Воспитание вокалиста и подготовка к продуктивной творческой, песенной деятельности.

 

 

Гузель ХОСНЕТДИНОВА,

Заслуженный работник культуры РТ,

 педагог дополнительного образования

 высшей квалификационной категории

МБУ ДО «Центр детского творчества»

 Алексеевского муниципального района РТ

 

(Экспериментальный   методический  материал по обобщению опыта  работы с  творческими  детьми).

 

Человеческий голос – удивительный музыкальный инструмент, и мы наделены им с рождения. Формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать с ранних лет, потому что отсутствие музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполняется впоследствии. Развитие музыкальных способностей формируют эмоциональную сферу ребёнка, пробуждают умственную активность мозга, помогают избавляться от стрессов. Учёные доказали, что во время пения вырабатывается вещество – эндорфин, в результате которого человек ощущает радость, хорошее настроение. Песенное творчество помогает устранить или смягчить непоседливость, замкнутость ребёнка, повышают самооценку и уверенность в себе. Именно в период детства важно направить творческий потенциал, приобщить к песенному искусству, да и вообще к творчеству. Я благодарна многим родителям моих обучающихся за понимание роли и значимости вокальных занятий в обогащении эмоциональной сферы ребёнка.

Конечно, не все могут быть певцами и тем более выдающимися, но самая главная цель – приобщения к творчеству и всеобщее развитие гармоничной личности. В результате песенного исполнения такие дети умеют легко общаться, контактировать с окружающими людьми, правильно выражать свои мысли, эмоции, могут быстро адаптироваться в сложных ситуациях и находить правильное решение. Они позитивны и креативны, легко социализируются в обществе, коммуникабельны и подтягиваются в учёбе. В процессе обучения и работы над песнями приходится много учить литературных текстов из репертуара, которые и  формируют нравственные качества будущей личности, развивают память, мышление. У них в процессе пения и выступлений формируется волевой характер, лидерские качества, а волевой и пробивной лидер – нигде не пропадёт и везде состоится как личность. Песня – это профессиональная работа не только поэта и композитора, но и работа исполнителя, аранжировщика минусовой фонограммы и звукорежиссёра, который записал эту песню. Песня – это общий продукт.

Сама в прошлом активно работала с профессиональными авторами Татарстана. Были  изданы СD  альбомы с премьерными песнями, где мой голос был воплощен в  более  тридцати  премьерных  песнях. Визитной карточкой моего песенного творчества была песня – «Святая гора Биляра» – (Хуҗалар тавы). Видеоклип, снятый на эту песню неоднократно показывали по региональному телевизионному каналу, а также эта  композиция

есть и  на просторах интернета в свободном доступе. Песни в моем исполнении    звучали по радио.  Это осталось  в  прекрасном  прошлом…

Имея богатый  творческий  опыт работы с песнями в профессиональной студии звукозаписи, я применяю эти знания  непосредственно с детьми, занимающимися в объединении «Звёздное детство» при МБУ ДО «ЦДТ» Алексеевского района. Меня  радуют активные ученики, желающие познать  и развиваться в песенном  искусстве, то есть  творчески одаренные дети.

В моем понимании  музыкально одарённый ребёнок прежде всего – целеустремлённый, творческий, обладающий изначально от природы красивым тембром, с чистой вокальной  интонацией  и хорошей дикцией. Это мечта любого педагога!

Из многолетнего опыта знаю, что одарённые дети  есть, но давайте сами себе признаемся так много ли одарённых детей? А  как быть, если у ребёнка нет изначально  ярких  музыкальных данных?  И  их  они большинство, но  горят огромным желанием реализоваться в музыкальном творчестве.  Но бывает и  такое, когда у ребёнка отличные музыкальные данные, но он не желает заниматься пением.

