Формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста

(Проект)

Сания ГАЛЛЯМОВА,

инструктор по физической культуре детского сада № 253 г. Казани

Хорошее здоровье – главное условие, определяющее своевременное физическое и нервно-психическое развитие ребенка, фундамент его дальнейшего благополучия. В связи с этим среди основных задач современного общества можно назвать сохранение и укрепление здоровья детей, полноценное развитие их организма. Особо хотелось бы остановиться на необходимости профилактики заболеваний и коррекции ОДА.

Привитие ребенку стремления к красивой осанке должно стать элементом культуры. На сегодняшний день по данным разных исследований в крупных российских городах количество детей дошкольного возраста с нарушениями осанки составляет 50-60 %, основная причина столь плачевной ситуации – недостаток двигательной активности.

Осуществляя мониторинг здоровья детей  старшего дошкольного  возраста, мы выяснили что, 35% имеют нарушения осанки: отстающие лопатки (8%), асимметрию надплечий (10%), сутуловатость (11%), плоскую спину (1%), кифотическую осанку (5%). На основании полученных данных возникла необходимость в создании и осуществлении проекта по формированию правильной осанки.

В соответствии с ФГОС ДО образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении должен основываться на комплексно-тематическом принципе, которому отвечает такая форма организации образовательной деятельности, как проектирование. Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми сумм знаний на решение актуальной проблемы.

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Эти аргументы явились основанием для выбора проектной деятельности как формы образовательной работы по нашей теме.

Цель проекта: создание оптимальных условий для организации оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию правильной осанки и профилактики ее нарушений.

Задачи проекта:

формировать у детей предпосылки ЗОЖ и потребность в разнообразной самостоятельной двигательной деятельности;

– формировать разумное и бережное отношение к своему организму;

– воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;

– организовать взаимодействие с родителями по формированию

правильной осанки.

Направления работы:

– формирование здоровья детей средствами физического воспитания;

– партнерское взаимодействие детского сада и семьи по данной проблеме.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, медицинские работники, инструктор по физической культуре, воспитатели.

Продолжительность проекта: проект долгосрочный – работа над проектом ведется в течение 2 лет (в старшей и подготовительной к школе группах).

Проект реализуется в 3 этапа:

– информационно-аналитический;

– этап реализации;

– заключительный.

На информационно-аналитическом этапе были проведены:

– определение исходных оценок состояния осанки детей с участием медицинских работников;

– информирование родителей о физическом развитии детей;

– анкетирование родителей для определения отношения к физическому воспитанию в семье и детском саду;

– разработка системы оздоровительно-профилактической работы по формированию правильной осанки.

На первом этапе совместно с медсестрой мы просмотрели лист здоровья детей старшей группы, сравнили с таблицей антропометрических показателей и выяснили что, 35% детей имеют нарушения осанки: отстающие лопатки (8%), асимметрию надплечий (10%), сутуловатость (11%), плоскую спину (1%), кифотическую осанку (5%).

Степень правильной осанки и ее исправления под влиянием физических упражнений определяется при помощи плечевого индекса:

ширина плеч (см) х 100% – измеряется сантиметровой лентой

плечевая дуга (см) – измеряется сзади и равна расстоянию по дуге

Оценка плечевого индекса: до 89, 9% и ниже – сутулость, от 90-100% -нормальная осанка.

На этапе реализации проекта поставлены следующие задачи:

– подбор и анализ психолого-педагогической литературы с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста;

– разработка перспективного плана образовательной деятельности по формированию правильной осанки у старшего дошкольного возраста;

– промежуточная диагностика (в конце учебного года в старшей группе и начале учебного года в подготовительной к школе группе) с целью анализа и корректирования образовательной работы в сторону выявленных проблемных направлений.

Работа над проектом осуществляется в таких формах образовательной деятельности с детьми, как:

– проведение циклов специальных физкультурных занятий;

– комплексы оздоровительной утренней гимнастики;

– включение корригирующих упражнений в физкультминутки, гимнастику после сна;

– обогащение двигательной среды развития;

– дополнительные занятия корригирующей гимнастикой с детьми,  у которых выявлены нарушения осанки;

– циклы  физкультурно — валеологических занятий;

– организация совместных физкультурных праздников и досугов для родителей, занятия в семейном клубе, консультации для родителей, использование наглядной пропаганды;

Заключительный этап работы над проектом включает в себя следующие мероприятия:

– повторная оценка состояния осанки  детей старших групп;

– информирование родителей о физическом развитии детей;

– проведение итогового мероприятия – совместного спортивного праздника «Путешествие в страну здоровья!».

В итоге работы над проектом мы получили следующие результаты:

– улучшение состояния осанки у детей с нефиксированными нарушениями ОДА. В течение учебного года прослеживались серьезные изменения в строении позвонков, так в начале проекта 35% детей имели нарушения осанки, в конце проделанной работы отклонения от нормы имели всего 17, 5%;

– отсутствие ухудшений состояния осанки у детей со статическими деформациями. Так же снизился показатель пропущенных дней в детском саду, снизилась заболеваемость на 35%, а также перемена группы здоровья на более высокую;

– повышение уровня  сформированности  предпосылок здорового образа жизни у детей;

– повышение информированности родителей в вопросах физического воспитания, активизация их позиции в оздоровлении детей, установление доверительных отношений между сотрудниками детского сада и их семьями.