-problemy-doshkolnogo-obrazovaniya-i-puti-ih
3.Худякова О.А. Современные проблемы дошкольного образования // материалы XV Международной научной конференции (Самара, 9–11 февраля 2023 года). – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53866871