Игровые приемы в логопедии
Гулноза ГАРИФУЛЛИНА,
учитель-логопед детского сада № 83 г.Казани
Развитие речи ребенка представляет собой разносторонний и сложный процесс. Речь – это не врожденная способность человека, т.е. она формируется у него постепенно, по мере развития самого ребенка. Чем речь богаче, тем ребенку проще выражать свои мысли, лучше понимать окружающую его действительность, а также всячески взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Чтобы у ребенка не развились различные речевые дефекты, а также для коррекции уже существующих нарушений, важно проводить правильную коррекционно-воспитательную работу. И работу эту нужно вести именно в дошкольный период, потому что в это время психика детей пластична, т.е. у них намного проще скорректировать какие-то нарушения.
Для организации обучения и воспитания детей, имеющих различные речевые нарушения, крайне важны методы воздействия, которые направлены на активизацию познавательной деятельности. В этом случае особенно эффективными оказываются игровые приемы в работе логопеда.
Игра – это не просто какое-то развлечение, а в какой-то мере это жизнь ребенка, его эмоции и вдохновленный труд. В ходе игры у него накапливаются знания, развивается воображение и мышление.
Игровые приемы позволяют создать заинтересованную, непринужденную обстановку, а также снизить общее эмоциональное напряжение, благодаря чему новый материал воспринимается намного легче.
С помощью игровых приемов решаются следующие задачи:
– развитие мелкой и общей моторики;
– побуждение мотивации ребенка самому участвовать в процессе исправления неправильного звукопроизношения;
– формирование графомоторных навыков;
– активизация процессов памяти, мышления, восприятия и внимания;
– формирование навыков ориентирования;
– повышение познавательной активности и работоспособности детей;
– регулировка поведенческих трудностей детей с постепенным приучением к принятию правил игры.
Трафаретность и шаблонность в работе с детьми дошкольного возраста – это одна из возможных причин низкой эффективности проводимой коррекции. Сегодня необходимость проведения логопедической работы через игру очевидна, потому что наличие какого-либо речевого нарушения приводит к изменениям в психоэмоциональной сфере.
Дети с речевыми дефектами в разной степени, но чувствуют некую ущемленность от собственной «неполноценности». Появляются такие черты, как повышенная возбудимость, раздражительность, депрессивность, излишняя утомляемость и т.д.
Особенности поведения таких детей проявляются и в играх. У них часто возникают сложности с выражением собственной мысли, у них появляется страх показаться смешными, поэтому нормальное взаимодействие со сверстниками крайне затруднено.
Игровые приемы в логопедии являются средством побуждения и стимулирования детей к определенным видам деятельности.
Они решают следующие задачи:
– дидактические (познавательная деятельность, расширение кругозора ребенка, формирование полезных умений и навыков);
– воспитательные (воспитание волевой стороны личности, самостоятельности, чувства коллективизма, сотрудничества и т.д.);
– развивающие (развитие процессов памяти, воображения, внимания, умения устанавливать закономерности и находить верные решения);
– социализирующие (адаптация ребенка к действующим нормам и правилам поведения в обществе).
В коррекции звукопроизношения особое место отводят артикуляционной гимнастике, потому что с ее помощью удается подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.
Чтобы гимнастика не была скучным и утомительным занятием для ребенка, ее можно проводить с использованием игровых приемов. Можно использовать картинки к определенным упражнениям (рисунок чашки к упражнению «Чашечка», картинку часов к упражнению «Часики» и т.д.).
При переходе к постановке звука, используются методы, основанные на звукоподражании («Дети, давайте научим змейку шипеть – ш-ш-ш-ш-ш-ш» и т.д.). При постановке звука механическим способом, логопедический зонд «превращается» в волшебную палочку, с помощью которой мы помогаем ребенку произносить звук правильно.
Важнейшим условием правильной речи является длительный выдох. Для развития речевого дыхания используются следующие игры:
– «Сдуй снежинку»;
– «Устрой листопад»;
– «Футбол»;
– «Разгони тучки» и т.д.
Задачей логопеда и родителей является убеждение ребенка в том, что его речь можно исправить. И крайне важно заинтересовать ребенка в этом, чтобы он сам захотел участвовать в процессе коррекции звукопроизношения. И вряд ли это можно сделать с помощью скучных занятий, поэтому оптимальный вариант – это игра. Практика показывает, что использование игровых приемов в логопедии приводит к лучшему усвоению знаний детьми. А для более успешного выполнения занятий можно создавать различные игровые ситуации, в которых ребенок сможет полноценно взаимодействовать с другими участниками.