Практический аспект подготовки и проведения эффективного урока

(Мастер-класс)

Тамара ДЕГТЕВА,

 учитель географии

 МБОУ «Никольская СОШ»

 Спасского  района РТ

 

«Если мы будем учить сегодня так,

 как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»

Джон Дьюи

Организационная часть

Деление участников на группы. При входе в аудиторию каждый участник получает карточку с названием географического  объекта:  Волга, Алтай, Каспийское, Нил, Австралия, Альпы, Енисей, Средиземное, Кавказ и т.д по количеству участников. На столах установлены названия групп: «Моря», «Горы», «Материки», «Реки». Участники занимают место за соответствующим столом  (Волга – реки).

Основная часть

  1. Понятие « эффективный урок»

«Мозговой штурм»: Вопрос:  Какой урок можно назвать эффективным? (одним словом или словосочетанием)

(Запись  на доске  названных слов и выражений)

Слово «эффективность» в переводе с латинского – «эфектос» – означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий.

Таким образом, эффективность урока – это его результативность, т. е. что дал учащимся урок, насколько они продвинулись в усвоении учебного материала. Значит, оценивая эффективность урока, следует иметь в виду следующие параметры:

– понят ли учащимися теоретический материал;

– научились ли применять полученные знания на практике;

– сформировались ли навыки по теме урока;

– проведена ли учителем коррекционная работа;

– проведена ли вытекающая из темы урока воспитательная работа.

Какими бы внешне эффективными приемами ни пользовался педагог, но, если ученики не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя.

Возвращение к «Мозговому штурму». Вопрос: Верную характеристику вы дали эффективному уроку?

  1. Критерии эффективного урока

1.АКТИВНОЕ     ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ                                                                     

Участие  учеников  в  целеполагании, планирование  своей деятельности по их достижению. Цели и задачи формулирую так, чтобы они были чёткими и конкретными, понятными учащимися.

 

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,                  для него ни один ветер не будет попутным». (Сенека)

  1. МОТИВАЦИЯ И ВОВЛЕЧЕНИЕ

Педагог формирует интерес,  как к учебному процессу, так и к достижению конечного результата, вовлекая обучающихся в разнообразную деятельность.

Учитель  должен  показать  обучающимся  возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности и жизни.

  1. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АСПЕКТ. Самостоятельная работа.

Использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания из различных источников, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.

  1. РЕФЛЕКСИЯ

Применяется  после  окончания  определенного  этапа  обучения или  в конце урока.

  1. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

ФГОС  ставит  задачу  по  смещению акцентов  с  внешней  оценки  на  самооценку,  с  контроля  –  на самоконтроль и взаимоконтроль (критерии).

  1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  КОМФОРТА  НА  УРОКЕ И  УСЛОВИЙ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Стиль,  тон  отношений,  задаваемый  на  уроке,  создают атмосферу  сотрудничества,  сотворчества,  психологического комфорта    

Практическая часть

  1. Работа в группах

Эффективность обучения – это связь между способом организации учебной деятельности и её конечными  «продуктами», то есть результативностью.

Каждая  группа  должна  продумать, использовать из личного опыта  и предложить:

1 группа –  технологии  подачи цели и задач урока, мотивация на урок;

2 группа – технологии  изучения нового материала;

3 группа – закрепление материала;

4 группа – технологии  рефлексии  оценивания и подачи домашнего задания.

Ответы групп

(участники групп предлагают технологии, направленные на повышение эффективности урока на каждом его этапе).

  1. Обмен опытом

В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

Типичный  современный  урок должен включать от 7 до 10 различных форм работы. Традиционные уроки, с объяснением теории на 15-20 минут, уже не подходят. Необходимо  внедрять  в занятия игровые формы деятельности, а именно: викторины, квесты, лабиринты, расследования, квизы, брейн-ринги, командные соревнования и прочее. Очень важным считаю,  для выполнения заданий  давать готовые инструменты (макеты, таблицы, рисунки, схемы, инфографику и тд).

