Простое осложненное предложение

Простое осложненное предложение

(Конспект урока русского языка в 8 классе)

Елена ТЮЛЕНЕВА

учитель русского языка и литературы

средней общеобразовательной школы №15

г.Нижнекамск  РТ

Цель урока:

  • систематизировать знания о простом осложнённом предложении с обособленными однородными членами,  с обособленными определениями,  с обособленными обстоятельствами,  дополнениями;
  • закреплять умение  различать простое предложение от простого осложнённого предложения; умение находить их в тексте,  объяснять постановку знаков препинания, правильно интонировать  предложения с обособленными членами предложения и  передавать  смысловые отношения между частями предложения;
  • закреплять умения правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях; пользоваться  изученными конструкциями в собственной речи, соблюдать литературную норму при построении простого осложнённого предложения.

Ход урока

  1. Сердечное приветствие.

Добрый день, ребята! Кто из вас пришел в школу с хорошим настроением, хорошими новостями? Поделитесь с нами, пожалуйста!

Предлагаю вам определить, каким будет наш урок. Назовите, пожалуйста, одно определение для урока.

Поможем друг другу провести за 40  минут вот такой интересный, удивительный, неповторимый,  …. урок.

Фиксируйте ваши правильные ответы на полях тетради, отмечайте их знаком «+». По количеству правильных ответов будем оценивать работу в конце урока.

Ну что, начнем?

  1. План урока
  2. Два портрета
  3. Мудрость этого дня
  4. Проверь себя
  5. Числовая карта
  6. В поисках нового
  7. Разбор предложения
  8. Разбитое окно.
  9. Итог урока

Какой этап урока вам нравится?  На каком этапе вы готовы проявить активность?

  1. Два портрета

Перед вами две портретные фотографии.

О чем, по-вашему, думает человек на первой фотографии?

Как вы думаете, что могло случиться с человеком на второй фотографии?

Вы знаете, кто эти люди? Это один и тот же человек: в молодости и в старости.

Стивен Хокинг физик-теоретик, писатель, космолог, автор научных изданий. Автор космологической теории, которая объединила общую теорию относительности и квантовую механику.

Стивена Хокинга не зря считают человеком-легендой, он оправдывает это звание на все сто. Известный космолог и астрофизик, он всю жизнь исследовал черные дыры, и писал книги, которые становились бестселлерами. Чего стоит только одна «Краткая история времени». Он всю жизнь страдал боковым амиотрофическим склерозом, который приковал его к инвалидному креслу. Но и это не сломило его дух и жажду к жизни, ведь он так хотел заниматься своей любимой космологией. Он читал лекции студентам, писал книги, встречался с поклонниками и предупреждал наивное человечество о том, что его ждет: развитие искусственного интеллекта, встреча с представителями инопланетных цивилизаций, переселение землян на другие планеты.

Мог ли Стивен Хокинг предположить в молодости все трудности на своем жизненном пути? Остановили ли эти трудности человека, ученого?

  1. Мудрость этого дня.

Прочитайте эти цитаты. Выберите ту, которая вам ближе всего, и запишите.

Перед прошлым склони голову, перед будущим засучи рукава.

Будущее всегда выглядит иначе, нежели мы способны его себе вообразить.

Цени то, что было в прошлом, но не позволяй ему загораживать твоё будущее. 

Будущее приходит значительно быстрее, если идти ему навстречу. 

Иногда люди с худшим прошлым создают лучшее будущее. 

Думая о лучшем будущем, ты даешь ему возможность однажды осуществиться. 

Меня интересует мое будущее: там я собираюсь провести оставшиеся годы.

Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты.

Кто хочет поделиться своей мудростью? Спасибо, что поделились с нами.

Небольшое дополнение: древний китайский иероглиф «Будущее» читается как съезд с горки задом наперед, вниз с горы и спиной к будущему. Ясно видеть, по мнению китайцев, человек может только настоящее и прошлое.  Мы же с вами планируем свое будущее, готовимся к нему. Как вы думаете, какие качества должны быть  у  человека, съезжающего с горы?

  1. Мобилизующее начало.

Прочитайте напутствие Стивена Хокинга: «Какой бы трудной ни казалась жизнь, вы всегда можете что-то сделать и чего-то добиться. Главное – никогда не сдаваться. Дайте волю воображению. Творите …».

Как вы думаете, какого слова не хватает в последнем предложении? Можете сказать мне на ушко. Правильно, это слово «будущее».

 «Какой бы трудной ни казалась жизнь, вы всегда можете что-то сделать и чего-то добиться. Главное – никогда не сдаваться. Дайте волю воображению. Творите будущее».

Прочитайте слова ученого как предложение с цитатой. Можно начать со слов «Я согласен…

  1. Проверь себя

Среди цитат, которые вы прочитали, есть односоставные предложения. Найдите их и прочитайте.

Перед прошлым склони голову, перед будущим засучи рукава.

Цени то, что было в прошлом, но не позволяй ему загораживать твоё будущее

Как отличить односоставные предложения от двусоставных?

