Цифровая трансформация образования

Гульфия ГАБИДУЛЛИНА,

учитель биологии высшей квалификационной категории Апастовской средней школы Апастовского района

 

Цифровая трансформация образования в последние годы стала одним из главных направлений государственной политики в современной России. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.

Одна из главных задач на сегодняшний день – научиться быстро, грамотно и эффективно применять новейшие технологии для перехода к персонализированному и ориентированному на результат образовательному процессу.

Цифровизация образования позволяет облегчить доступ обучающихся к учебным материалам и курсам. У обучающихся  появляется больше возможностей глубоко изучить темы, а также пройти онлайн обучение.

Перед тем как говорить о цифровизации естественнонаучного образования, необходимо разобраться с самим понятием цифрового образования.

Цифровое образование – образование, которое осуществляется в условиях сетевого общества, посредством применения дистанционного обучения, электронных учебников, различных веб-ресурсов, социальных сетей, блогов и с помощью современных устройств.

У цифрового образования можно выделить два основных направления:

– усовершенствование  используемых дидактических инструментов за счет внедрения цифровых образовательных ресурсов: мультимедиа презентации, Flash – анимации, электронные учебники, электронные тестирование,  видеоуроки и т.д., а так же замена аналогового лабораторного оборудования на цифровые лаборатории;

– трансформация  традиционной формы организации образовательного процесса, переход к смешанному формату через внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Несмотря на разную функциональную значимость оба направления  встречаются в национальном проекте «Образование» Министерства Просвещения Российской Федерации.

В контексте преподавания биологии можно рассмотреть оба направления. Если раньше приветствовалось   создание и демонстрация  на уроке материала в виде презентаций Power Pоint, то сейчас педагоги активно пользуются  цифровыми образовательными ресурсами.  Современному учителю  сложно представить свой урок без анимации, видеофрагмента, интерактивных карт и т.д. Если задать себе вопрос: «Могу ли мы провести урок без использования ЦОР?», отвечу  «Да, могу». Тогда что нам  дают эти ресурсы? Ответ: «Наглядность».

Педагоги так  приучились  использовать на уроке различные виды ЦОР, что  вопрос стоит не в том, использовать или нет, а в том, чтобы найти нового, чтобы заинтересовать обучающихся. Для того чтобы изучаемый материал был доступным и интересным  лучше использовать не презентации и видеофрагменты, а игровые симуляторы и 3D модели.

В рамках федерального проекта «Современная школа», в 2021 году наша Апастовская школа стала центром образования естественнонаучного и технологического направленностей  «Точка роста». В школу поступило дополнительное лабораторно-техническое обеспечение для организации учебного процесса и  внеурочной деятельности. Использование оборудования нацелено на повышение эффективности образовательного процесса, формирование предметных компетенций в рамках выполнения практической части программы на основе включения в работу современного цифрового оборудования.

Использование цифрового оборудования совершенствует предметное обучение, которое  становится более интересным и творческим. Цифровые лаборатории  способствуют не только формированию учебных результатов, согласно ФГОС, но и существенно расширяют возможности проектной деятельности обучающихся.

Лабораторные и практические позволяют не только наглядно увидеть то или иное физическое явление или химическую реакцию, но и выявлять закономерности между внешними факторами и наблюдаемым явлением. Выполнение лабораторных и практических работ значительно повышает интерес к предмету, способствует формированию учебных результатов.

Цифровая трансформация современного образования охватывает не только и не столько обновление цифрового образовательного контента, но и внедрение дистанционного и смешанного формата обучения.

В 2020 году, когда мы вынужденно перешли  на дистанционное обучение, к сожалению, не все были готовы к такому резкому переходу. Отрицательная практика  также важна, так как  с того времени у школ накопился достаточный опыт в вопросе применения электронных образовательных ресурсов. В нашей школе также как и у всех вопросов и проблем, на тот момент было очень много: какую платформу выбрать для организации образовательного процесса? Как безопасно провести онлайн-урок?

В школе активно применяются разные образовательные платформы и ресурсы.

