Современные проблемы физической культуры и спорта у школьников

Айдар ХАТМУЛЛИН,

учитель физической культуры МБОУ СОШ № 47 г. Казани

В последнее годы все меньше рационального свободного времени остается в пользовании у детей школьного возраста. Создаётся впечатление что наши дети испытывают нехватки свободного времени.

Целью моей статьи является выявление проблемных моментов самовоспитания и самовыражения учащихся школы в физической культуре и выявление внутренних духовных ориентиров у каждого, наставление на попутное физкультурное –спортивное направление   школьников для всеобщего оздоровления. Чтобы понять школьнику для чего нужна физическая культура, нужно знать, как она оказывает влияние на физическую и психическую подготовленность человека в жизни.

Материалами и методами исследования станут теоретические и практические знания о физкультуре и спорте на основании методических пособий, результаты практических опросов учащихся, учителей учебного заведения и мнения экспертов, ученых и врачей.

Результаты исследований показали, что правильное определение физической культуры могут дать только 7% из 75% опрошенных. Ответы детей были расплывчатыми, учащимся казалось, что только на уроке можно развивать физические возможности. Стоит начать с определения, физическая культура в первую очередь – это область культуры, направленной на общее оздоровление тела и укрепление морально-духовных качеств человека, путем физической подвижности, выполнения ряда условий и упражнений. Отсюда напрашивается справедливая мысль, что физическая культура – это основа здорового образа жизни. Врачи констатируют, что избегание физической активности и движений ведет организм к физической слабости, и именно физическая нагрузка дает возможность поддерживать в работоспособности сердечно-сосудистую систему и опорно-двигательную аппарат.

Во время физической активности организм человека использует больше кислорода, чем в неподвижном и спокойном состоянии. Это выражается на работе органов сердечно-сосудистой системы. При регулярных занятиях спортом увеличивается объем легких укрепляется мышцы грудной клетки., улучшается обмен веществ, что приводит в тонус кровеносные органы, способствуя урегулированию артериального давления, препятствию возникновения инсультов, сахарного диабета и инфарктов. Физические нагрузки пробуждают ЦНС (центральную нервную систему), в результате, ускоряя не только обменные, но и психические операции мозга. Подростки, которые активно занимаются у них происходит большее проявление выносливости и работоспособности, легче вливаются в коллектив. Физическая активность – это прекрасное средство для предотвращения многих заболеваний. В процессе упражнений происходит стимуляция выработки инсулина, который контролирует допустимый уровень сахара в крови. Кроме того, умеренные физические нагрузки способствуют повышению иммунных сил человеческого организма, что помогает ему противостоять различным заболеваниям. Занятия физической культурой способствуют развитию силы воли и самообладания. Они учат преодолевать трудности и добиваться желаемого результата. Эти качества наиболее актуальны для людей, ведущих пассивный образ жизни. Они плодотворно влияют на двигательный аппарат, препятствуют развитию возрастных изменений. Обычные тренировки усиливают приток лимфы к позвоночнику в несколько раз, что позволяет забыть о развитии остеохондроза. Молодым людям, подверженным какими-то заболеваниям, не стоит ограждать себя от физических нагрузок. В случае если общие закаляющие занятия противопоказаны, на помощь явится оздоровительная физическая культура.

Для противников активного образа жизни, странно заметить, но физкультура – это не только наука об оздоровительных упражнениях и нагрузках. Она включает в себя интересный и многогранный раздел под названием «Незаметная физкультура». Что же такое незаметная физкультура? Это и есть очень значимая профилактика всех наших недугов. Как раз в том случае если у учащиеся чувствуют большую ограниченность во времени, чтобы заниматься спортом, т.е. простой выход из сложившейся ситуации. Всё очень просто, например, во время чистки зубов осуществлять повороты туловища вправо и влево, на протяжении всего процесса чистки, или же разминать мышцы глаз и головы во время ожидания общественного транспорта на остановке или стоянке, следующее упражнение будет очень полезным для всех, разминка кистей рук при длительном рукописном написании в тетрадях или печатного ввода текстов на компьютере. Вот таким комплексом упражнений врачи советуют заняться самым малоподвижным из всех людей. Сам термин незаметная физическая культура был придуман в США под натиском чрезмерно превышающего нормы веса людей. И это далеко не весь перечень упражнений, на котором можно было продолжить обсуждение столь интересного направления, как незаметная физкультура.