Конечно одарённость – это  дар, подарок  от Всевышнего и передан генетически. Практически любой здоровый ребёнок, при условии создания благоприятных условий, может показать неплохой результат.  Что значит создать благоприятные условия?  Это,  прежде всего желание самого ребёнка, поддержка родителей и без сомнения – профессионализм  педагога. При старании, трудолюбии, терпении, целеустремлённости и  амбиций,  в самом хорошем смысле  этого слова, помогут добиться  неплохих результатов в  песенном творчестве. Но каким бы вокально одарённым и талантливым  ребёнок ни был, необходимо дать хотя бы элементарные базовые  музыкальные  знания. Это  общая музыкальная грамота, сольфеджио, умение петь по нотам, владеть четким ритмом. Постановка певческого дыхания  играет ключевую роль для исполнителя, который должен  знать и понимать, что процесс пения – это процесс активного, целенаправленного дыхания. Распевание вокализов, пение гамм по полутонам вверх и вниз, пение интервалов – все это способствует чистой вокальной интонации. Вокально — тренировочные упражнения – это  множество  коротеньких  песен для  распевок, упражнений, для обучения и постановки  певческого голоса, певческого дыхания, дикции, артикуляции, вокализация гласных звуков, работа над четким ритмом, умение петь на улыбке  и множество  других целей и задач из которых в совокупности и получается красивый, профессионально звучащий певческий голос!  Опытный педагог-вокалист умеет  выстраивать упражнения или  песни так, чтобы  все   тренировочные составляющие были дозированы на одном занятии и постепенно совершенствовались и усложнялись в процессе певческого роста. Самая  сложная  ситуация  для педагога – это отсутствие вокальной интонации  и плохое чувство  ритма. При первом же прослушивании  я слышу, что  в исполняемой песенке  у ребенка «чистые»  только две-три ноты и невольно представляю каких совместных усилий надо приложить для чистого интонирования! И тут начинается пошаговая, кропотливая, вокально-интонационная  работа.

Обучение вокальному творчеству всегда должно быть сугубо индивидуальным и исходить от исходных данных. Обязательно надо учитывать психологические и физиологические особенности исполнителя, находить индивидуальные решения в подборе репертуара, который должен соответствовать его возрасту и соответственно  должна быть посильная вокальная нагрузка. Соблюдать гигиену голоса.
В своей педагогической практике я не боюсь экспериментировать. Я в вечном поиске нового репертуара, смело переделываю песни, перевожу с русского на татарский и наоборот. Очень актуальны народные песни в современной аранжировке, работаю с аранжировщиком,  предлагаю  свою идею. Использование информационно-коммуникативных технологий    облегчают  мне процесс обучения и я стараюсь идти в ногу со временем.

Итак;  я  всегда  предусматриваю следующие виды занятий:

– освоение  базовых основ  музыкальной грамоты;

– пение учебно-тренировочного материала из сборников, отрывки народных песен, работа над вокально-интонационными  навыками, сольфеджио для начинающих  1–2 классы  муз. школы

  • работа над артикуляцией и дикцией – произношение скороговорок;
  • вокализация гласных-округление гласных звуков;

–  работа над согласными звуками  – «утрирование», четкое         произношение  окончаний слов на согласные  звуки;

  • работа над певческим дыханием;
  • дыхание по фразам, предложениям;

–  прослушивание  аудио и видео материала;

– работа над  артикуляцией ,  умение петь на улыбке;

– многократная  работа  над  технически сложными   частями   отдельно;

–  работа над эмоциональной  выразительностью,  работа  над  общим звучанием  исполняемой  песни;

В  песенный  репертуар я включаю разнохарактерные произведения, по исполнительской сложности, разучиваю композиторские и народные песни на русском и татарском языках.

Прослушивание музыкальных композиций выдающихся мастеров вокала таких как Муслим Магомаев, Эдуард Хиль, Александр Градский, королевы эстрадного вокала – Ларисы  Долиной и других дают определенную  певческую установку и являются   образцом и объектом для подражания.

Для любителей петь на родном татарском языке большую роль играет прослушивание  татарских народных и композиторских песен в исполнении именитых певцов – классиков, а именно выдающегося певца Ильхама Шакирова. Об этом выдающемся певце много написано, но хотелось бы очень коротко остановиться на его творчестве. Это наш татарский «Шаляпин».  Я считаю обязательным, для тех певцов, которые поют на родном татарском языке слушать песни в его  исполнении. Есть такое понятие – «имитация». Прослушивая  песни-шедевры, в исполнении известных   и легендарных исполнителей, юный вокалист пусть перенимает  их интонации  и музыкальные оттенки для себя. Речь не идет о  слепом копировании, но  брать пример и учиться у известных  мастеров-вокалистов –это  достойно уважения!  Красивый тембр голоса – лирико-драматический, «бархатный» баритон Ильхама Шакирова и его высочайший профессионализм никого не оставлял равнодушным! Какое профессиональное, душевное  исполнение! А ведь у него классическая постановка голоса, где все гласные «вокализованы» и нет той  пресловутой  классической «оперности», а также великолепная техника дыхания и легкость исполнения!   Прослушав татарские  народные песни   в исполнении Ильхама Шакирова, словно погружаешься в далекое историческое прошлое татарского народа, также оживляешься настоящим и вдохновляешься на будущее!  Он оставил татарскому народу большое  творческое  наследие – это народные и композиторские песни в его исполнении. Они всегда актуальны и бесценны, они вечны,  и это называется –  национальное достояние

