ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Юлия СЕРГИВАНОВА,

учитель начальных классов

средней школы №55 г.Казани

 

Аннотация. В статье рассматривается использование технологии сотрудничества на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Анализируются принципы обучения в сотрудничестве и приемы, которые способствуют укреплению сотрудничества, такие как этика вербального обращения к ученику и стимулирующее общение. Рассматриваются этапы обучения сотрудничеству, когда в работу вовлекаются учащиеся с разным уровнем знаний, умений и навыков.

Ключевые слова: сотрудничество, ФГОС, цифровые технологии, всесторонне развитая личность, принципы обучения, вербальное обращение, стимулирующее общение, парная работа, групповая работа.

 

Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования — основная задача федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) второго поколения.

Цифровые технологии и ни на секунду не останавливающийся технический прогресс требуют от педагогов постоянной включенности в процесс. Чтобы разговаривать на одном языке с детьми, учитель должен постоянно совершенствоваться, находить интересные подходы и проявлять креативность. Без этого образовательный процесс не может быть эффективным.

Изменение в обществе, его цифровизация ведет к изменению типов сотрудничества с детьми. Это направление становится крайне важным, так как наши дети все больше т больше уходят в виртуальный мир. Сотрудничество с детьми нельзя объявить или ввести с новой четверти, его приходится годами добиваться.

По новым образовательным стандартам РФ цель образования — подготовка всесторонне развитых личностей, способных ориентироваться в современном информационном обществе, самостоятельно мыслить, видеть возникающие проблемы, искать пути их решения, используя новые технологии, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, самостоятельно развивать свой интеллект, культурный уровень. Традиционный подход к обучению не всегда в полной мере позволяет это реализовать. Для решения этих задач, необходимо в структуру урока включать компоненты, которые присущи активным методам обучения. Надо использовать методики, которые являются наиболее эффективными, дают высокий положительный результат в повышении качества образования.

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно также отражает личностно-ориентированный подход. Разные варианты обучения в сотрудничестве способны решать несколько разных задач обучения, совокупность же разнообразных подходов с четким определением дидактической роли каждого из них позволяет добиваться действительно высоких результатов.

Поскольку технология сотрудничества носит общепедагогический характер, она может применяться очень широко:

– во-первых, на всех образовательных ступенях – от дошкольного образования до повышения квалификации учителей;

– во-вторых, на уроках по самым разным предметам, начиная с русского языка и математики и заканчивая такими практико-ориентированными предметами, как физкультура, информатика, технология, изобразительное искусство;

– в-третьих, на школьных мероприятиях, где изучается какой-либо новый материал – на уроках, классных часах, педагогических советах и даже родительских собраниях.

Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Ценность технологии в том, что она помогает решать очень важные задачи на современном уроке:

– заставляет учащегося ставить цели и находить способы её достижения;

– намного прочнее удерживают внимание ученика и его включенность в работу;

– приучают детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища;

– помогает каждому ребенка высказаться, предварительно выслушав и проанализировав ответы других. То есть у детей постепенно формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем строить отношения с другими людьми;

– реализует воспитательные задачи: воспитание дружбы, ответственности, инициативности, толерантности к другим.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня знаний, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Чем отличается обычное групповое обучение от обучения в малых группах по технологии сотрудничества? Данная технология обучения отличается нестандартностью построения познавательного процесса. Сотрудничество, сотворчество ученика и учителя – обязательная основа этой работы, в процессе которой формируются коммуникативные компетенции.

Таким образом, обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, осознавать свои успехи и успехи товарищей, а не просто помогать друг другу. Технология сотрудничества представляет собой современную образовательную технологию личностно-ориентированного типа и позволяет реализовать требования ФГОС второго поколения.

При рассмотрении методологии применения технологии сотрудничества важно учитывать принципы обучения в сотрудничестве:

  1. Обучающиеся работают в группах (4–6 учеников), состоящих из детей разного уровня обученности. Для развития коммуникативных умений состав групп необходимо менять.
  2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.
  3. Члена группы, который должен отчитаться за задание может выбирать учитель или члены команды.
  4. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы. Важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия обучающихся и совместная работа.

Главная цель использования технологии сотрудничества — активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Приемы, которые способствуют укреплению сотрудничества

  1. Этика вербального обращения к ученику.

Этим приемом возбуждается и укрепляется радостное ожидание, предвкушение удовольствия. «Давай подумаем вместе…», «Может быть, сделаем так?» В этих словах заложено участие педагога, а в словах «мне интересно…», «Я хочу знать…» проявляется авторитарный стиль общения, что неприемлемо при организации взаимоотношений сотрудничества.

  1. Стимулирующее общение, вызывающее радость ученика. Данный прием воспитывает любовь и доверие человека к человеку; тональность произнесения фраз должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной, выражающей восхищение.

Этапы обучения сотрудничеству

1 этап начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. В это время закладываются навыки взаимопонимания, »клише» для выражения своего мнения, согласия или несогласия. Дети готовятся к тому, что им предстоит вступать в спор.

Первые недели основное внимание уделяется развитию мелкой моторики, умению вступать в коммуникацию, желанию совместно выполнять задания, осознанной мотивации к учебной деятельности.

2 этап: парная работа.

1) Работа «хором»: учащиеся вместе называют первое слово, вместе тянутся за карточкой, вместе называют второе слово, вместе…

2) По операциям: 1-й ученик называет слово, 2-й ученик кладет карточку, 1-й ученик соглашается или протестует.

3) Деление элементов материала: 1-й ученик называет первое слово и кладет первую карточку, 2-й ученик называет второе слово и кладет вторую карточку.

4) 1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.

Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение.

3 этап: групповая работа.

Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на примере весь ход работы, обращая внимание на ошибки и удачи. Образец работы усваивается после разбора 2-3 ошибок.

В начале урока весь класс изучает теоретический материал. Затем ученики самостоятельно делятся на группы для выполнения практической работы и распределяют обязанности. Таким образом, в команду попадают ученики и слабые и сильные. У них разный уровень знаний, навыков и умений. Перед группой ставится общая цель и каждый член команды овладевает новыми для него знаниями и умениями. Вся команда знает, чего достиг на уроке каждый из них.

Таким образом, наблюдая в классе разные виды взаимодействия, учитель может позднее разыграть перед классом сценки таких споров или ссор с помощью игрушечных или нарисованных персонажей. Разыгрывать надо и отрицательный и положительный опыт, формируя тем самым у детей образ позитивного взаимодействия.