Формирование социальной компетенции обучающихся при изучении географии

Ульяна АЛЕКСЕЕВА,

учитель географии I квалификационной категории средней школы №156 г. Казани

Причиной перехода на домашнее обучение в 38% случаев, по мнению родителей, является неготовность ребенка к адаптации в социуме, конфликтность с окружением и в связи с этим понижение мотивации к обучению.[1] Данное обстоятельство свидетельствует о несформированности социальной компетенции у большого числа обучающихся. Формирование социальной компетенции становится наиболее важным фактором развития любого человека в современном мире и наиболее острой проблемой является формирование ее в школьном периоде. При широкой трактовке социальной компетенции мы остановились на ее определении, данной В.Н.Куницыной, выделив основные три компонента: компонент целеполагания, компонент с ориентацией на другого, компонент социальной мобильности.[2] Немецкими исследователями Х.Шулером и Д.Бартелме была выделена основная группа элементов, связанных с конкретным поведением и проявляющейся в действиях человека, которые являются важными элементами социальной компетенции. Первым элементом данной группы было принято считать коммуникативные умения. Вторым элементом является способность работать в группе. К заключительному элементу основной группы относят способность к разрешению конфликтов и проблем.[3] Говоря об исследовании Х.Шулера и Д. Бартелме мы можем наблюдать конкретные признаки этих содержательных элементов в социальной компетенции. Коммуникативные умения проявляются в готовности и способности понять и быть понятым другими, адекватном отражении контекста общения, выборе способов общения, образце поведения, владении различными стилями общения на разных уровнях и умении их применять в соответствии с ситуацией. Способность работы в группе определяет позитивная установка на собеседника, на социальное взаимодействие, готовность акцентировать внимание на позитивных изменениях или событиях, связанных с поведением и деятельностью человека, положительная мотивация к взаимодействию, направленность на достижение результатов в значимой деятельности, ценностное отношение к себе и другим. Способность к разрешению конфликтов позволяет понимать свое состояние в процессе взаимодействия, воспринимать себя и свои действия глазами партнеров, видеть преимущества и слабые стороны любой позиции, адекватно интерпретировать поведение людей, критически оценивать эффективность взаимодействия, оценивать результаты совместной деятельности, принимать объективные решения и нести за это ответственность, анализ и регуляция конфликтов и проблем. Продолжают оставаться актуальными многие проблемы, связанные с поиском наиболее полных содержательных элементов социальной компетенции в школьном возрасте, в перспективе важными вопросами для изучения являются вопросы об особенностях развития социальной компетенции.

Социальную компетенцию возможно развить с помощью внедрения на уроках географии для учащихся технологию проблемного обучения, метода проектов и игровой технологии, ориентированных на целеполагание, положительную взаимозависимость и социальную мобильность. Постановка целей, обучение способам решения проблем, создание условий для самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации осуществляет технология проблемного обучения. Следующая педагогическая технология ориентирует на интеграцию теоретических и практических знаний и их применение, повышает уровень ответственности за общее дело и получение результата – это метод проектов. С целью активизации учебно-познавательной деятельности, улучшения коммуникативных навыков, в учебном процессе все чаще используются игровые технологии.

Постановка целей, обучение способам решения проблем, создание условий для самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации осуществляет технология проблемного обучения. В качестве построения основы проблемного обучения стоит использовать доступные учащимся проблемы географии и используемые этой наукой методы исследования, к примеру, в физической географии. Постановка заданий основывается на научных проблемах, как территориальной структуры хозяйства, её воздействия внешних и внутренних факторов на размещение производительных сил и на использование картографического и сравнительного методов исследования. Учащиеся проходят следующие этапы научного исследования: составление карт, классификация таблиц, анализирование и построение вывода. Данная технология будет эффективна при использовании в комплексе с методом проектов.

