Формирование математической грамотности и патриотического сознания учащихся на основе историко-краеведческого материала

 

 

Татьяна БОЧКАРЕВА,

учитель математики,

лицея № 9 им. А.С.Пушкина

г. Зеленодольска

 

Аннотация: В статье обосновывается эффективность использования краеведческого материала на уроках математики для повышения мотивации и развития метапредметных компетенций учащихся. Представлена практико-ориентированная методика обучения школьников составлению авторских задач на основе исторических данных и реалий города Зеленодольска Республики Татарстан. Приводятся конкретные примеры задач для разных возрастных групп.

 Аудитория: учителя математики, педагоги дополнительного образования, методисты.

 

Введение: Актуальность краеведческого подхода в математике

Современные вызовы образованию диктуют необходимость формирования у учащихся не только предметных знаний, но и функциональной грамотности, умения применять эти знания в реальных жизненных ситуациях. Одной из главных сложностей для учителя математики остается преодоление стереотипа учащихся о том, что математика – это абстрактная наука, оторванная от жизни.

Эффективным решением этой проблемы является краеведческий принцип. Интеграция математики с историей и географией малой родины делает учебный процесс личностно значимым для каждого ребенка. Составление задач на основе данных родного города Зеленодольска позволяет:

  • Повысить учебную мотивацию: ученики работают со знакомыми и понятными объектами.
  • Реализовать метапредметный подход: происходит соединение математических расчетов с исследовательской деятельностью, работой с историческими источниками и картами.
  • Формировать патриотическое сознание: через изучение истории, экономики и культуры своего города у учащихся воспитывается чувство гордости и сопричастности.
  • Развивать креативное мышление: процесс создания задачи из набора разрозненных фактов требует творческого подхода.

Этапы обучения учащихся составлению задач

Работу по обучению составлению задач можно разделить на несколько этапов.

  1. Подготовительный этап: «Сбор историко-статистического материала»

Учитель совместно с учениками (или заранее) формирует банк данных о Зеленодольске. Это может быть проектная деятельность на уроках истории, информатики или во внеурочное время.

  • Демографические данные: численность населения в разные годы (1897, 1926, 1941, 1945, 1989, 2023 гг.).
  • Исторические даты: год основания (1865 – пос. Паратский Затон, 1932 – получение статуса города), годы постройки ключевых предприятий (Зеленодольский завод им. Горького, «ПОЗиС» и др.).
  • Промышленность и экономика: площадь территории города, длина трамвайных путей, объемы выпускаемой продукции на заводах.
  • Архитектура и памятники: высота зданий, размеры памятников (например, мемориала «Родина-мать» на площади Ленина).
  • Транспорт: длина маршрутов, время в пути, скорость движения поездов и электричек до Казани.

Источники: архивные материалы, официальный сайт города, данные Википедии, краеведческие музеи, публикации в местной прессе.

  1. Основной этап: «Анализ и преобразование данных в математические условия»

Это ключевой этап, где учащиеся учатся видеть математику в исторических фактах.

  • Обсуждение: Какую математическую операцию можно выполнить с этими числами? (сравнение, нахождение разницы, вычисление процентов, составление уравнения).
  • Формулировка: Как красиво и грамотно описать ситуацию в условии задачи? Условие должно быть не только математически точным, но и интересным, повествовательным.
  1. Заключительный этап: «Оформление и решение»

Учащиеся оформляют задачу: условие, вопрос, решение (с вычислениями) и ответ. Лучшие задачи можно собрать в классный или школьный сборник «Математический Зеленодольск», оформить в виде стенгазеты или презентации.

Примеры задач для разных классов

Для 5-6 классов (Натуральные числа, проценты, масштаб)

  • Задача 1 (История + арифметика):
    • Условие: Поселок Паратский Затон (ныне город Зеленодольск) был основан в 1865 году. Статус города он получил в 1932 году. Сколько лет поселок носил свое историческое название до преобразования в город?
    • Решение: 1932 – 1865 = 67 лет.
    • Ответ: 67 лет.
  • Задача 2 (Демография + проценты):
    • Условие: В 1926 году население Зеленодольска составляло около 5 тысяч человек, а в 2023 году – около 100 тысяч человек. Во сколько раз выросло население города за почти 100 лет? На сколько процентов это составляет?
    • Решение: 1) 100 000 / 5 000 = 20 (раз).
        • 2) Рост составил (20 – 1) * 100% = 1900%.
  • Ответ: в 20 раз, на 1900%.

Для 7-8 классов (Алгебра, проценты, уравнения)

  • Задача 3 (Промышленность + проценты):
    • Условие Во время Великой Отечественной войны Зеленодольский судостроительный завод им. Горького выпускал для фронта катера-тральщики. Предположим, что в 1943 году план был перевыполнен на 15%, и завод выпустил 230 единиц техники. Сколько катеров планировалось выпустить по первоначальному плану?
    • Решение: Пусть x – плановое количество. Тогда x + 0.15x = 230; 1.15x = 230; x = 230 / 1.15; x = 200.
    • Ответ: 200 катеров.

Для 9-11 классов (Геометрия, вероятности, сложные проценты)

  • Задача 4 (География + геометрия):
    • Условие: Площадь территории городского округа г. Зеленодольск составляет примерно 38 кв. км. Предположим, что его форма условно представляет собой прямоугольник, длина которого на 5 км больше ширины. Найдите периметр города.
    • Решение:
      1. Пусть x км – ширина, тогда (x+5) км – длина.
      2. x(x+5) = 38; x² + 5x – 38 = 0.
      3. D = 25 + 152 = 177; x = (-5 + √177)/2 ≈ (-5+13.3)/2 ≈ 4.15 км (ширина).
      4. Длина ≈ 4.15 + 5 = 9.15 км.
      5. P ≈ 2*(4.15 + 9.15) = 2*13.3 = 26.6 км.
    • Ответ:6 км.

Заключение

Обучение учащихся составлению математических задач на основе краеведческого материала — это мощный инструмент в руках современного педагога. Такая деятельность не только оживляет урок математики, но и превращает его в пространство для творчества, исследования и открытия истории своей малой родины.

Работа с данными родного Зеленодольска помогает ученикам осознать, что математика – это не просто цифры в учебнике, а язык, на котором можно описать и понять мир вокруг себя, в том числе и историю своего города. Это воспитывает в них настоящих граждан, знающих и ценящих свое наследие.

Литература и источники:

  1. Официальный сайт Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
  2. Энциклопедия города Зеленодольска и Зеленодольского района.
  3. Материалы Зеленодольского музея историко-художественного наследия.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт ООО и СОО.