Формирование речи детей через дидактические игры

Формирование речи детей через дидактические игры

 

Гульназ ТАХАУДИНОВА,

 Рамзия ХАФИЗОВА,

Воспитатели Высокогорского

 детского сада «Байгыш» РТ

 

Для формирование речи детей одна из важнейших функций – это игра. Через игру мы учим думать, размышлять, воспитывать активность, любознательность.

Игра – в жизни дошкольников занимает одно из главных мест, через игру ребенок воспринимает все, что находится вокруг него, он учится выражать свои чувства, эмоции. Мышление ребенка в том возрасте наглядно-образное, он распознает все образами, а не понятиями. Для решения поставленных задач лучше предложить наглядно-дидактический материал, который поможет дошкольнику связать образ и понятие в единое целое и поможет сформировать у него основные понятия. Но дошкольника привлекает в игре не обучающая задача, которую ставит перед ним педагог, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если ребенок не овладел достаточными знаниями и умениями или не понял суть игры, то он не сможет проявить себя в этой игре и достичь высоких результатов. Поэтому задача воспитателя правильно донести и разъяснить правила игры. Дидактические игры помогает ребенку пополнять  и активизировать словарь, формировать правильное произношение, развивать связную речь, уметь правильно выражать свои мысли. С помощью игры ребенок снимает скованность, он с легкостью выражает свои чувства.

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимание, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

Обучение практически всегда требует от малышей концентрации внимания и усидчивости. Игра должна быть интересной, вызвать восторг и азарт, чтобы выполнение задач приносило удовольствие, а значит и пользу.

В начале первого года  обучения нужно проводить игры на различие, а затем и название, на формирование числовых представлений, на различение неречевых звуков.

С дидактическими игрушками дети играют индивидуально и коллективно. Усвоив на занятиях определенную последовательность действий, ребенок самостоятельно складывает пирамидку в свободное от занятий время, собирает матрешку, подбирает  предметы по цвету.

Для детей, отсутствующих в развитии речи, большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки.

При выборе дидактических игр стоит обратить внимание на возраст ребенка, его уровень знаний, особенностях речевого и физического развития.

Большая роль в дидактической игре  принадлежит правилам. Они определяют, что и как делать должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения. Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Благодаря наличие игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию – совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии.

Особенность дидактических игр заключается в том, что во время этих игр дошкольникам в ненавязчивой форме преподносится «целый багаж знаний», которую они получают. К тому же в процессе игровой деятельности дошкольникам проще упорядочить уже приобретенные навыки, удовлетворить свою любознательность и раскрыть потенциал. Им интересно играть, в то время как педагог добивается от них поставленных перед ней задач.