Следующая педагогическая технология ориентирует на интеграцию теоретических и практических знаний и их применение, повышает уровень ответственности за общее дело и получение результата – это метод проектов. Наиболее эффективными являются долгосрочные проекты[4], где работа запланирована на весь учебный год, созданы рабочие группы по проектам, данная технология может быть универсальна для любого класса. Группы подбираются с учетом особенностей мотивированности с комбинированием сильных и слабых учеников, где работа распределяется таким образом, что каждый учащийся принимает участие в проекте и взаимозависим друг от друга. Долгосрочные проекты позволяют подбирать задания с учетом уровней, способностей и развития каждого учащегося, подбирать необходимый алгоритм действий и индивидуальный маршрут. Наличие индивидуального маршрута и алгоритма позволяет уменьшить развитие стресса, подготавливает обучающихся к возможным сложившимся ситуациям, взаимовыручке и социализации внутри группы.

С целью активизации учебно-познавательной деятельности, улучшения коммуникативных навыков, в учебном процессе все чаще используются игровые технологии. В большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять, анализировать и определять самостоятельно пути их разрешения, осуществлять социальную мобильность, для этого требуется иной подход к организации обучения, где и приходят на помощь игровые технологии. Современная география располагает большим арсеналом разного рода игр, как индивидуальных, так и коллективных, часть их них рассчитана на проведение в классе, часть на уроке. Игровые технологии более просты и понятны, что даёт возможность активизироваться учащимся на понятном для них уровне, включать фантазию и проявлять более активный интерес к предмету. Социальная мобильность очень важна для эффективной учебной деятельности, социализации учащегося не только в рамках класса, но и школы.

Таким образом, можно сказать, что комплексное применение на занятиях географии представленных технологий формируют готовность учащихся к социализации, преодолению стресса в процессе общения и к улучшению учебной деятельности в рамках предмета. Формируя выделенные компоненты социальной компетенции, мы так же развиваем основные структурные элементы, о которых в своих исследованиях говорят Х.Шулер и Д.Бартелме. Стоит так же отметить, что данные технологии могут широко использоваться при изучении предмета «География» не только для формирования социальной компетенции, но и таких компетенций, как учебно-познавательных, коммуникативных и компетенций личностного самосовершенствования.

Список литературы

  1. Бакиева Э.В. и др. Организация коллективно-распределительной мыслительной деятельности на уроках географии //цитисэ. – 2019. – №. 3. – С. 49.
  2. Калинин В.Б., Гайворон Т.Д. Устойчивое развитие. Игры и упражнения //Материалы к тренингам для общественных организаций и учреждений образования. Обнинск. – 2002. – С. 56.
  3. Лецких Л.А. и др. Федеральный государственный образовательный стандарт Введение и реализация ФГОС //Школьные технологии. – 2012. – №. 3. – С. 34 – 46.
  4. Павленко Е.К. Методика использования ситуационных задач при интерактивном изучении школьного курса» География России» : дис. – Российский государственный педагогический университет им. АИ Герцена, 2012.
  5. Прямикова Е.В. Социальная компетентность школьников: смыслы и практики //Социально-политический журнал. – 2009. – №. 7. – С. 126 – 132.
  6. Селюкова М.А. Развитие социальной компетенции как ведущее направление в работе школьной социально-психологической службы с подростками //Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – №. 6.
  7. Учурова С.А. Развитие социальной компетентности в образовательном процессе //Екатеринбург: УрФУ. – 2011.
  8. Adams G.R. Social competence during adolescence: Social sensitivity, locus of control, empathy, and peer popularity //Journal of Youth and Adolescence. – 1983. – Т. 12. – №. 3. – С. 203 – 211.
  9. Coleman W. L. Social competence and friendship formation in adolescents with attention-deficit/hyperactivity disorder //Adolescent Medicine: State of the Art Reviews. – 2008. – Т. 19. – №. 2. – С. 278 – 99.
  10. Zsolnai A. Relationship between children’s social competence, learning motivation and school achievement //Educational psychology. – 2002. – Т. 22. – №. 3. – С. 317 – 329.

[1] https://plus.rbc.ru/news/5cb8b3117a8aa937fee263bc

[2] http://dou107.rybadm.ru/DswMedia/social-nayakompetentnost-.pdf

[3] Учурова С. А. Развитие социальной компетентности в образовательном процессе //Екатеринбург: УрФУ. – 2011.

[4] Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Составитель С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2007.