Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках математики в 5 – 6 классах

Формирование функциональной  грамотности учащихся  на уроках математики в 5 – 6 классах

 

 

Ирина СМИРНОВА,  

учитель математики

гимназии №90 г. Казани

 

Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро

реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно

находить, анализировать, применять информацию. Главным становится

функциональная грамотность, способность учащегося использовать

математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для

решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного

содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.

Понятие «функциональная грамотность» предполагает владение

умениями:

— выявлять проблемы, возникающие в окружающем мире, решаемые

посредством математических знаний,

— решать их, используя математические знания и методы,

— обосновывать принятые решения путем математических суждений,

— анализировать использованные методы решения,

— интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной

задачи.

В данной статье представлены разнообразные задания для развития

функциональной грамотности обучающихся из моей практики. При отборе

содержания заданий учитывается каждая основная тема традиционного

школьного курса математики: числа, измерения, оценка, вероятность,

статистика. В рамках этих тем значительное внимание уделено ряду вопросов,

имеющих высокую практическую значимость: измерение геометрических

величин, оценка, проценты, масштаб, интерпретация диаграмм и графиков

реальных зависимостей, вероятность, статистические показатели и др.

На уроках я учу детей ставить цели и планировать деятельность по их

достижению, учу добывать нужную информацию, используя доступные

источники, уметь высказывать и аргументированно отстаивать своё мнение.

Приведу пример формирования функциональной грамотности на уроках математики в 5 классе при выполнении проекта «Составление сметы на ремонт кабинета».

В проектной задаче описывается ситуация, вплотную приближенная к

реальным условиям, –требуется провести экономический расчет и вычислить,

какая сумма необходима на ремонт класса, а также выбрать наиболее

экономный вариант. В предложенной проектной задаче проверяются умения

находить площадь сложных фигур, решать задачи разных типов, производить

действия с величинами, а также способствует формированию умения работать

с информацией.

Было поставлено задание – подобрать самый выгодный вариант.

Учащиеся класса произвольно были разбиты на 3 группы, каждая из

которых получила конкретное задание для работы.

Задача. Рассчитайте площадь поверхности, которую необходимо

отремонтировать.

Округлите результат до целых.

Внесите полученный результат в смету расходов.

Ознакомьтесь с данными стоимости строительных материалов, которые

могут понадобиться для ремонта парт и стульев.

Группа 1. Дополните текст задачи полученными данными и произведите

необходимые расчеты: «Какое количество лака потребуется для покрытия

парт и стульев площадью_______ м2? Сколько будет стоить? ___________ В

каком из магазинов выгоднее купить? ___________________________».

Не забываем, выбранный вами вариант должен быть самым

экономичным.

Внесите полученный результат в смету расходов.

Группа 2. Дополните текст задачи полученными данными и произведите

необходимые расчеты: «Сколько банок лака и какой массы потребуется для

покраски парт и стульев площадью ________ м2? Где выгоднее купить?»

_____________________________

Расход лака: 100 грамм на 1 квадратный метр. Внесите полученный

результат в смету расходов.

Группа 3. Дополните текст задачи полученными данными и произведите

необходимые расчеты: «Какое количество болтов и гаек, валиков, кистей,

ванночек, колера и в каком из магазинов нужно купить для ремонта?». Учтите,

что выбранный вами вариант должен быть самым экономичным.

Внесите полученный результат в смету расходов.

Вычислите общую стоимость строительных материалов, необходимых

для ремонта парт и стульев. Внесите полученный результат в смету расходов.

Смета расходов (на покраску парт и стульев), площадь

которых________________ м2.

В результате такой работы, учащиеся не только знакомятся с заданиями

нестандартного характера, но и повышают математическую функциональную

грамотность: расширяют свои знания, развивают образное мышление. Сегодня

учитель перестал быть для ученика «единственным источником информации».

Вовлечь каждого ученика в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать

его своим помощником или ассистентом, посмотреть глазами самого ребёнка

на беспокоящую его проблему – вот задача для современного учителя.

 

Список литературы:

 

  1. Ермоленко В.А. Развитие функциональной грамотности

обучающегося: теоретический аспект / В.А.Ермоленко // Электронное научное издание альманах Пространство и время. – 2015. – № 1. – Т. 8.

  1. Основные результаты международного исследования

образовательных достижений учащихся. ПИЗА – 2003. – М.: 2004. на сайте  www.centeroko.ru