Какие виды односоставных предложений вы знаете? Давайте проверим.

1).«Умолчание» местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит». О каких предложениях говорил  М.В.Ломоносов?

Приведите пример определенно-личного предложения.

2).О каких предложениях ученый-лингвист А. М. Пешковский писал:  «…действующее лицо «намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределённое»?

Приведите пример неопределенно-личного предложения.

3).Монолог какого предложения вы видите на слайде? «Ни один тип предло­жений не имеет такой разнообразной коллекции сказуемых, ка­кой могу похвастаться я. Есть только одна вещь на свете, которую я не могу сделать: про­бовало, но не получается. Действующее, активное лицо не могу назвать».

Приведите пример безличного предложения.

4).Какой вид односоставного предложения мы не назвали? Приведите пример назывного предложения.

7.Числовая карта.

3 – 2 – 2 – 2 – 2 – 4 — 2

Перед вами числовая карта. Я назвала ее «ПП». На расшифровку карты и названия у вас 2 минуты. Можете работать в парах.

Примечание: если возникают трудности при выполнении задания, можно предложить ребятам закрыть глаза и лечь на парты; затем учитель называет признаки простого предложения, а ребята  поднимают руки и показывают на пальцах нужное число.

  • Виды предложений по цели высказывания.
  • Виды предложений по интонации.
  • Виды предложений по количеству грамматических основ.
  • Виды предложений по количеству главных членов в грамматической основе.
  • Виды односоставных предложений.
  • Виды предложений по наличию второстепенных членов, распространяющих главные.

У нас с вами получилась числовая карта простого предложения. Как вы думаете, а что обозначает последнее число?

  • – 2 – 2 – 2 – 2 – 4 – 2

Итак, нам нужно разобраться, чем может быть осложнено предложение. Отравляемся на поиски нового.

  1. В поисках нового.

Перед вами две схемы простых предложений.  Чем они отличаются?

Обстоятельство + главный  член предложения.

Обстоятельство + главный  член предложения, главный  член предложения

Не на шутку завьюжило.

Не на шутку завьюжило, заметелило.

Какое из этих предложений осложненное? Как вы определили?

Чем еще могут быть осложнены предложения? Посмотрите на листочки с напечатанными предложениями, схемами и названиями членов предложения. У вас есть три минуты, чтобы собрать вместе предложение, схему и название термина, который обозначает осложнение для предложения. Должны получиться группы по 3 – 4 человека: одна схема, один термин и 1– 2 предложения в качестве примера.

  • Однородные члены предложения.
  • Обращение.
  • Причастный оборот.
  • Деепричастный оборот.
  • Вводные слова.

Прочитайте, что у вас получилось. Чем похожи все предложения, которые вы прочитали? Как выделены слова, обороты, конструкции, осложняющие предложения?

Вывод: предложение считается осложнённым, если в его составе есть выделенные знаками препинания (а в устной речи интонацией) слова, обороты, конструкции.

  1. Разбор предложения.

Тихо планируя (1) размахнув белые крылья (2) над каменной россыпью (3) бесшумно пролетает полярная сова.

Самопроверка: повеств., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено однородными дееприч. оборотами)

  1. Творческая работа.

Каким вы представляете себе будущее? Ближайшее или далекое? Запишите несколько предложений о вашем будущем, включите в них однородные члены или вводные слова, причастный или деепричастный оборот. На выполнение у вас 3 (4) минуты.

Буду вам признательна, если вы поделитесь с нами вашими надеждами.

Спасибо большое за доверие, которое вы нам оказали, ребята.

  1. Оценивание.

Посчитайте, пожалуйста, количество ваших правильных ответов. За максимум принимаем самый высокий результат в классе. Это «5».

От 90% до 100% – «5»,

от 70% до 89% – «4»,

от 50% до 69% – «3».

  1. Итог

Как вы думаете, каким получился наш урок? Что вы возьмете с собой после этого урока?

  1. Домашнее задание: сочинение «Я в будущем».
  2. Напутственное слово учителя. Притча «Разбитое окно».

Спросил как-то учитель троих своих учеников:
–Почему бьется оконное стекло, когда в него бросают камень?
–Потому, что камень тяжелый, – отвечал один из них.
–Потому, что стекло хрупкое, – изрек другой.
–Потому, что метнувшая камень рука была сильна и удар точный, – ответил третий.
–Никто из вас троих не дал правильного ответа, братья мои! Потому что окно было закрыто! Так и в жизни. В жизни каждого из нас есть шанс на успех, удачу, счастливую жизнь, но в большинстве случаев наше окно закрыто. Научитесь идти по жизненному пути с открытыми сердцами, и ни одна вражеская стрела не разобьет их, проходя навылет сквозь тонкую ткань души…

  1. Подарок на память.

Мне очень хочется, чтобы в будущем у вас получилось все, что вы планируете, о чем думаете, к чему стремитесь. Примите, пожалуйста, мой небольшой подарок – иероглифы-пожелания. Их можно вложить в книгу, в блокнот, просто носить в портфеле или в сумке. Спасибо вам за урок!