Педагогические технологии активного обучения

Рушания ИСХАКОВА,

преподаватель химии I квалификационной категории Казанского политехнического колледжа

 

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту в преподавании предмета химии необходимо учитывать приоритеты современного образования, направленные на достижение высокого качества знания и умения, ориентация обучения на самореализацию, на саморазвитие личности, на формирование предметных компетенций и развития навыков учиться, использовать преподавание как активный метод обучения, продуктивные педагогические технологии.

С целью подбора комплекса методов активного обучения на занятиях химии мною апробированы различные педагогические методы и приемы, направленные на формирование знаний, умений, интереса к предмету, на развитие мышления студентов. Среди них презентации, тестовые технологии, химические диктанты, семинары, блиц-опросы, поисковые работы, творческие работы, включая музыкально-поэтические композиции, художественные конкурсы тематических рисунков, плакатов, конкурсы демонстрационных опытов, подготовка рефератов и докладов на научно-практические конференции, проблемные ситуации, поисковые лабораторные работы, игры.

Среди технологий обучения, активизирующих творческую мыслительную деятельность студентов, важное место занимают тестовые технологии. Это эффективная процедура, позволяющая провести объективный контроль знаний студентов. Тесты могут быть использованы на любом этапе обучения. Для быстрого, оперативного контроля знаний студентов при обобщении, повторении материалов, по таким емким темам, как «Строение атома», «Металлы», «Реакции ионного обмена», «Окислительно-восстановительные реакции», «Гидролиз солей», «Углеводороды», «Спирты, фенолы, альдегиды», «Карбоновые кислоты», мною разработана система тестовых заданий.

Тестовые задания требуют творческого подхода к выполнению работы. Студенты должны уметь использовать мыслительные операции – анализ, сравнение, чтобы в результате сопоставления ответов найти правильные из них, отклонив другие, в которые заложена неполная или неверная информация.

Одним из методических приемов повышения качества знаний студентов является химический диктант. Мною разработаны химические диктанты по таким важнейшим темам, как «Периодическая система элементов Д.И.Менделеева», «Строение атома», «Классификация неорганических соединений», «Типы химических реакций», «Номенклатура и изометрия органических соединений». Химический диктант – фронтальная письменная работа, рассчитанная на 10 – 15 мин. Ограничение времени на ответы приводит к активизации мыслительной деятельности студентов, формирует способность рационально расходовать время.

Среди творческих разработок следует отметить также плакаты, красочные кроссворды, представляемые студентами на ежегодно проводимые конкурсы.

Ничто не стимулирует интеллектуальную деятельность студентов лучше, чем игра. Студенты с удовольствием играют, осваивая при этом сложные темы из курса химии, расширяя свой кругозор. Среди применяемых мною на занятиях игр «Найти ошибку», «Найти элемент» и химические викторины и конкурсы демонстрационных опытов атмосфера игры создаёт условия, при которых учащиеся незаметно для себя вовлекаются в активною деятельность, начинают понимать, что выиграть можно, имея лишь определённый запас знаний.

Важное место в процессе обучения отводится самостоятельной работе студентов, выполняющих поисковые и реферативные работы. Среди них: «Роль химических элементов в Великой Отечественной войне», «Биологическая роль химических элементов», «Химические элементы: история открытия и происхождения названий» и др.

Я считаю, что активные методы обучения следует применять для повышения учебной мотивации, они способствуют повышению познавательной активности, развитию способностей самостоятельного обучения, корректировки самооценки учащихся.