Песочная терапия в работе с детьми

(Образовательный проект)

Галина ГРОШЕВА,

воспитатель детского сада «Росток» с. Нижнее Шигалеево Пестречинского района

В последнее время мы часто говорим  и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. ФГОС дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ к поиску инновационных ,интересных методов  и технологий  в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях ДОУ. Одна из таких технологий-это песочная терапия.

Еще К.Д.Ушинский говорил о том, что «самая лучшая игрушка для детей – это кучка песка». Им забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра. Поэтому песочная терапия актуальна уже с первых дней пребывания детей  в детском саду. Она расслабляет, позволяет переключиться с больной темы «расставания» на созидание, а совместная игра с педагогом настраивает на коммуникацию и установление первых контактов.

Не говорящим детям игра с песком помогает выразить свои переживания, страхи, освободиться от напряжения. Песок поглощает негативную энергию, заменяя ее энергией положительной, продуктивной, наполняет гармонией.

Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количество воды и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении с педагогом.

Песочная игра это самый ограниченный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир. Очень важно обратить внимание, будет ли сыгранная им сценка агрессивной или напротив, ласковой. Таким образом, работа с песком положительно влияет на коррекцию агрессивного поведения, гиперактивности и нарушение концентрации внимания, снятие тревожных и депрессивных состояний у детей.

Обращаясь к другому классику педагогической науки, В.А. Сухомлинскому, мы помним, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев» и чем больше ребенок будет исследовать мир руками, тем более развитым будет его мозг. Это является еще одной причиной использования песочной терапии с детьми с ОВЗ.

Ведь работа с песком – это и развитие мелкой моторики рук, и обогащение сенсорного опыта детей.

Итак, ценность песочной терапии с детьми с ОВЗ заключается в:

– развитии мелкой моторики, улучшении памяти, воображения, координации;

– песочная терапия дает уникальную возможность исследовать свой внутренний мир, ощущать чувство свободы;

– стабилизирует эмоциональное  состояние ребенка (негативные эмоции уходят сквозь песок);

– помогает рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.

Противопоказания для работы с песком в целях психотерапии:

– психиатрические болезни;

– повышенная тревожность;

– пылевая аллергическая реакции;

– болезни легких.

Песочные игры условно можно разделить на три направления:

познавательные игры познается многогранность окружающего мира;

обучающие игры облегчают процесс обучения ребенка;

проективные игры обеспечивают психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.

Еще одно беспроигрышное средство положительного влияния на психику, эмоции, поведение ребенка – это музыка. Музыкальная терапия обращена к эмоционально-волевой сфере ребенка. Музыка стимулирует эмоциональность и общительность детей, создает возможности для его самовыражения, творческого развития, формирования адекватной самооценки, преодоление негативных эмоциональных состояний. Воздействие музыки в песочное игре благотворно сказывается на развитие сенсорного аппарата, моторики, волевых чувств учащихся с ОВЗ, а также музыка является активно действенным средством эмоциональной коррекции, помогает детям войти в нужное эмоциональное состояние.

Данный проект объединяет в себе музыкальную и песочную терапии. Мы считаем, что оба этих метода гармонично дополняют, усиливают эффективность друг друга.

Цели проекта:

психическое развитие ребенка;

– коррекция проблемного поведения;

– снятие стресса, проработка негативных эмоций.

Задачи:

развивать тактильно-кварцевую чувствительность и мелкую моторику рук;

развитие способностей к социализации;

снимать мышечную напряжен6ность;

помогать ребенку чувствовать себя защищенным, комфортной для него среде;

развивать активность.

Использование кварцевого песка в образовательном процессе.

Кварцевый песок наиболее подходит для терапии. Он очищен и прокален, то есть прошел дезобработку; обеспыленный, а значит, не вызывает аллергии, приятный на ощупь, легко струящийся, тактильно осязаемый. К тому же можно приобрести разноцветный песок, что значительно расширяет возможности его использования.

Наш проект заключается в интеграции песочной терапии в образовательную деятельность детей. В своем занятии мы охватили несколько образовательных областей:

Экспериментирование и исследовательскую деятельность с песком: с помощью подручных предметов дети исследовали свойства кварцевого песка (можно использовать шишки, массажный мячик, трафареты, шарики стеклянные, сито, воронки).

Художественно-эстетическое развитие: создание рисунка на песке с помощью зубочистки, тонкой узорной кисточки.

Познавательное развитие: дети использовали при изучение заданных тем по ознакомлению с окружающим миром.

Социально-коммуникативное развитие: игровая деятельность друг с другом. Дети использовали декоративные элементы для создания игровой деятельности (сказочный лес)

Творческая работа: творческую работу дети выбрали декоративные элементы, создавали из песка природу (солнце, облако, радугу, речку).

Каждое наше занятие-игра начинается с ритуала входа в песочную страну, затем мы повторяем правила игры с песком. Сегодня мы попробуем использовать некоторые игры с песком, которые можно использовать в работе с детьми.

Упражнение «Чувствительные ладошки»

Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения. Ассоциации у вас вызывает песок?

Тактильная гимнастика

Ручки как жучки летают.

И в песок они ныряют.

Песочек лапками перебирают

Горку строят и ровняют

А еще пересыпают

Через сито пропускают

Между ладошками  потрут и на место уберут.

В ходе тактильной разминки дети выполняют следующие действия: перебирают в песке пальчиками, строят горку, ровняют песок, пропускают песок через сито, протирают песок между ладошками.

Подобные упражнения я предлагаю использовать в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а следовательно, активизирует умственную деятельность.

Игра «Картинки из загадок»

Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать. А нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т.е. надо нарисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где   они обычно должны находиться.

  1. Желтая тарелка на небе висит,

Желтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)

  1. Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.

Собрались овечки у небесной речки. (Облака)

  1. Появился друг цветной,

Чудо мостик подвесной. (Радуга)

  1. Течет, течет- не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит (Речка)

  1. Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зеленой выйдет к свету,

Растет, цветет все лето.

Коровам без нее – беда:

Она их главная еду. (Трава)

В конце каждого упражнения и в конце занятия мы используем методы рефлексии. Ведь рефлексия собственных действий, эмоционального состояния способствует развитию самосознания. Рефлексия предполагает оценку в двух аспектах: эмоциональном и смысловом. Обсуждение с детьми того, что понравилось или не понравилось, какие эмоции испытывали дети, выполняя ту ил иную работу, позволяет нам закрепить результат, вербализовать текущее эмоциональное состояние.

Результаты использования песочной терапии:

– налаживается эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;

– достигаются положительные эмоции, снижаются негативные проявления, уменьшается проявление отрицательных эмоций;

– совершенствуются гуманные чувства детей;

– развивается речь, мышление, познавательные процессы и творческие способности детей;

– приобретается первый опыт рефлексии, умение понимать себя и других.