Рассмотрев только один из аспектов проблем школьников, сложно сделать выводы почему все чаще выбор делается не в пользу активной и спортивной жизни. Есть множество проблем, поэтому следует рассмотреть следующую не менее актуальную проблему, помогающую раскрыть причину пассивности подростков в спортивной деятельности.

Многим известно, что труд помогает облагородить мысли человека и устоять его жизненную позицию. Самым «страшным» бичом современной молодежи является лень. Каждый из нас сталкивается с этим понятием, чрезмерно часто. Некоторые способны побороть в себе это пассивное чувство, а многие поддаются искушению и соблазну, откладывая дела на завтра и тем самым обременяя трудовую деятельность дополнительной тратой времени, времени- которого итак всегда не хватает. Для того, чтобы понять откуда она возникает, стоит понять, что же такое лень. Лень это отсутствие желания действовать. Ведь анатомия мышечного покрова тела — это лишь малая неприятность, связанная с ней. Отсутствие минимального уровня двигательной активности приводит человека к депрессии и сильному психофизическому расстройству организма. Заядлый спутник лени помимо психического расстройства — это ожирение, которое дает подумать пассивным людям не только об отсутствии желаний что-либо делать, но и о своем здоровье. Ведь для того, чтобы прием пищи был и вкусным, и полезным, для этого нужно постараться, а лень дает понять, что для этого совсем недостаточно свободного времени. От лени к физическим упражнениям и нарушению мыслительного процесса полшага. Она приводит к утрате морально-этической ориентации и внутренних ценностей. Лень заботится о том, чтобы человек требовал, но ничего не давать взамен, поглощать, а не созидать. И таких людей очень много. И поэтому государством ведется политика о спортивном оздоровлении нации, психофизическом направлении на выполнение поставленных рациональных целей с помощью спортивной активности и физической культуры. Вот почему важно осознавать, какую роль играет физическая культура, как наука в нашей жизни.

Следующей сопутствующей проблемой является мнимая загруженность общества. Эта проблема слишком актуальна и тесно связана с предыдущей. Но порой она имеет место и право на существование самостоятельно. В наше время каждый школьник вынужден заниматься развитием умственной активности посредством увеличения знаний и их качественного закрепления. Но сделать это в специально-отведенное время на уроках и парах не всегда удается, поэтому учащиеся вынуждены прибегнуть к дополнительному изучению учебных материалов в свободное от учебы время. Это говорит о том, что система образования и физического воспитания тесно связанны и находятся в прямо-пропорциональной зависимости. Данные по проведенным опросам показывают, что 75% школьников вынуждены в свободное от уроков время заниматься саморазвитием и учебой. Они убеждены, что походы к различным репетиторам повысят уровень их знаний, потому что сами они не способны понять сложные темы по различным предметам. Данные же по опросам студентов весьма интереснее, почти 100% опрошенных делают вывод о том, что самообразование – это более полезная трата времени. Здесь доля самообучения занимает практически 50 % свободного времени, потому что помимо изученного материала они интересуются различными сторонними полезными материалами. Почему же проблема с образованием так яро и упорно отнимает время у молодых и так ли это вообще?

Эту проблему нельзя решить поскольку человек учиться чему-то и постигает чего-то на протяжении всей своей жизни. Но есть и обратная сторона монеты, мнимая нехватка времени на что-либо, в частности на занятие и заинтересованность спортивной деятельностью.

