Фонетика

(Урок русского языка в 5 классе)
Гульгена ГИМАДИЕВА,
учитель русского языка и литературы Качелинской основной школы
Арского района
Форма урока: урок-путешествие.
Тип урока: актуализация знаний и навыков.
Задачи:
– закрепление правописания безударных гласных, сомнительных согласных, ь и ъ разделительных знаков;
– развитие познавательной активности учащихся, творческого мышления, внимания;
– развитие умения использовать полученные знания на практике;
– расширение словарного запаса учащихся;
– воспитание любви к русскому языку, к слову, культуры речи.
Технология: игровая.
Планируемые результаты:
предметные:
– различать звуки и буквы;
– характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные, звонкие и глухие);
– знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
метапредметные: развитие коммуникативной компетенции;
личностные:
– осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа;
– формирование мотивации к обучению и целенаправленности познавательной деятельности.
Методические приемы: обобщающе-повторительная беседа; творческие и игровые задания; тестирование, работа с дидактическим раздаточным материалом.
Ресурсы: Ладыженская Т.Х., Баранова М.Т. Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2х частях: часть 2. рекомендовано МО и Н РФ. – Просвещение, 2012.; мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Ход урока
I. Этап мотивации
Учитель.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
Для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сочиним урок!
II. Этап формирование темы и цели урока
Учитель. Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка… Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” Как называются эти последние звуки? (Это звуки речи).
Учитель. Чем они отличаются от всех остальных звуков? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию.)
Учитель:-В каком разделе науки о языке изучаются звуки речи? (В разделе «Фонетика».)
Учитель. На предыдущих уроках мы путешествовали по стране Фонетике. Сегодня мы должны вспомнить все, что мы там видели, с чем познакомились, о чем узнали. Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока. (Слайд1)

III. Этап актуализации знаний
(Слайд 2) – карта страны Фонетики.

Учитель. Далеко-далеко на самом краю Земли (там, где небо сливается с линией горизонта), раскинулась волшебная страна Фонетика. Высокие горы и теплые моря защищают её от северных ветров. Благодатный край.
Учитель. Скажите, с какими другими странами граничит Фонетика? (Графика, Орфография, Орфоэпия.)
Учитель. Кто живет в каждой из этих стран? (В Фонетике – звуки, в Графике – буквы, в Орфографии – правила, орфограммы, в Орфоэпии – правила произношения.)
Учитель. О каждой из этих стран мы сегодня вспомним.
Итак, жителями Фонетики являются звуки, а жителями Графики – буквы. Чем они отличаются друг от друга?
Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и читаем.
А по именам они отличаются?
Задание 1. Назовите звуки и буквы: б, л, ш, к, т, р, й. (Слайд 3)

 

Задание 2. Мы знаем, что из одних и тех же букв можно составить разные слова. Составьте как можно больше слов из букв: к, л, н, о, у, а. (Слайд 4)

 

Учитель. Проверим, сколько слов вы составили. Положите ручки. Прочитайте слова.
клан, клон, уклон, лак укол клан, луна, кон…
– Какой главный город в Графике? (Алфавит.)
– Что такое алфавит? (Совокупность букв, расположенных в определенном порядке.)
– Для чего нужно знать алфавит?
Задание 3. Расположите буквы по порядку их следования в алфавите русского языка, полученные слова также запишите в алфавитном порядке.
(Слайд 5)

ТГАНЕ, ТИБН, ЩОБР, НЕТО, ТИСА.
(АГЕНТ, АИСТ, БИНТ, БОРЩ, ЕНОТ)
А может ли один звук поменять значение слова? Приведите примеры (кит — кот, дом- дым)
Задание 4. (Слайды 6 – 8)

– Разгадайте метаграмму.
Метаграмма – это загадка, в которой надо отгадать слово, заменяя один звук(букву) другим.

1.С б мучительной бываю,
С м одежду пожираю,
С р актёру я нужна,
С с я повару важна.