Примеры технологий,  используемых  для построения эффективного урока

Геральдика

После изучения страны, региона России, экономического района. Из предложенных картинок  выбрать и  составить герб  страны, региона, района , зная их особенности.

Компетентностно  ориентированные задания

  1. Тема «Атмосфера. Ветер»

Мэр города обращается к экологу за разрешением создания свалки мусора и отходов производства.

В каком направлении от города может рекомендовать эколог организовать свалку? На основании данных о направлениях ветров в течение месяца построить розу ветров и определить оптимальное местонахождение свалки для данной местности.

Источник информации: Направления ветров: С – 3 дня; СЗ – 4 дня; З – 5 дней; ЮЗ – 5 дней; Ю – 5 дней; СВ -2 дня; В -3 дня; ЮВ – 4 дня.

  1. Тема «Температура воздуха»

    Ученицам 6-го класса Ирине и Ольге нужно построить график средне месячного хода температуры воздуха за март по данным таблицы. Ирина построила график хода температур до 15 марта, Ольга его продолжила, построив график до 31 марта.

Учитель, оценив работу, указал, что Ирина выполнила задание без ошибок, а Ольга допустила ошибку. Учитель попросил найти ошибку, которая была допущена Ольгой на участке графика от 26 до 31 марта.

Определите и назовите день, в который температура воздуха, зафиксированная в таблице, не совпадала с температурой воздуха, обозначенной на графике, построенном Ольгой.

Температура воздха в марте

Число 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Средняя темпер. воздуха -7 -3 -1 -2 -7 -11 -8 -1 7 6 12 16 14 -4 -1 2
Число 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31  
Средняя темпер. воздуха 2 0 5 11 10 9 16 7 1 3 13 13 8 6 1  

 

Работа с текстом

Необходимость навыков работы с текстом, его интерпретация необходима  на каждом предмете. Для географии это особо актуально, так как предмет  отличает огромный поток сведений.

1) Прочитайте текст и придумайте вопросы к нему.

2) По тексту  заполните таблицу, составьте кластер, диаграмму, схему и тд.

3) Прочитайте описание двух природных явлений (цунами, приливы), (муссон, бриз), (циклон, антициклон). Сравните их.

4) Найди в тексте предложение, где содержится информация о причине и ее следствии. Преобразуй это предложение в схему.

5) Прочитайте текст и выполните задания, используя информацию таблицы и графика.

Практико —  ориентированные задания

Саша и Дима любят географию. Готовясь к заседанию географического клуба они достали из шкафа коробку с надписью «Метеоприборы». На коробке был список:

 

1.Компас

 

3.Анемометр

 

5.Линейка

 

7.Осадкомер

 

2.Барометр

 

4.Флюгер

 

6.Термометр

 

8.Гигрометр

 

Задание 1.

1.1. Рассмотрите фотографии с изображениями приборов.

Подпишите их названия, используя слова из приведенного списка.

 

1.2 Саша сказал, что в коробке были лишние предметы? Согласен ли ты с ним? Почему?

Задание 2.

Саша и Дима собираются вести дневник метеонаблюдений.

Установите соответствие между прибором и его показаниями. Запишите, что измеряли Саша и Дима в каждом случае.

прибор показания
1 Анемометр а 2 °С
2 Термометр б 5 м/c
3 Осадкомер в 10 мм
4 Гигрометр г 1 мм рт. ст.
5 барометр д 4 %

 

Ответы занесите в таблицу.

прибор показания характеристика
1
2
3
4
5

Задание 3

Саша и Дима построили график суточного хода температуры воздуха и записали свои выводы. Какие из утверждений верны? Запишите цифры верных утверждений.

1 Максимальная температура воздуха отмечалась в 15 часов.
 2 Минимальная температура отмечена сразу после захода Солнца.
3 Температура в течение суток увеличивалась с 9 до 15 часов.
4 Амплитуда температур составила 6 °С.

Задание 4

Изучая приборы в коробке, Дима предположил, что они могут пригодиться не только для наблюдений за погодой.

–Можно измерить высоту горы! – произнес Дима,— сделал загадочную паузу и протянул руку к…

Что выбрал Дима для измерения высоты? Как можно использовать этот прибор?

