Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках математики в 5 – 6 классах
Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках математики в 5 – 6 классах
Ирина СМИРНОВА,
учитель математики
гимназии №90 г. Казани
Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро
реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно
находить, анализировать, применять информацию. Главным становится
функциональная грамотность, способность учащегося использовать
математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для
решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного
содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.
Понятие «функциональная грамотность» предполагает владение
умениями:
— выявлять проблемы, возникающие в окружающем мире, решаемые
посредством математических знаний,
— решать их, используя математические знания и методы,
— обосновывать принятые решения путем математических суждений,
— анализировать использованные методы решения,
— интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной
задачи.
В данной статье представлены разнообразные задания для развития
функциональной грамотности обучающихся из моей практики. При отборе
содержания заданий учитывается каждая основная тема традиционного
школьного курса математики: числа, измерения, оценка, вероятность,
статистика. В рамках этих тем значительное внимание уделено ряду вопросов,
имеющих высокую практическую значимость: измерение геометрических
величин, оценка, проценты, масштаб, интерпретация диаграмм и графиков
реальных зависимостей, вероятность, статистические показатели и др.
На уроках я учу детей ставить цели и планировать деятельность по их
достижению, учу добывать нужную информацию, используя доступные
источники, уметь высказывать и аргументированно отстаивать своё мнение.
Приведу пример формирования функциональной грамотности на уроках математики в 5 классе при выполнении проекта «Составление сметы на ремонт кабинета».
В проектной задаче описывается ситуация, вплотную приближенная к
реальным условиям, –требуется провести экономический расчет и вычислить,
какая сумма необходима на ремонт класса, а также выбрать наиболее
экономный вариант. В предложенной проектной задаче проверяются умения
находить площадь сложных фигур, решать задачи разных типов, производить
действия с величинами, а также способствует формированию умения работать
с информацией.
Было поставлено задание – подобрать самый выгодный вариант.
Учащиеся класса произвольно были разбиты на 3 группы, каждая из
которых получила конкретное задание для работы.
Задача. Рассчитайте площадь поверхности, которую необходимо
отремонтировать.
Округлите результат до целых.
Внесите полученный результат в смету расходов.
Ознакомьтесь с данными стоимости строительных материалов, которые
могут понадобиться для ремонта парт и стульев.
Группа 1. Дополните текст задачи полученными данными и произведите
необходимые расчеты: «Какое количество лака потребуется для покрытия
парт и стульев площадью_______ м2? Сколько будет стоить? ___________ В
каком из магазинов выгоднее купить? ___________________________».
Не забываем, выбранный вами вариант должен быть самым
экономичным.
Внесите полученный результат в смету расходов.
Группа 2. Дополните текст задачи полученными данными и произведите
необходимые расчеты: «Сколько банок лака и какой массы потребуется для
покраски парт и стульев площадью ________ м2? Где выгоднее купить?»
_____________________________
Расход лака: 100 грамм на 1 квадратный метр. Внесите полученный
результат в смету расходов.
Группа 3. Дополните текст задачи полученными данными и произведите
необходимые расчеты: «Какое количество болтов и гаек, валиков, кистей,
ванночек, колера и в каком из магазинов нужно купить для ремонта?». Учтите,
что выбранный вами вариант должен быть самым экономичным.
Внесите полученный результат в смету расходов.
Вычислите общую стоимость строительных материалов, необходимых
для ремонта парт и стульев. Внесите полученный результат в смету расходов.
Смета расходов (на покраску парт и стульев), площадь
которых________________ м2.
В результате такой работы, учащиеся не только знакомятся с заданиями
нестандартного характера, но и повышают математическую функциональную
грамотность: расширяют свои знания, развивают образное мышление. Сегодня
учитель перестал быть для ученика «единственным источником информации».
Вовлечь каждого ученика в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать
его своим помощником или ассистентом, посмотреть глазами самого ребёнка
на беспокоящую его проблему – вот задача для современного учителя.
Список литературы:
- Ермоленко В.А. Развитие функциональной грамотности
обучающегося: теоретический аспект / В.А.Ермоленко // Электронное научное издание альманах Пространство и время. – 2015. – № 1. – Т. 8.
- Основные результаты международного исследования
образовательных достижений учащихся. ПИЗА – 2003. – М.: 2004. на сайте www.centeroko.ru