Проектная работа как средство формирования в учащихся ключевых навыков и компетенций XXI века
Проектная работа как средство формирования в учащихся
ключевых навыков и компетенций XXI века
(мастер-класс для учителей начальной школы)
Анна ПОНОМАРЕНКО,
учитель начальных классов Мамыковской средней школы Нурлатского муниципального района РТ
Цель: научить планировать и реализовывать аутентичный для учеников проект, направленный на развитие навыков и компетенций XXI века.
Организационный момент. Каждому участнику раздаются разноцветные смайлики, на некоторых сзади есть буквы.
К участию отбираются только те, у которых буквы. Из букв участники составляют слово «ПРОЕКТ».
Все участники рассаживаются за столы по цветам.
Проводится игра для создания благоприятной атмосферы:
– Посмотрите на участника под номером 1, скажите ему – Ты красивая!
– Участнику под номером 2 – Ты милая!
– Участнику под номером 3 – Ты умная!
– Участнику под номером 4 – Ты интересная!
Работа по теме: Итак, вы уже догадались, о чем будем мы сегодня говорить.
Мозговой штурм – Чем отличается проект от исследовательской работы?
Проект
Цель – реализация проектного замысла, решение конкретной лично значимой или социально-значимой проблемы. Конечный результат проекта – продукт, который может быть материальным и нематериальным (технология, программа, рекомендации и т. д.).
Исследование
Цель – уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей. Продукт – интеллектуальный продукт, который устанавливает истину и представляется в виде доклада, статьи, тезисов.
Мы живем в XXI веке, век новых технологий, век компьютеров и инноваций. Главной задачей для нас, как учителей является воспитание новой личности, которая сумеет ориентироваться в жизни, сумеет применить свои знания на практике.
Перед школой стоит задача – воспитать в детях 16 навыков, которыми должны владеть ученики в XXI веке.
Сегодня на занятии я хочу научить вас составлять проекты, так как именно через проекты можно выявить одаренных детей и развивать навыки XXI века.
Вам, наверное, часто приходилось слышать АУТЕНТИЧНЫЙ проект. Давайте рассмотрим, что это значит.
АУТЕНТИЧНЫЙ ПРОЕКТ – ЭТО ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ ИМЕЕТ РЕАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ТО ЕСТЬ, НАПРЯМУЮ ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ЖИЗНЬ ТЕХ, КТО ЕГО СОЗДАЕТ ИЛИ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ.
Практическая работа: Перед вами три реализованных проекта, подумайте и скажите, какой из этих проектов можно назвать аутентичным? (задания на листах)
Для того, чтобы создать проект, генерируйте идеи, отвечая на вопросы:
– Каковы нужды жителей моего района, сотрудников или учеников моей школы? Какой вклад может внести мой проект?
– Чем мне нравится заниматься? Что у меня получается настолько хорошо, что я могу заразить энтузиазмом моих учеников?
Практическая работа: (совместное создание проекта)
| Потребности моей школы, микрорайона | |
| Подходящая тема проекта, отвечающая этим потребностям | |
| Предметные области, которые затрагивает проект | |
| Формат проекта | |
| Целевая аудитория | |
| Школы и классы, которые смогли бы вести этот проект | |
| Продукт проекта |
Итак, перед вами концепция, заполняем в группах. Заслушиваем ответы каждой группы.
Игра: Участники под №1 и 3 встают во внешний круг. Участники под №2 и 4 – во внутренний. Двигаемся по свистку: Внешний круг на 2 шага влево, внутренний на 2 шага вправо. Поворачиваемся лицом к лицу. Тот, кто во внешнем круге назовите фундаментальные знания. Двигаемся еще на 2 шага. Тот, кто во внутреннем круге назовите черты характера. Двигаемся еще на 1 шаг – назовите по очереди КОМПЕТЕНЦИИ, которые должны воспитать в детях.
Пример: Создание КЛУМБЫ
Знания – литература, окружающий мир, биология – найти сведения о растениях, узнать о свойствах прорастания, целебные или вредные, и т.д.
Черчение, ИЗО – сделать эскиз,
Технология – копка, прополка, посадка и т.д.
Математика — рассчитать, на каком расстоянии высаживать растения и т.д.
Практическая работа: Заполняем КОНЦЕПЦИЮ – навыки XXI века.
Заслушиваем ответы каждой группы.
Структура СТЁ ЗЕ КЛАСС – участники пишут ответ на вопрос за определенное время, а потом ходят по классу, дописывая идеи и обмениваясь своими.
Задание: Какими качествами должен обладать учитель, чтобы воспитать 16 навыков XXI века?
Рефлексия: Напишите рецепт (в шуточной форме)
Рецепт КИСЕЛЯ (шуточный):
Берем несколько участников проекта, хорошенько перемешиваем, добавляем: фундаментальные знания, подсыпаем черты характера, подсластим упорством, настойчивостью и знаниями учителя. Прокипятим в течении 10 или 14 недель. А потом разливаем по 4-5 порций.
Под музыку встаем в круг и делимся впечатлениями
– Мне было…
– Я узнала …
– Для себя я взяла …
Хочется закончить наш мастер-класс притчей:
Притча. Мудрая притча от Энтони де Мелло. Мастер сказал художнику:
– Чтобы добиться успеха, каждому художнику или композитору необходимо долго и упорно трудиться. Некоторым во время работы удается освободиться от эго. В таком случае рождается шедевр. Позже ученик спросил Мастера: – Кто такой Мастер? – Тот, кому дано освободиться от эго. Жизнь такого человека – шедевр, – ответил Мастер.
