Развивающее обучение дошкольников с помощью цифровых технологий математическим представлениям

Алла ЗВОРЫКИНА, Надежда САЙФИЕВА,

воспитатели детского а № 272 г. Казани

В настоящее время можно наблюдать, что происходит переход от индустриального общества – к информационному. Данный процесс затронул все сферы общества, включая образовательную систему, и появилось такое понятие как цифровая образовательная среда (ЦОС).

В рамках ЦОС в воспитательно-образовательном процессе применяются различные технические средства, используются различные цифровые технологии.

Формирование элементарных математических представлений в дошкольной образовательной организации также можно осуществлять с помощью цифровых технологий.

В научной педагогической среде признается польза применения различных видов ЦОС при обучении детей, а именно:

– использование цифровых технологий (игры, презентации, интерактивные доски и т.д.)  позволяют быстрее сформировать объем знаний;

– развивают мыслительные процессы, такие как обобщение, умения классифицировать, разделять, сравнивать).

Следует отметить, что развитые мыслительные операции являются залогом успешного обучения на начальной ступени школьного образования.

Но бессистемная работа с цифровыми технологиями не приводит к желаемым результатам, и даже противоречит принципам развивающего обучения.

Выполнение требований в системе современного дошкольного образования диктует необходимость поиска новых технологий, методов и приемов, а также использование положительных результатов практического опыта существующих теорий и концепций, чем в этом отношении может послужить теория развивающего обучения, которая в последние годы заметно активизируется в своем практическом воплощении не только в российском, но и зарубежном образовании.

По мнению идеологов этой методики, развивающее обучение должно стимулировать развитие детей, улучшать подготовленность к самостоятельному освоению знаний, инициировать уровень развитости их поисковой и творческой деятельности.

Итак, интересным является исследования Асланова М.С., Бухаленкова Д. А., Веракса А. Н., Гаврилова М. Н., Люцко Л. Н., которые проанализировали математические приложения популярные в России, а именно Kids Numbersand Math, Математика и цифры для малышей, Лунтик. Математика, FunexpectedMath.

Авторы сделали следующие выводы:

– рассматриваемые приложения не следуют принципам развивающего обучения;

– приложения рассчитаны на действия только одного участника — обучаемого, педагог и взрослый не могут осуществлять совместную деятельность с ребенком;

– обратная связь ограничена констатацией выполнения/не выполения задания;

– отсутствуют тестовые задания в конце игры, чтобы проверить достигнутые результаты.

Играя с рассматриваемыми  приложениями, дети  отрабатывают одни и те же навыки путем отгадывания верного решения.

Выделяется только приложение «Лунтик. Математика», которая снабжена инструкцией, герои общаются между собой, а также приложены задания с элементами обучения. Обратная связь также поверхностная и не позволяет оценить понимание ребенком.

В приложениях также есть один существенный недостаток, который выражается в том, что возрастные особенности детей не учитываются. Вся информация представлена только в наглядно-образной форме. Обучение должно опираться на теорию «зон ближайшего развития», то очевидно, что такие «зоны» для каждого ребенка носят сугубо индивидуальный характер, и что для одного – «зона ближайшего развития», то для другого давно «зона актуального развития». Данное положение следует иметь в виду не как основу для построения программы, а как условие «протекания» и условие адекватности развивающего обучения.

Приложения не соответствуют ФГОС и не могут обеспечить овладение элементарными математическими представлениями согласно возрастным требованиям. Единственное приложение, которое хоть как то отвечает ФГОС является «Лунтик. Математика». Остальные приложения можно считать только игровыми и узконаправленными.

Таким образом, современные готовые приложения с математическими заданиями не могут быть в полной мере использоваться на занятиях по ФЭМП. На занятиях по могут быть использованы только цифровые решения, в которых:

– продумана система уровней освоения математических представлений;

– задания систематизированы и позволяют овладеть определенными темами;

– уровни сложности заданий могут быть варьированы в зависимости от знаний конкретного обучаемого;

– обучаемый может самостоятельно обратиться за разъяснениями в случае возникновения проблем с выполнениями заданий.

Только в таком случае цифровые приложения могут соответствовать принципам развивающего обучения.

В связи с отсутствием готовых цифровых технологий, педагогу необходимо самостоятельно  строить программу по формированию элементарных математических представлений. Для подготовки занятий можно использовать следующие цифровые технологии:  презентации, интерактивную доску, интернет-платформы (Яндекс. Учебник; Учи.ру; Learning.Apps).  Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы по ФЭМП обеспечивает более глубокое погружение в материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.

При соблюдении принципов развивающего обучения,  использования методик, которые учитывают возрастные особенности детей дошкольного возраста можно достичь усвоение материала предусмотренного ФГОС по формированию элементарных математических представлений. Весь образовательный процесс должен быть построен с учетом того, что основная деятельность в дошкольном возрасте это игра. Игра помогает усваивать материал не перегружая детское сознание. Главная задача педагога это помочь ребенку самостоятельно решить задание, а не давать говых решений. Игровые ситуации идеальная организация образовательной деятельности, так как помогает привлечь ребенка к новым знаниям и привлечь внимание.

Каждый раз, включаясь в ту или иную игру, ребенок «открывает» маленькие математические истины. Именно во  игры на цифровых устройствах удается привлечь внимание дошкольников к явлениям и знаниям, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить внимание не удается.

Таким образом, можно отметить что  цифровые технологии играют важную образовательную роль на занятиях по ФЭМП. В то же время положительных результатов  можно достичь если технологии будут учитывать не только усвоение знаний, но и развитие обучаемых. Занятия с использованием цифровых технологий могут оживить учебный процесс, повышают интерес к обучению, активизируют познавательную деятельность и, в конечном итоге, формируют математические знаково-символические представления дошкольников. Все это достигается при условии соблюдения принципов развивающего обучения.

Список литературы

  1. Стожарова М. Ю. , Забродина Н. А. Использование возможностей цифровой образовательной среды в формировании мыслительных операций детей старшего дошкольного возраст //pnojournal.wordpress.com/archive21/21-05/
  2. Асланова М.С., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н., Гаврилова М.Н., Люцко Л.Н., Сухих В.Л. Традиции и инновации в математическом образовании дошкольников в России: соответствуют ли ониобразовательным критериям? // Вестник Московского университета. Серия 14. – Психология. – 2020. – № 3. – С. 166 – 193.
  3. Белошистая А.В. Проблемы реализации развивающего обученияв дошкольном образовании// Ученые записки МГПУ. Психологические науки: Сборник научных статей / Под ред. И.А. Синкевич, А.А. Сергеевой. – Мурманск: МГПУ,2010. – С. 28 – 30.
  4. Мешкова Л. М. Коновалова К. А. Современные цифровые технологии как средство формирования математических и знаково-символических представлений// CXXXII Международные научные чтения (памяти А.Ф. Лосева): Сборник статейМеждународной научно-практической конференции (28 декабря 2021 г., г. Москва) отв. ред. А.А. Сукиасян. – Уфа: Аэтерна, 2021. – С.140 – 143

5.Орлова А.В. Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста // Современные образовательные стандарты в период детства:электронный сборник материалов Всероссийской научно-практическойконференции (НТГСПИ, ФППО , 10 декабря 2015 г.) / отв. ред. Н.И.Репина, М.В.Ломаева, Е.С. Зубарева. – Нижний Тагил: Нижнетагильский государственныйсоциально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «РГППУ» 2015. – 247 с.