Активный расход времени, обязывает людей более ценить собственное время, уделяя одной из составляющей физического воспитания пристальное внимание — к распорядку дня. Несмотря на это, не всякий может с уверенностью заявить, что не тратит время попусту и успевает со всеми делами. Всякий раз приходится откладывать безмерное количество важных дел, а затем делать вывод о своей медлительности и неполноценности. В результате чего много людей вынуждены перенапрягаться всякий раз, чтобы успеть выполнить все поставленные задачи. Как правило, этот ритм жизни может закончиться не в пользу человека, потому как на протяжении этого трудного времени свойственно испытывать стрессовую усталость, которая может дестабилизировать психико-физический настрой человека и перепрыгнуть в стадию депрессии. Неорганизованность молодого поколения может сказываться следствием психического напряжения отдельных индивидуумов. Психологи выдвигают справедливое предположение о том, что наше неумение распоряжаться свободным временем могут быть тесно связаны со здоровьем психики. Как раз за вопросы психологического и эмоционального состояния отвечает наука физическая культура. И это в очередной раз является неопровержимым доказательством о полезности физической культуры и важности полноты знаний в данной области.

Настоящая молодежь забывает об этой сфере жизни и предполагает, что физическая культура это всего на всего нагрузки для улучшения рельефности тела. Но многие забывают, что эта дисциплина отвечает на глубокие морально-этические, психика-физиологические, медицинские и анатомические вопросы. На сегодняшний день реальную арену спорта активно смещает вообразимая кибер-спортивная арена, созданная для порабощения молодежи, путем беспрерывного вовлечения молодежи в ряды геймеров(киберспортсменов).

Эта тема и станет следующей пищей для обсуждения, проблемой глобального масштаба.

Как отмечают ученые и психологи игр мания — беда нашего времени. Участились случаи гибели подростков, сильно увлекшихся погрузившихся в мир компьютерных игр. Чем же грозит киберспорт? Желанием получить награду в борьбе с другими геймерами. Это ставит под удар психику молодого поколения их психологическую безопасность. Ведь в беге за призами и наградами в киберспорте, можно неплохо обогатиться, потому что сейчас эту стезю очень хорошо поощряют денежными вложениями. Сейчас, когда киберспорт стал официальным спортом в желании достичь высшего звания мастера спорта можно просто потеряться в действительности и тратить непомерное количество времени на видеоигры. Проблема действительно актуальна потому что такие люди напрочь забыли про физическую активность, таким образом через год тело таких людей испытывает максимальное истощение от самых минимальных и коротких нагрузок. Сбитые биоритмы сна у геймеров это, как знак успешности этих людей. В Москве был открыт специальный институт для таких людей. Государство выбрало путь поощрения всех геймеров таким путем. Единственный уровень перевоспитания — это прибегнуть к старым мудрости физической культуры — это режим дня. Но и здесь многие школьники решают пренебречь этим правилом.

В опросе о надобности киберспорта, 25% учащихся в школе, все 25% дали положительный ответ. А из 42% опрошенных в университете положительный ответ дали только 6%. Отсюда стоит сделать вывод школьник живет беззаботной жизнью, которая не имеет представления о своем будущем.

Список литературы

  1. Свечкарев, В.Г. Виды Тренажер «ПРАВИЛО» / В.Г. Свечкарев, Ларин А.Н., Чебыкин В. А., Иващенко Т. А. // Вестник Майкопского Государственного Технологического Университета.\ Выпуск № 3. 2016. – С. 84 – 90.
  2. Двойникова, Е.С. Содержание понятия «здоровье» сквозь призму троичного кода буквенных сочетаний / Е.С. Двойникова, И.Н. Гучетль, Т.Э. Галюнко, Ашхамахов К.И. // Материалы XXXII Недели науки МГТУ XXVIII Всероссийская научно-практическая конференция «Образование-наука- технологии». Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет». – 2016. – С. 10 – 16.
  3. Двойникова, Е.С. Формирование мотивационно-ценностных установок физкультурно- спортивной деятельности учащихся в Вузе / Е.С. Двойникова, Гучетль И.Н. // Материалы всероссийской научно-практической конференции аспирантов, докторантов и молодых учащихся. Майкоп. МГТУ. – 2016. – С. 39 – 42.
  4. Свечкарев, В.Г. Здоровье человека – экономическо- медицинский аспект. \ В.Г. Свечкарев, Двойникова Е. С. // Материалы XIX Недели науки МГТУ. – 2009.– С. 78 – 79.