Роль нейропсихологической игры в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста

Елена ЗАКИРОВА, Резеда САЛИМУЛЛИНА,

воспитатели детского сада 402 г. Казани

В последние годы в дошкольные образовательные учреждения поступают все больше детей с ОВЗ.  Этому способствует не только их увеличивающееся количество, но и признание необходимости соблюдения принципа инклюзивности в образовании детей. Появившаяся тенденция привела к тому, что все больше педагогов дошкольных образовательных учреждений обращаются в своей деятельности к нейропсихологическим технологиям.

Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) [1].

Общепризнанным является то, что наиболее эффективным обучающим методом в дошкольном возрасте является игровой. Через игру дети легче воспринимают и запоминают информацию, быстрее учатся, меньше устают. Дети дошкольного возраста с ОВЗ особенно требуют внимания и игры должны соответствовать их индивидуальному развитию: возрастным, психическим особенностям. В данном случае эффективными показали себя нейропсихологические игры.

Нейропсихологические игры направлены на активизацию функционирования головного мозга ребенка, на усиление взаимодействия между полушариями. Особенность игр заключается в их направленности на развитие двигательных функций и развития умственных способностей ребенка.

У детей с ОВЗ часто встречается нарушение двигательной активности, и особенно низкое развитие мелкой моторики. Нейропсихологические игры способствуют ее развитию, что положительно влияет на общие речевые навыки детей.

Применение таких игр способствует развитию речи, памяти, внимания и других психических процессов [2].

Применение нейропсихологических игры в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста имеют свои преимущества:

— улучшается мелкая моторика и общая координация детей (улучшаются пространственные представления);

—  повышается внимание;

— игры – это основная доступная форма обучения для дошкольников;

— развивается и улучшается мозговая активность у детей, включая межполушарное взаимодействие;

— наблюдается улучшение речевых навыков;

— появляется интерес к познавательной деятельности;

— дети учатся делать выводы и прогноз своих действий.

— улучшается взаимодействие между ребенком и педагогом.

Методика проведения игр с детьми с ОВЗ в условиях групп детского сада сводится к следующим этапам:

– индивидуальные занятия;

– подгрупповые занятия (после усвоения детьми первого этапа).

Нейропсихологические игры можно проводить на любом этапе занятия, а также как самостоятельную игровую деятельность.

Успешная адаптация детей с ОВЗ в современном обществе возможна только при постоянной и активной помощи со стороны родителей и педагогов. В связи с чем, так важно использовать в воспитательно-образовательном процессе методики, способствующие развитию детей С ОВЗ дошкольного возраста. Здесь на помощь могут прийти нейропсихологические игры.

Список литературы

  1. Ибрагимова, Г.Р. Использование нейропсихологических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Г.Р.Ибрагимова, Л.Ж.Мартемьянова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. –2020. – № 15 (305). – С. 44 – 46. – URL: https://moluch.ru/archive/305/68819/ (дата обращения: 07.02.2024).
  2. Бердник С.А. Роль нейропсихологических игр для развития старших дошкольников// Наука и образование: новое время – № 4. – 2023. – С. 10 – 14.