Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе

Ольга ДМИТРИЕВА,

учитель-логопед высшей квалификационной категории детского сада №109 г. Казани

Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно–педагогической деятельности важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Логопеды, считая работу с семьей необходимой, в то же время, бывают к ней не готовы. Иногда чрезвычайно трудно найти общий язык с родителями, имеющими собственные представления о воспитании и коррекции. Да и современная семья не воспринимает педагогические нотации и лекции в виде монологов. Для благополучного речевого развития ребенка требуются иные взаимоотношения семьи и логопеда, а именно – сотрудничество, взаимодействие, доверительность. А это, в свою очередь, требует пересмотра содержания и форм работы с родителями. И в этой работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и главными помощниками.

В нашем образовательном учреждении существует практика общения логопеда с родителями, которая взаимообогащает обе стороны. Родители являются партнерами, но их надо научить партнерству.

Свою работу с родителями мы стараемся выстроить, чередуя разные формы работы просветительской и практической направленности.

На начальном этапе в индивидуальной беседе необходимо заручиться поддержкой семьи для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития. В беседе мы отмечаем сильные и слабые стороны речи ребенка, а также намечаем пути оказания помощи в развитии речи и дальнейшего ее совершенствования. Тогда же происходит и «распределение обязанностей» между детским садом и семьей, иными словами определяется, что будут делать педагоги, а что родители. Объем их работы по развитию речи ребенка в каждом конкретном случае, естественно, разный. Это зависит от многих причин: от уровня речевого развития ребенка; от сложности речевых недостатков; от желания родителей участвовать в мероприятиях по развитию речи своего ребенка и пр.

Групповые родительские собрания проводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. На них перед родителями мы ставим конкретные задачи коррекционно-воспитательной работы, соответствующие этапу обучения ребенка в детском саду.

На первом групповом собрании объясняем родителям, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за:

– создание мотивации ребенка к занятиям дома;

– проведение занятий с ребенком в разных формах вне детского сада;

– принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному речевому дефекту нарушений (наблюдение и лечение у специалистов при повышенном внутричерепном давлении, косоглазии, ММД, массаж – при нарушениях мышечного тонуса и т. д.).

Интересной и эффективной формой работы является организация «Логопедической школы для родителей». К основным задачам такой школы относятся:

– получение родителями необходимых знаний, формирование умений для оказания помощи детям в исправлении речевых недостатков;

– формирование правильного отношения к речевому недостатку ребенка, логопедическим занятиям;

– оказание помощи в правильной организации логопедических занятий дома.

На занятиях родители не только получают теоретические знания, они обязательно учатся применять их на практике: выполняют артикуляционные упражнения, составляют схемы слов и т.д., т. е. все задания, которые предстоит выполнять их ребенку. Эти навыки помогают проконтролировать правильность выполнения ребенком задания.

Не менее практичной формой работы с родителями является создание «почтового ящика» – «Логофакс». Родители в письменной форме задают вопросы о речевом развитии ребенка, которые опускают в «почтовый ящик» в группе, а «дежурный» по почте логопед в письменной форме отвечает на них.

На практических занятиях родители получают знания и навыки по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка, примером таких занятий комбинированные занятия – лекция на определенную тему и затем, практическое занятие. Например: «Роль пальчиковых игр в развитии речи» и практикум по обучению играм на развитие мелкой моторики.

Так же одним из видов практикума с родителями является просмотр занятий логопеда. При этом основное внимание родителей мы обращаем на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления). При проведении практикумов по формированию звукопроизношения предупреждаем родителей о том, что если ребенок, у которого звуки находятся в стадии автоматизации, начинает снова неверно произносить их, его не следует ругать за это, лучше дать возможность услышать правильный вариант.

Речевые утренники проводятся 2 – 3 раза в год. В их проведении подготовке участвуют все специалисты, работающие с детьми: логопед, педагог по театрализованной деятельности, музыкальный руководитель. Такие праздники важны, так как родители могут увидеть не только результаты труда логопеда, но и результаты своего собственного труда; порадоваться за ребенка.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия логопеда с родителями неоспоримы и многочисленны. При их реализации удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают своих детей на красивую, правильную речь.

За период обучения мы добиваемся осознания родителями важности и необходимости оказания коррекционной помощи своим детям в преодолении речевых дефектов.

Как показывает практика, трудный путь к партнерским отношениям, к такому необходимому взаимодействию учителя-логопеда и родителей преодолим, если идти к нему целенаправленно, осознанно, организуя работу в данном направлении в системе.

При организации своей работы нам необходимо помнить, что родители – естественные учителя своего ребенка, от них зависит чрезвычайно много, в их руках очень сильное воспитательное средство – любовь к своему ребенку. А чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него, руководствуясь таким девизом: «Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ».