Проектная деятельность как форма методической работы
Анастасия ВАСИЛЬЕВА,
студентка 3 курса
Канашского педагогического колледжа ЧР
Руководитель:
Светлана ЛЕЗИНА
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Эффективность использования метода проектов зависит от качества подготовки педагогов к организации и руководству учебным проектированием.
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие выработанных представлений о ее конечном продукте и как следствие этого – об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
От выбора формы продукта проекта зависит, насколько его выполнение будет увлекательным.
Его защита – презентабельной и убедительной, а предложенные рекомендации – действенными для решения выбранной социально значимой проблемы.
Продуктами проектной деятельности могут быть: выставка, бизнес-план, коллекция, модели, театрализация, мультимедийный продукт, карта-путеводитель, сказка, театрализация, справочник и т.п.
Проектная деятельность учителя заключается в разработке и реализации в учебном процессе педагогических проектов (системы планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения поставленных целей).
Проект – это шесть «П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация, портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты и пр.).
Организация проектной деятельности укладывается в структуру деятельности: мотив → постановка проблемы → цель → задачи → выдвижение гипотез – путей решения проблемы → методы и способы → планирование деятельности по реализации проекта → сбор информации → структурирование информации→ изготовление продукта → оформление продукта → выбор формы презентации → подготовка презентации → презентация → рефлексия: самооценка и самоанализ.
Правила для учителя, решившего работать с помощью практической деятельности
- Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью практической деятельности.
- Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность.
- Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчеркивает своим поведением это доверие.
- Учитель предоставляет возможности детям для самостоятельной работы.
- Учитель вырабатывает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контролера на позицию помощника, наставника.
- Учитель следит за своей речью (не «Ты сделал это неправильно!», но «Почему ты это сделал так?»).
- Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.
Структура проектной деятельности (этапы проекта):
- Погружение в проект (мотивационный, целеполагание). Создание положительного мотивационного настроя. Определение социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач.
- Организация деятельности (планирующий, разработка проекта). Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы. Иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Согласовываются способы совместной деятельности, устанавливаются критерии оценки результата и процесса работы. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.
- Осуществление деятельности (информационно-операционный, выполнение проекта).Конкретное дело либо ряд практических шагов по решению проблемы. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена, и представлена участниками проектной группы.
- Презентация результатов (рефлексивно-оценочный, подведение итогов). Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. Подготовленный продукт должен быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. После презентации продукта идет коллективное обсуждение и содержательная оценка результатов и процесса проектной деятельности, определяются направления дальнейшей работы.
Классификация проектов. Ключевые компетенции проектной деятельности:
Проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.
По доминирующей деятельности проектантов:
- практико-ориентированныйпроект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика, его продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, студенческой группы, вуза или школы и пр.;
- исследовательскийпроект по структуре напоминает подлинное научное исследование: включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов; при этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.;
- информационный проектнаправлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;
- творческий проектпредполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов;
- ролевой проектнаиболее сложен по разработке и реализации, участвуя в нем, проектанты выполняют определенные социальные роли, результат проекта остается открытым до самого окончания.
По комплексности (по предметно-содержательной области):
- мономодульные(монопроекты) реализуются, как правило, в рамках одного предмета или раздела программы, могут частично использовать информацию из других областей знаний и деятельности; такие проекты могут проводиться и в рамках классно-урочных занятий;
- полимодульныеохватывают несколько разделов программы (несколько модулей);
- интегрированные(межпредметные) выполняются во внеурочное время, требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.
По характеру контактов между участниками: индивидуальные, групповые, внутриклассные, общешкольные (общефакультетские), межшкольные (общевузовские), региональные (различного масштаба), межрегиональные (в рамках одного государства), международные.
По срокам реализации:
- мини-проектымогут укладываться в одно занятие или его часть;
- краткосрочные проекты (2 – 6 часов) используются для координации деятельности участников проектных групп, основная работа проектантов по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке его презентации осуществляется во внеурочной время;
- среднесрочные(до 30 часов) могут выполняться в группах в течение проектной недели, сочетаются урочные и внеурочные формы работы;
- долгосрочные(40 часов и более) это может быть годичный проект в рамках научного общества.
По интересам и тематике: познавательные, экологические, валеологические, краеведческие, туристические, фенологические, коммерческие, игровые, научно-исследовательские, профессионально-трудовые, комплексные и пр.
По сфере применения: школа, вуз, семья, досуг, производство, профессиональное самоопределение и др.
Ключевые компетенции, формирующиеся в проектной деятельности
Рефлексивные: осмысление задачи, для решения которой недостаточно знаний, ответ на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Поисковые (исследовательские): самостоятельное генерирование идей, т.е. изобретение способов действия, привлечение знаний из различных областей; самостоятельный поиск недостающей информации в информационном поле, ее запрос у эксперта (преподавателя, консультанта, специалиста). Выделение несколько вариантов решения проблемы, выдвижение гипотезы, установление причинно-следственных связей.
Оценочная самостоятельность: оценивание продукта проекта, анализ собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов), выделение собственных сильных и слабых сторон работы над проектом.
Работа в сотрудничестве (партнерские): коллективное планирование, взаимодействие с любым партнером, взаимопомощь в группе в решении общих задач, деловое партнерское общение, нахождение и исправление ошибок в работе других участников группы.
Менеджерские: проектирование процесса, планирование деятельности, времени и ресурсов, принятие решений и прогнозирование их последствий.
Коммуникативные: инициирование учебного взаимодействия со сверстниками – вступление в диалог, ведение дискуссию, отстаивание своей точки зрения, нахождение компромисса; проведение интервьюирования, устного опроса и пр.
Презентационные: организация монологической речи, уверенное поведение во время выступления, артистические умения, использование различных средств наглядности, ответы на незапланированные вопросы.
Корзина возможных проектов:
– Организация картинной галереи (вернисажи, сменные выставки и др.).
–Постановка спектакля, танца.
–Создание сайта, web-страницы.
– Дизайнерское оформление школы.
–Создание фильма о выпускниках.
Различные проекты в рамках трудовых мастерских.
–Организация различных тематических вечеров, викторин, конкурсов, деловых игр, туристических слѐтов, коммунарских сборов, спортивных турниров, экскурсий.
– Выпуск школьной газеты, школьное радио, школьное телевидение, журнала.
– Разработка школьной формы.
–Обустройство территории школы.
– Создание учебных и методических пособий, игр, коллекций, макетов, моделей, публикаций, серии иллюстраций, статей
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