Песни из его репертуара – это бесконечно ценный программный  материал из народных и композиторских  песен. Подрастающему  поколению     голос  Ильхама Шакирова, особенно записанные в 1970–1990 годах  я представляю как эталон, образец исполнения татарской песни. Это голос  проникновенный, с настоящей  душевной лирикой – Моң, значение которого и не переводится на русский язык. Я объясняю это как – татарская душевная лирика, которая передаётся народу генетически из поколения в поколение. Можно отточить до совершенства технику исполнения песни, сделать глубокие мелизмы, но если  певец не пропускает через свою душевную энергетику, то татарская песня становится не интересной и пустой.

Легендарный голос  Ильхама Шакирова, его величество – Моң, достойно величайшего преклонения и почитания – это  национальный, нерукотворный памятник татарской души и песни!!! Подрастающее поколение певцов, молодые исполнители, которые  хотят связать свою  жизнь с национальным песенным творчеством должны слушать песни в исполнении Ильхама Шакирова, учиться  у него, знать свою  идентичнось, чтить свои корни и гордиться  татарской культурой. Но современная «армия» безголосых  певцов просто  «маскируют» свои  бездушные голоса за  красивой минусовой  фонограммой, да и минусовые фонограммы оставляют желать лучшего. Конечно надо не отставать от времени и не «ностальгировать» по прошлому, а создавать новые  песенные шедевры на базе татарской «пентатоники», используя  уникальную  энергию души – Моң!  .

Мелодичное исполнение песни на  иностранном языке,  тоже вызывает эмоциональный отклик, если  певец исполняет с душевной лирикой, с глубоким чувством  и  внутренней  струящейся энергией.

У каждого народа своя неповторимая  душевная  лирика.

Песенный материал подбираю с учетом возраста обучающихся и усложняю в процессе  физиологического и творческого роста исполнителя. В процессе выступления на концертах у юных певцов наблюдаю развитие коммуникативных, лидерских и других личностных качеств, способствующие дальнейшей социальной адаптации. В обучении детей я предусматриваю личную заинтересованность обучающихся и их родителей, развиваю их творческое мышление, прививаю стремление к приобретению новой информации. Я использую соответствующие источники – это интернет ресурс и другие инновационные технологии. Поощряю самостоятельность и инициативу,  помогаю войти в мир песен. Прививаю любовь к родине через патриотические песни, а  также прививаю любовь к своему родному татарскому языку через красивые песни. Обучаю профессиональному мастерству, чтобы  творчество  помогало им реализовывать себя  в жизни.

В своем объединении   использую следующие формы обучения:

– индивидуальное обучение,  обучение в малых группах;

– работа в творческом проекте;

– мастер-классы;

– участие в творческих конкурсах, фестивалях, тематических концертах;

– работа с родителями;

– поддержка, поощрение детей через участие в районных, республиканских, международных конкурсах;

– запись песен в профессиональных  студиях;

Большое значение в воспитании детей в дополнительном образовании имеет система продуктивной, творческой деятельности, основанная на внутренних мотивах воспитанников. При разучивании песни всегда хочется увидеть его конечный результат, его исполнение на сцене.   Сотрудничество с поэтами и композиторами  в прошлом, дало мне возможность   к  созданию и выпуску лицензионного песенного альбома с множеством  детских премьерных песен, которые  способствовали формированию у детей осознанного творчества в  пении, а также  мотивировали юных исполнителей к получению новых знаний. В результате  записи песен  юные певцы научились   активному творческому процессу  в студии звукозаписи. Юные исполнители имели возможность проявить не только свои вокальные и артистические способности, но и воплотили свои мечты, получили большой опыт. Пришло осознание  того, что они первые исполнители исполняемой им песни и соответственно дети прилагали максимум творческих усилий и эмоций.  Для некоторых  запись премьерных детских песен явилась толчком в своё музыкальное творческое будущее, в профессиональную творческую  карьеру, а для других – это ещё одна достигнутая  творческая вершина, которая украсила их жизнь  яркими детскими воспоминаниями.