Инфографика

Инфографика (информационная графика) – это графика, которая передает информацию и делает большой объем данных простым для восприятия.

Виды работ:                                                                                                                                                                                                   – дополни,                                                                                                                                        – придумай вопросы;                                                                                                              – проанализируй;

– используй для подтверждения своей точки зрения;

– сделай по тексту инфографику, по инфографике  передиктуй  текст;

– сделай выводы.

Пример работы с инфографикой

             Как устроены подземные газовые хранилища (ПХГ)?

Источник:  https://static1repo.aif.ru/1/76/2038243/ae4cd4bf8c76eb6d872d7cdb0ae9c363.png

Используя Рисунок 1, выполните задания:

А) Задания множественного выбора (приём «верно/неверно»).

Выберите из предложенных вариантов верные.

  В России больше всего ПХГ в водоносных структурах.

 В России больше всего ПХГ в истощенных газовых месторождениях.

  В России больше всего ПГХ в соляных отложениях.

Б) Поиск и целенаправленное извлечение информации. Различение основной и второстепенной информации.

Ответьте на вопросы:

 Какова максимальная суточная производительность российских ПХГ?

 Сколько всего в мире ПХГ?

 Где находится самое большое в мире ПХГ?

 С какой целью строят ПХГ?

Рисунок 1.

 

В) Задания на перенос информации/перекодирование информации (составление графиков, диаграмм, решение задач на основе прочитанного).

Увеличивается или уменьшается максимальная суточная производительность российских ПХГ?

 Заполните контурную карту «ПХГ в экономических районах РФ», пользуясь картой инфографики (заштриховать и подписать районы, в которых есть ПХГ).

Г) Oбобщение и интерпретация содержания текста (нахождение в тексте заданной информации или данных, иллюстрирующих определённую мысль, использование информации, содержащейся в тексте, для подтверждения точки зрения).

 Докажите, что технология работы ПХГ – это сложный процесс.

Д) На основе анализа инфографики определите преимущества и недостатки ПХГ. Ответ запишите в таблице:

 

Преимущества  ПХГ Недостатки ПХГ

 

Е). Проанализируйте инфографику, на основе анализа отметьте верные и неверные утверждения. Поставьте знак “+” в нужную колонку:

 

            Утверждения Верно Неверно Нет информации
1.Первая успешная закачка газа

в подземные пласты была осуществлена в Мексике в 1990 году

2. Первое промышленное ПХГ было создано в США  в 1916 году
3. Лучше всего газ хранить  в водоносных структурах

 

Ж). Как вы считаете, оказывают ли влияние на экологию ПХГ, если да, то какое?

 

Работа с космическими снимками

Задания на работу с текстом  «Макровзгляд» человека из космоса»:

1) Прочитайте самостоятельно текст.

2) Найдите в тексте географические объекты, которые не отображены на космическом снимке

 

               «Макровзгляд» человека из космоса. Космическая съемка.

Пожалуй, еще большее впечатление производят рассказы космонавтов, которые могли, что называется, «одним взглядом» охватить территорию в 10–12 млн. км2.

«Да и как не удивляться, – пишет в своей книге «Космос – землянам» Г. Береговой, – если в иллюминаторе под тобой Европа видна целиком: от Пиренеев до Англии, слева – Балтийское море, а справа – Черное, после – Каспийское, затем вся, чуть ли не от истоков до устья, Волга. Оглянешься назад – Европа уже исчезает за горизонтом, и вот под тобой Камчатка, Сахалин, Курилы…

Таково чудо «макровзгляда» человека из космоса.

 

  1. Рефлексивная часть мастер-класса

 

Закрепление и обобщение материала мастер – класса, на основе применения технологии  критического мышления «Фишбоун». Рисунок на доске, участники отвечают на вопросы, ведущий заполняет схему.

 

 

Вопросы:

1) Какую тему мы обсудили на нашем мастер- классе? (голова)

2) Назовите критерии эффективного урока (кости сверху).

3) Какие технологии помогут  сделать урок эффективным? (кости снизу)

4) Каков итог эффективного урока? (хвост)