Элементы скорочтения на уроках литературного чтения с детьми ОВЗ (РАС)

Гузель ХУЗАХМЕТОВА,

учитель начальных классов I квалификационной категории средней школы № 156 г Казани

В России, как и во всем мире, увеличивается число детей с особенностями развития, нуждающихся в специальных условиях обучения. По данным Минпросвещения, с каждым годом детей в инклюзивных классах становится всё больше. Еще огромное количество детей обучаются на дому. Осваивать учебную программу им помогают дефектологи и логопеды. Но таких специалистов сегодня не хватает, тогда весь груз ложится на плечи учителей предметников. Учителя обучаются на различных курсах, набираются опыта у других коллег.

У таких детей  присутствуют психологические особенности в развитии, которые блокируют или не дают в полной мере воспринимать происходящее вокруг:

– недостатки речевого развития;

– недостатки развития мелкой моторики;

– недостатки развития памяти, мыслительной деятельности, концентрация внимания;

– недостатки в развитии межличностных отношений с окружающими;

– неумение управлять  своим поведением и многое другое.

К сожалению, даже среди норма типичных ребят есть такие, у которых очень кратковременная память. На уроках литературного чтения учащиеся начальных классов знакомятся с различными литературными жанрами: эпическими, лирическими, лиро-эпическими. Дети должны быть функционально грамотными. Но как же помочь особенным учащимся? В данной ситуации абсолютно правильным будет обратиться к приемам, которые обязательно могут помочь ребенку, работа обоих полушарий головного мозга.

В своей работе я часто использую следующие  виды упражнений и заданий. Их можно использовать перед началом урока, как концентрация внимания:

  1. Упражнение «Кулак-ладонь».

 

Ребята меняют положение рук, при этом проговаривают какую-либо скороговорку. Например, «Бык, бык , тупогуб….»

  1. Упражнение «Таблица Шульте».

В зависимости от возраста и класса предложить ученикам таблицу «Шульте» разной формы и содержания. Это могут быть цифры, буквы, картинки.

1 5 11 3
  13 8 10 7
16 12 2 15
6 14 4 9

 

Ё К В М
О А З Е
П Г Л Н
Д И Б Ж

 

  1. При пересказе небольшого текста использовать таблицу где напечатаны вопросы, а дети заполняют.

Например,

– Кто главный герой?

– Какой он? Перечислите качества.

– Что он делает?

– Какая связь между героями, если их несколько?

 

Кто?      
Какой?      
Что делает?      
Что они делают?      

 

  1. Нарисуем пиктограммы (символы) к словам или словосочетаниям. Он помогают детям в запоминании информации.

Например, А.Фет «Весенний дождь».

Весенний дождь

Ещё светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым мёдом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

 

Таким образом, данные упражнения с детьми ОВЗ могут существенно облегчить работу учителя.