2. Хоть и мала я ,но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
Но к и ц перемени —
Я по болоту зашагаю.
– Мы можем сделать вывод, что звуки могут различать слова по смыслу. Если бы этого не было, могло бы получиться вот что (догадайтесь, какие слова должны быть на месте неправильных) (Слайды 9 – 20):

Закричал охотник: “ОЙ!
Двери гонятся за мной! (звери)

Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке! (маки)

Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей. (грачей)

Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (коне)

На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. (лес)
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села. (с дочками)

Синеет море перед нами
Летают майки над волнами. (чайки)
Итак, роль звуков как смыслоразличителей очень велика.
Вспомним все, что мы знаем о звуках.
Задание 5. (Слайды 21-22 ) Восстановите схему «Классификация звуков»: звуки речи – гласные и согласные, гласные – ударные и безударные, согласные – мягкие и твердые, глухие, звонкие и сонорные.

– Всегда ли совпадает в слове буква, которую мы пишем, со звуком, который мы произносим?
– Какая позиция сильная и слабая для гласных и согласных?
– Что надо знать, чтобы не ошибиться в написании буквы?
– В каком разделе науке о языке изучаются правила написания букв?
Задание 6. Работа с текстом (раздаточный материал).
– Прочитайте.
– Ребята, докажите, что это текст.
– О ком он?
– Что это за произведение?

(Слайд 23)
Каштанка беспомощ..но бегала вза.. и впере.. и не нах..дила хозяина, а между тем ст..новилось т..мно. По обе стор..ны ул..цы зажглись ф..нари. Шёл крупный пушистый сне.. и красил в белое м..стовую, л..шадиные спины, ша..ки изво..чиков.
Когда стало совсем т..мно, Каштанкою овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому – то под..езду и стала плакать.
Задание:
1) Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, графически их обозначьте.
2) Найдите и подчеркните 2 слова, в которых букв меньше, чем звуков.
3) Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.
4) Сделайте фонетический разбор слова. (1-й вариант – снег, 2-й вариант – подъезд)
– Ребята, путешествуя по стране Фонетика, мы обнаружили записку. (Слайд 24)

« Нас ведут в темницу… Надеемся незаметно выронить по дороге эту записку… Ключ от темницы скрыт в лабиринте. Этот ключ – СЛОВО. Его нужно собрать по одной букве, пройдя через весь лабиринт. Верный путь только один! Он отмечен словами, в которых мы, несчастные пленницы, обозначаем сразу 2 звука – [й`] и гласный звук. Ищите такие слова! Будьте осторожны: сбившись с пути, тоже можно собрать разные слова, но они не откроют двери нашей темницы… Ждём помощи!»
Е, Ё, Ю, Я
– Найдите ключ от темницы в лабиринте и спасите жителей страны Фонетика.
Задание 7. Работа с картой лабиринта. (Слайд 25)

– Слова важно не только грамотно писать, но и произносить.
– Как называется раздел науки о языке, который учит правильно ставить в словах ударение и правильно произносить их? (Орфоэпия)
Стих
1. Кто с правилами дружен,
Тот твёрдо убеждён:
Фарфор нам очень нужен,
А фарфор не нужон.
2. Купить мы можем творог
И превратить в творог,
Но превращать в каталог
Не стоит каталог.
3. И если в магазин вдруг
Портфели завезли,
То не ходи в магазин,
Не купишь портфели.
4. Когда мы на машине,
Летим во весь опор,
То нас везёт не шофер,
А нас везёт шофёр.
5. И пусть нигде не будет
Секретом для ребят,
Что в парке не статуи,
А статуи стоят.
6. А если вы в театр
Явились, например,
То не ходите в партер,
Пожалуйте в партер.
7. Про наши наставленья
Ты, школьник, не забудь
И в школе к удареньям
Внимательнее будь.
8. К ним относись серьёзно,
Не ставь их кое-как,
Иначе будет поздно,
Ты попадёшь впросак.
Задание 8: В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? (Слайды 26 – 27)

1) дОсуг 2)звонИт 3)магАзин 4)свеклА
Произнеси слова!
Досуг, звонит, магазин, свёкла, фарфор, каталог, портфель, шофёр, статуя, партер.
III.Подведение итогов урока
Учитель. Наше путешествие подходит к концу.
-Что интересного было сегодня на уроке?
-Что вы повторили?
-Что нового вы узнали?
IV. Выставление оценок
V. Домашнее задание
Написать сказку на тему «Фонетика». (Слайд 28)