Путешествие по городам устного народного творчества
(Игра-путешествие для учащихся 2 класса)
Любовь ЛАВРЕНТЬЕВА,
учитель начальных классов Бурдинской средней школы Тукаевского района
Тип урока: обобщение и закрепление знаний по теме раздела «Устное народное творчество».
Цели урока:
образовательные: в игровой форме обобщить знания учащихся по разделу «Устное народное творчество»; закрепить знания о жанрах устного народного творчества ,традициях русского народа;
развивающие:
– активизация познавательной деятельности: умение анализировать, делать выводы, обобщения;
– развитие критического мышления;
– совершенствование коммуникативной компетенции;
– развитие грамотной устной речи;
– навыков выразительного чтения;
воспитывающие: воспитание нравственных качеств, творческого самовыражения, умения работать в группе.
Задачи урока:
– сформировать эмоциональный настрой;
– способствовать умению строить речевое высказывание в устной форме;
– научить извлекать необходимую информацию и делать выводы;
– обеспечить понимание пройденного материала;
– формировать чувства прекрасного на основе устного народного творчества;
– обобщить изученный материал.
Формы организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая.
Оборудование урока: компьютер, проектор, карточки-задания.
Ход урока
- I. Организационный момент
Учитель. Добрый день, дорогие ребята!
Вот и прозвенел звонок
Начинается урок.
Тихо все за парту сели
На меня все посмотрели
И работать захотели.
– Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи.
– Отгадайте загадку:
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд)
- II. Актуализация знаний, мотивация
Учитель. Вот сегодня на этом поезде мы с вами отправляемся в путешествие. Нас ждут необычные города и станции, с которыми мы познакомимся в течение урока. Прежде чем взять билеты (на каждом билете написаны задания) обратите внимание, что билеты на плацкартный вагон дешевле, а на купейный дороже, поэтому и задания будут разные. (Дети выполняют задания устно.)
1-й билет. Назови сказочных русских богатырей.
2-й билет. Чем закончилась сказка «Лиса и журавль»?
3-й билет. Назови по цепочке героев из сказки «Теремок».
4-й билет. Назови слова на букву «Р».
5-й билет. Из какой сказки «Позвала кошка мышку»?
6-й билет. Автор сказки «У страха глаза велики».
III. Работа по теме урока
Учитель. Перед посадкой необходимо пройти таможенный досмотр и оставить все лишнее. Найдите лишнее слово.
Прибаутки, подлежащее, поговорки, скороговорки, потешки. (Слова на экране.
– И так мы с вами сели в поезд и поехали.
1-й город – «Загадка»
– Каждый получит карточку. Вы должны отгадать загадки и разложить их по темам. (Темы написаны на доске.)
- Сто одёжек
И все без застёжек. (Капуста)
- На деревьях живет,
Орешки грызет. (Белка)
- Всех зверей
Она хитрей,
Шубка рыжая
На ней. (Лиса)
- Она бывает разной:
Черной, белой, красной.
А из ягод для ребят
Готовят мусс и мармелад. (Смородина)
- Варят из нее варенье,
Что поможет при леченье,
Если кашель и бронхит,
Если горлышко болит. (Малина)
- Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
И бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь)
- Без крыл, без ног белые мухи летают. (Снег)
Учитель. Продолжим путешествие. Нужно угадать название следующего города, из букв собрать слово. (Групповая работа.)
2-й город – «Пословицы»
Задание. К каждой пословице найдите её концовку. Соедини их между собой линией. (Каждый получает карточку.)
Легко чужими руками | а на сердце – лёд. |
На языке мёд, | не вырубишь топором. |
Напишешь пером, | надо в воду лезть. |
Чтобы рыбку съесть, | жар загребать. |
Взаимопроверка (ответы на экране).
Станция «Физкультминутка» – Музыкальная
Как живешь? – Вот так!
А плывешь? – Вот так!
Как бежишь? – Вот так!
Вдаль глядишь? – Вот так!
Ждешь обед? – Вот так!
Машешь вслед? – Вот так!
Утром спишь? – Вот так!
А шалишь? – Вот так!
3-й город – «Песня»
Учитель. Дальше едем. А что это за город, вы сейчас узнаете. Послушайте мелодию и отгадайте, как называется этот город. В какой город мы с вами попали?
Учащиеся. Город «Песня».
– А что эта за песня?
– Колыбельные песни.
– А вам ваши мамы пели колыбельные? (Дети берут карточки, кто-то выразительно читает, а кто-то поет.)
– А чтоб нам было весело ехать дальше, давайте споем частушку, которую сочинил народ. (В руках – народные музыкальные инструменты.)
4-й город – «Скороговорки»
Учитель. Скороговорки появились давно, в глубокой древности. В них играли и взрослые и дети.
– Для чего нужны скороговорки?
Учащиеся. Интересно, можно соревноваться. Их полезно говорить, чтобы речь была красивая, чёткая.
– Давайте и мы поиграем. Игра называется «Ромашка». (Скороговорки написаны на лепестках ромашки. Дети отрывают лепесток и в течение одной минуты тренируются проговаривать скороговорку. Затем проговаривают скороговорку как можно быстро, но внятно.)
5-й город – «Сказки»
Учитель. Продолжаем путешествие. Перед вами волшебный мешок. (Каждый подходит, достает предмет и называет название сказки. Затем показывают отрывок из сказки «Гуси-лебеди».)
6-й город – «Игры, считалки»
Учитель. Ребята, вы любите играть?
Учащиеся. Да!
Учитель. Это правда. У детей самый любимый жанр – игра. А давайте поиграем нашу любимую игру «Гуси-лебеди». Прежде чем начать игру, произнесем считалку и выбираем героев этой игры: волка, хозяйку. (Одевают костюмы.)
Считалка
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Считалка
Раз, два, три, четыре,
Кошку грамоте учили:
Не читать и не писать,
А за мышками скакать.
Игра
Хозяин говорит гусям:
– Гуси, летите в поле, погуляйте, в лапы волку не попадайте.
(Ребята бегут, размахивая руками, в «поле». Далее происходит диалог хозяина и гусей.
– Гуси, гуси!
– Га-га-га!
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Так летите же домой!
– Серый волк под горой. Не пускает нас домой!
– Ну, летите, как хотите, только лапки берегите!
(Авы волка не пугайтесь, поскорее разлетайтесь.)
- IV. Итог урока
Учитель. На сегодня путешествие заканчивается, а как называется последняя станция, вы прочитаете сами.
– Ой, ребята, кто-то перемешал слова в названии.
– Кто поможет восстановить порядок?
– Что же у нас получилось? (Устное Творчество Народное.)
– Совершенно верно. Мы побывали в городах «Устного народного творчества».
– Произведения устного народного творчества учат нас сопереживать и радоваться, способствуют развитию эстетических чувств.
– С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами проведем устный опрос. (Прием «Синквейн».) Это и песни, и потешки, частушки, считалки и загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки и, конечно, сказки. (Все названия вывешиваем на доску.)