Выпущенные мною детские песни до сих пор актуальны и уже неоднократно перепевались другими детьми.

Песни разнообразные по тематике, качественные аранжировки. Ряд песен можно разучивать с дошкольниками («Дәу әнигә барабыз», «Без- үрдәкләр», «Без – жиләкләр», «Песи зары», «Курчак зары»), а так же для школьного-подросткового возраста («Балачак гөлләре», «Жырчы буласым килә», «Мин шофер», «Замана баласы», «Бүген безнең ял көне», «Тукайлы ил Татарстан», «Илгә кайтты Исхакый»). Много песен посвящено мамам. Тема национального праздника Сабантуй представлена песней «Буген бездә Сабантуй» которая передает веселое, мажорное, праздничное настроение. Есть песни посвященные родному краю «Алексеевское полотенце», «Биляр ягы, Чулман ягы». Песня «Ана догасы» (Молитва матери) раскрывает образ любящей матери, которая молится о счастье своих детей. Эта песня записана в моем исполнении для примера детям. Завершается альбом песней «Бәйрәм бүген» – веселым праздничным настроением. Эти песни достойны музыкальных конкурсов, фестивалей, концертов. А самое главное – это небольшой вклад  моих подопечных для развития татарского национального детского песенного творчества, которая служит примером, стимулом для всех детей, увлеченных песней.

Запись песен юных исполнителей  в звукозаписывающей студии – это огромный  труд руководителя и исполнителя, а также требующая больших материальных затрат, которые никогда не окупятся материально. Я сторонник того, чтобы детские записанные песни, предлагаемые в качестве репертуара, исполнялись только детьми! Невыносимо слушать предлагаемый в качестве детских песен  репертуар, который записан  старым, дряблым от вибраций женским голосом.  Я иногда  со смехом вспоминаю время, как я первый раз  привезла  детей в студию звукозаписи. Ну конечно мы не записались, хотя я имела свой большой опыт записи  голоса. Это очень трудоёмкий процесс, сколько слёзок детских было пролито и моих эмоций и нервов! В дальнейшем мы ездили записываться по одному.

Бывало даже такое, что перезаписывали  некоторые из них заново,  спустя некоторое время.  Песню конечно можно записать по частям, предложениям, по фразам.  Опытный звукорежиссёр, высокотехнологичные программы все выстроят, но дикцию, настроение, душевную энергетику, характер исполняемого произведения и улыбку – никакая программа не сделает!  В конечном итоге песня будет выглядеть так словно, это поёт бездушный робот.

Необходимо тщательно  готовить ребёнка к записи  голоса, ведь время записи в студии требует материальных  затрат.

 Исходя из своего опыта, хотелось дать мои личные рекомендации.

Опытный звукорежиссёр, профессиональная студия звукозаписи знает свою работу, без сомнения сделает конечный продукт, но вам надо подготовить следующее:

  1. Юный вокалист задолго до записи должен исполнять эту песню на концертах.
  2. Приезжать в студию уже распетым или же там распеться.
  3. Текст песен надо выучить наизусть, потому что все эмоции будут уходить на подглядывание слов, вместо того, чтобы выразить характер песни, настроение и думать о чем поешь.
  4. Отработать дикцию во всех предложениях и фразах, особенно «вылетают» окончания согласных в словах. Трудно произносимые слова перед записью необходимо тщательно проработать по слогам отдельно, постепенно увеличивая темп слогам. Все слова, которые заканчиваются согласными надо слегка «утрировать», то есть выделить. Звукорежиссёр конечно может постараться, будет как бы эти места выделять во время сведения, но это займёт много времени и соответственно денег.
  5. Исполнять песню надо всегда на улыбке. Улыбка передаёт хорошее настроение. Даже грустные песни надо петь на улыбке, чтобы звучание не было темным, тусклым, тяжёлым, а также дикция будет четкой .
  6. Подготовить ребёнка к записи психологически. Педагогу надо быть доброжелательным и успокоить ребенка, потому что, всегда делается несколько дублей. Создайте тёплую доверительную атмосферу, никогда не повышайте голос и не позволяйте звукорежиссёру кричать на ребенка и грубить. Дети начинают плакать и дальше не смогут сосредоточиться на работе. Петь надо учить на занятиях, а не в студии!
  7. Проработать художественную составляющую. Продумать заранее и показать какое слово хотите выделить в предложении, где проставить эмоциональный акцент. Никакая звукозаписывающая программа за исполнителя  это не сделает.