Онлайн-платформа «Учи.ру», https://uchi.ru,  предоставляет обучающимся  интерактивные задания, которые соответствуют школьной программе. Обучающая программа реагирует на действия ученика: в случае правильного решения его хвалят и предлагают новое задание, в случае ошибки он получает уточняющие вопросы, которые помогают прийти к верному решению. Все задания моделируют реальные жизненные ситуации, которые знакомы учащимся.

Образовательный ресурс  «Якласс», https://yaklass.ru  инновационного центра «Сколково»  предоставляет доступ к базе заданий, позволяя создавать проверочные работы разных уровней. Многие биологические  процессы отличаются сложностью. Учащиеся с образным мышлением тяжело усваивают  абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить  явление. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, Ресурс полезен чем, что обучающиеся могут получить дополнительную информацию самостоятельно проверить уровень знаний. Теоритический материал дополнен доступной и яркой наглядностью, что немаловажно при изучении биологии.

Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart, https://skysmart.ru,  это  сайт с интерактивными заданиями к наиболее востребованным учебно-методическим комплектам, включенным в Федеральный перечень учебников. В интерактивной рабочей тетради представлены материалы для учеников с 5 по 11 классов. Упражнения  соответствуют школьной программе и созданы с учетом ФГОС. Готовая самостоятельная  работа отправляется   ученикам в виде ссылки – прямо на уроке или как домашнюю работу.  Учитель получает готовый результат в виде итоговой оценки благодаря автопроверке.

Российская электронная школа, https://resh.edu.ru. (РЭШ)  — государственный портал дистанционного обучения школьников. Здесь можно найти уроки, тематические курсы и материалы для проектной работы по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование. При изучении биологии можно использовать видеоролики и анимации, которые делают процесс обучения более доступной и интересной.

С целью подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по программам основного общего и среднего общего образования  активно применяю образовательный портал «Решу ЕГЭ» (https://ege.sdamgia.ru), «Решу ОГЭ». На сайте представлено большое количество заданий и вариантов. При реализации дифференцированного подхода в обучении можно создать собственный вариант для каждого ученика. Мультимедийные технологии позволяют разнообразить  формы организации контроля усвоения знаний, вызывает у учащегося интерес к проверке, желание показать свои знания.  На портале есть возможность отправлять рекомендации и контролировать действия учеников.

Как показывает опыт, полноценное внедрение цифровых образовательных ресурсов с их встраиванием в учебный процесс позволяет лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с современными, объективно оценивать качество обученности по предмету и результаты образовательной деятельности.

С начала 2023 года все школы России должны использовать только государственные информационные системы (ГИС). Для этого была разработана федеральная ГИС «Моя школа», https://myschool.edu.ru. Система создана как инструмент в помощь учителю, родителю, ученику. Сегодня пользователям ФГИС «Моя школа» доступны библиотека образовательного контента, тестирующая подсистема, облачное хранение, редактирование документов и другие сервисы.

С 2021 года школьный этап Всероссийской олимпиады школьников  по предметам естественнонаучного цикла  проходит на платформе «Сириус»,  https://siriusolymp.ru, с использованием дистанционных информационно-коммуникационных технологий.  Платформой предоставлена  организация выполнения олимпиадных заданий, организация проверки и оценивания выполненных олимпиадных работ, анализ олимпиадных заданий и их решений, показ выполненных олимпиадных работ, при подаче и рассмотрении апелляций. На платформе доступен тренажер для решения задач прошлых лет.

Цифровая образовательная среда – это не только дистанционное обучение.

В 2022 году была запущена информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум» https://sferum.ru, которая  позволяет общаться учителям и ученикам, в том числе из разных регионов, а родителям посещать родительские собрания онлайн, если нет возможности присутствовать очно.

Подводя итог, стоит отметить, что процесс цифровой трансформации образования неизбежен. Несмотря на имеющиеся минусы и трудности перехода в цифровую среду, сейчас цифровое образование является попросту необходимостью. Конечно, полностью заменить традиционную систему образование цифровым не получится, но значительная часть образовательного процесса станет цифровым.

Цифровизация не является чем-то плохим, — это удобный инструмент для работы, образования, но не надо его делать центром всей жизнедеятельности человека, но все хорошо в меру.