Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО

Алсу ЗИЯТТИНОВА, Вера МАКАРОВА,

воспитатели детского сада №48 г. Казани

 

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет основную цель образования как развитие личности ребёнка. Одним из условий успешного решения поставленной задачи является сформированность УУД, центральное место, в перечне которых занимает функциональная грамотность ребенка .

Особое внимание в новых образовательных стандартах уделяется функциональной грамотности как первостепенной задаче. Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой жизнедеятельности, общения и социальных взаимоотношений (математическая, естественнонаучная, читательская и др.).

На современном этапе развития общества достаточно людей с элементарной грамотностью, однако для успешной социализации и адаптации в условиях современной жизни человек нуждается в формировании его функциональной грамотности, чему стоит уделять большее внимание.

К важнейшим функциональным качествам можно отнести инициативность, способность находить нестандартные решения, творчески мыслить, обучаться в течение всей жизни. Предпосылки данных функциональных качеств начинают закладываться на этапе дошкольного возраста.

Несмотря на то, что понятие функциональной грамотности в большей степени касается детей школьного возраста, задачи по данному направлению актуальны и для дошкольников.  Для детей 3 – 7 лет ставится цель овладение предпосылками функциональной грамотности как основы успешного обучения в школе.

Актуальность данной проблемы ставит перед педагогами дошкольного образования непростые задачи – постоянный поиск идей и технологий, позволяющих учить и развивать воспитанников в соответствии со стандартами, но не забывать об индивидуальности и развитии личности каждого ребенка, что остается главной целью реализации ФГОС.

Как основные (базисные) направления формирования предпосылок функциональной грамотности в дошкольном возрасте отмечаются:

– формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;

– формирование речевой активности дошкольников;

– формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;

– формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.

Математическая грамотность представляет собой способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

В нашей деятельности мы часто обращаемся к заданиям, состоящим из игр с цифрами, числами, к играм-путешествиям во времени, играм на ориентировку в пространстве, играм с использованием геометрических фигур, а также графические диктанты. Большую заинтересованность у детей вызывает такой дидактический материал, как блоки Дьенеша и палочки Кюзенера.

Большое значение сыграл проект «В стране геометрических фигур», который был нацелен на развитие математических и творческих способностей детей. В ходе проекта дети не только закрепили свои знания о геометрических фигурах, но и развили в себе коммуникативные и творческие способности.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Для того, чтобы помочь дошкольникам сформировать основы финансовой грамотности и научить их использовать знания в жизни, в нашем ДОУ был реализован проект «История денег», который ставил следующие задачи:

– познакомить детей с историей появления денег, с их предназначением;

– сформировать интерес к экономической сфере жизнедеятельности;

– воспитать бережливость к деньгам;

– показать родителям необходимость формирования предпосылок финансовой грамотности детей.

Так, для более успешного достижения целей проекта и её реализации группа была пополнена дидактическими играм «Семейный бюджет», «Наполни копилку», альбомами «Как создавались деньги», «Финансовая грамотность для малышей», а также был оформлен уголок книг по теме проекта.

Учитывая преобладания наглядно-образного мышления у старших дошкольников, организовали просмотр познавательных мультфильмов: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности», «Фиксики. Деньги», советские мультфильмы «Как старик корову продавал», «Пятачок», «Простоквашино. Клад». Далее осуществлялось обсуждение просмотренного, поступки героев и делались выводы.

Читательская грамотность заключается в способности к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

Для её развития в нашем детском саду мы используем литературные викторины, конкурсы чтецов, книжные выставки, где дети активно принимают участие, а использование мини-библиотеки стала неотъемлемой частью дня. Для реализации движения «Буккроссинг» в родительском уголке группы был установлен книжный стеллаж, так как там наибольшая проходимость родителей и детей. Ребята и родители узнали, что процесс «Буккроссинга» состоит из простейшего действия, основанного на принципе «Прочитал — отдай другому». Книги должны читаться, а не стоять на полках.

Естественнонаучная грамотность представляет собой способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира.

Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность.

Например, использование мини-лаборатории или мини музея, где собраны различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.), которые были найдены и собраны детьми, их родителями и сотрудниками детского сада.

Для развития естественнонаучной грамотности мы используем:

– проекты «Огород на окне», «Метеостанция в детском саду», «Насекомые» и т.д.;

– исследовательские технологии: беседы, распознающие наблюдения, «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы, дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации, коллекционирование и т.д.

– информационно-коммуникативные технологии в виде мультимедийный презентаций;

– игровые технологии;

– элементы ТРИЗ-технологии: моделирование маленькими человечками, игра «Что сначала, что потом», «Хорошо-плохо», «Чудесная лесенка», «Системный оператор».

Социально-коммуникативную же грамотность можно рассматривать как совокупность знаний, умений и навыков коммуникации, с помощью которых человек выстраивает эффективное общение независимо от различных обстоятельств.

Для этого мы в своей работе используем игры, утренние ритуалы приветствия на развитие эмоциональной отзывчивости детей «Давайте говорить друг другу комплименты», «Дружба начинается с улыбки».

Формирование всех вышеуказанных компонентов функциональной грамотности, их предпосылок в дошкольном возрасте возможно при применении педагогами специальных активных, деятельностных, субъект-субъектных, личностно-ориентированных, развивающих образовательных технологий, такие как:

– проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в т.ч. умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

– технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

– технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

– информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.

Успех развития функциональной грамотности у обучающихся начальной школы во многом зависит от того, какие личностные качества и навыки у них развивали в дошкольном возрасте.

Становлению функциональной грамотности личности в будущем способствует формирование у нее на этапе дошкольного детства (путем поощрения и стимулирования) ценностного отношения к таким качествам, как: стремление к анализу и критическому мышлению в собственной деятельности; ориентация на креативное и творческое решение задач, проявление изобретательности; установка на работу в команде, кооперацию; стремление к коммуникации.

Таким образом, как основные индикаторы функциональной грамотности в дошкольном возрасте можно отметить:

– владение навыками речевой активности;

– построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

– адекватное восприятие устной и письменной речи;

– точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;

– соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной речи и правил русского речевого этикета.

Всё это помогает формированию всех компонентов функциональной грамотности дошкольников в ДОУ. Единой методической темой педагогического коллектива нашего детского сада является «Метод проектов как эффективный компонент образовательной деятельности ДОО», который решает все направления функциональной грамотности дошкольников. В практике мы используем метод проектов, отражающий содержание ФГОС ДО, современные направления дошкольной педагогики и психологии, которые были отражены во всех функциональных направлениях грамотности дошкольников.