Желательно довести художественную и эмоциональную мысль в песенном предложении на одном дыхании и как бы «подниматься» интонационно вверх по лестнице.

  1. Сделайте копию текста песни и ноты и отдайте звукорежиссёру. При записи и сведении голоса ему они очень понадобятся.
  2. Объясните заранее ребёнку, что минусовая фонограмма будет звучать в наушниках и свой голос он там не услышит. Даже интонационно  безупречно чисто поющий ребёнок не сможет чисто спеть, съедет с тональности, потому что это трудно и непривычно для начинающего исполнителя. Мне иногда приходилось слегка приоткрывать наушники, чтобы они  могли слышать свой голос.
  3. При сведении голоса ваше присутствие обязательно и надо находиться рядом со звукорежиссёром, потому что это  вам решать некоторые творческие  нюансы, которые могут возникнуть в процессе сведения.
  4. Все студии коммерческие и не надо опаздывать. Опоздание идёт за ваш счёт. Время – это деньги!
  5. Кушайте за 1–2 часа до записи. Ребёнок не должен думать о еде, но и переедать точно не надо.
  6. Иметь с собой питьевую воду, потому что в студии всегда хочется пить.

Актуальность и востребованность записанных плюсовых фонограмм:

  1. Для записи профессионального видео.
  2. 2. Для участия юных певцов в  записи   музыкальных   программ  на телевидении.
  3. 3. Исполнениее на некоторых уличных шоу-концертах рекомендуют петь  под плюсовую фонограмму. Исполнение под свою плюсовую фонограмму требует тех же эмоций  и соответственно надо уметь профессионально это показать. Это не конкурс  и тут другие цели и задачи (я противник плюсовок, но на улице это  иногда необходимо).
  4. 4. Пройдя несколько туров певческого конкурса, где вы без сомнения пели живым голосом, (иначе вас и не допустят), то на гала-концерте, где ведется видеосъемка «плюсовая» фонограмма будет актуальна.

Из всего  хочется  подвести  итог. Воспитание юных исполнителей – это ответственное занятие, поэтому и самому педагогу надо быть в высочайшей профессиональной форме. Необходимо постоянно быть в курсе новейших  информационных музыкальных разработок. Немыслимо огромные возможности у  искусственного интеллекта, который  открывает новые пути  для креативности и самовыражения. Мы уже слушаем, как искусственный интеллект сочиняет любую песенку, находит голоса и  соединяет с минусовой фонограммой.

Необходимо двигаться вперед и не останавливаться на достигнутом.

В процессе обучения   прослушивать выдающихся   исполнителей, которые являются образцом в вокальном творчестве, настоящими мастерами  вокала.

По какой бы вы вокальной методике не обучали – вокально-тренировочные  упражнения являются  обязательными, базовыми, именно они осуществляют постановку голоса, чистую вокальную интонацию и постановку певческого дыхания. Теория и практика вокала должны быть увлекательны.

Старайтесь делать небольшие итоги, записав песню юного певца в студии звукозаписи, потому, что это готовый «продукт» и вашей работы и  творческое достижение и приобретенный опыт вашего ученика.

Среди обученных мною  песенным творчеством детей, не было  самородков. Это были обычные дети со средними данными, которые часто плакали, не были уверены в себе, боялись сцены и не обладали яркими  музыкальными  данными. У них не было музыкального образования, вокальной интонации, была не четкая дикция и приходилось даже некоторым к логопеду обращаться и так далее. Но желание, терпение, трудолюбие, заинтересованность родителей и мотивация прежде всего самих детей  привели к хорошим результатам. Многие песни были экранизированы на разных детских передачах ТНВ. Я рада, что время и силы, которые   пришлось  мне уделить  не прошли даром. Обучающиеся получили огромный опыт работы в студии звукозаписи и был хороший результат и отдача! Прошло некоторое время и мне не стыдно показывать свою работу слушателям. Профессионально сделанная работа не потеряет свою актуальность, выдержит любое  время.

Предназначение педагога – это всегда эксперимент, работа над собой, творческий поиск, помощь в обучении и в развитии одарённости детей!