Класс Млекопитающие.

(Урок по биологии в 7 классе)

Альфия ШАРИПОВА,

учитель биологии Шемяковской основной школы Мамадышского района  

Цели урока:

– формировать умения объяснять родство человека с млекопитающими животными;

– учить понимать особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих как высокоорганизованных позвоночных;

– развивать навыки составления опорной и структурно-логической схемы, используя теоретический материал учебника и дополнительный материал;

– отметить прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания;

– осуществлять нравственное и экологическое воспитание учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебник, маршрутные листы, картинки животных, презентация, компьютер, проектор, экран, учебник (Пасечник В.В. Биология. 7 класс).

Тип урока: изучение нового материала.

Технологическая карта урока

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I. Мотивационно-целевой этап – Здравствуйте ребята! Садитесь.

Я рада вас видеть!

– Знания, внимание, находчивость будут помощниками вам сегодня на уроке.

Надеюсь, что наш урок пройдет интересно, в атмосфере полного взаимопонимания и с пользой для всех.

Хорошего вам настроения и успехов!

 

Коммуникативные: умение слушать;  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Личностные: проявлять интерес к изучению темы

II. Актуализация опорных знаний – Скажите, с чем мы познакомились на прошлых уроках? (На прошлых уроках мы познакомились с животными класса птиц, типа Хордовые, например, отряд Воробьинообразные.)

 

Коммуникативные: умение отвечать на вопросы вопросы; формулирование собственного мнения,

Регулятивные: планирование своих действий;  различение способа и результата действий; внесение необходимых корректив в действие.

Личностные: сформированность потребности в самовыражении и самореализации

III. Постановка новой темы и цели урока

 

– Перед вами лежат маршрутные листы.

Задание 1. Прочитайте текст. Используя информацию из текста и рисунков, сравните сову и летучую     мышь. В ответе укажите два признака, одинаковые для обоих животных, и два признака, по которым они отличаются друг от друга.

1-я группа находит два признака одинаковые для обоих животных.

2-я группа находит два признака, по которым они отличаются друг от друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:; поиск разнообразных способов решения задач; структурирование знаний; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: владеть коммуникативными умениями; адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания; понимание позиции партнера

Регулятивные: адекватно оценивать
результат выполнения учебного задания

Личностные:формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

 

– Каких животных вы сравнили? – Сову и летучую мышь.

 

 

– В чем главное отличие совы и летучей мыши? – Сова птица, а летучая мышь млекопитающее.

 

– К какому классу относится летучая мышь. – Класс млекопитающие.

 

– Сегодня на уроке мы познакомимся с животными класса Млекопитающих.

– Какие ассоциации у вас вызывает слово “млекопитающие”?

– Питаются молоком, высокоорганизованные животные, покрыты волосяным покровом, теплокровные, к ним относятся звери.

 

– Где можно встретить млекопитающих? – В воде, на суше, в воздухе, в пещерах, на северном полюсе
IV. Основной этап

 

Постановка проблемного вопроса (слайд 7)

– Какие черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания?

Для того чтобы найти ответы на поставленный вопрос, я предлагаю вам стать на этом уроке исследователями-специалистами по конкретным вопросам. Для этого мы будем работать в группах и парами (дети на группы разделены заранее).

Вопросы:

1. По каким характерным особенностям вы это определили?

2) По каким особенностям внешнего строения можно утверждать, что это млекопитающие?

3. Какие возможности дают эти морфологические особенности?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом

Задание 2. Выделите в тексте прогрессивные черты млекопитающих и заполните пробелы в тексте.

1. Все млекопитающие – теплокровные животные, то есть имеют …температуру тела.

2. Самки рождают … детенышей и выкармливают …, которое образуется в … .

3. Для большинства характерно наличие … покрова на теле

4. Почти у всех млекопитающих на верхней и нижней челюсти расположены…

5. Сердце …, кругов кровообращения — …

6. Развита кора головного мозга и органы …

Работают с наглядными пособиями (фотографиями, картинками).

Задание. Назвать какую среду обитания занимают эти животные (задача учащихся – быстро, одно слово, назвать их среду обитания):

крот (почвенная)? кит (водная)? медведь (наземно-воздушная)?

Вывод. Млекопитающие освоили все возможные природные зоны от северного полюса до Антарктиды, такое расширение среды обитания этим животным дают прогрессивные черты.

Определили среду обитания

крота – по роющим конечностям,

кита – по обтекаемой форме тела,

медведь имеет ярко выраженные длинные конечности.

(шерстяной покров, мускулистое тело, ушные раковины и др.)

(тепло тела сохраняется — теплорегуляция, медведь может ходить и бегать и т.д.)

Киты и дельфины лишены волосяного покрова, так как обитают в воде.

А слоны не имеют густой шерсти в связи с обитанием в жарких условиях.

Работают на маршрутных листах.

 

Ответ:

1. постоянную

2. живых…,… молоком…, молочных железах.

3. кожного покрова

4. зубы.

5. 4-камерное сердце, … два.

6. чувств.

Признаки класса:

молочные железы,

живорождение,

пятипалые конечности,

7 шейных позвонков,

дифференцированные зубы,

кора больших полушарий,

4-камерное сердце,

альвеолярные легкие,

волосяной покров,

теплокровность

Познавательные:осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно структурируют ее, заполняя кластер; устанавливают причинно-следственные связи

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия

Личностные: проявление интереса к изучению внутреннего строения млекопитающих

 

 

Физминутка Учитель называет зверей: Первозвери – присесть, Сумчатые – прыжок, Плацентарные – поднять руки)

1.Собака     2.Утконос                  3. Кошка                   4. Кенгуру                5. Ехидна                  6. Тигр                       7. Коала

 

 

 

 

 

 

 

1. Поднять руки

2. Присесть

3. Поднять руки     4. Прыжок

5. Присесть

6. Поднять руки

7. Прыжок

 
V. Контроль, оценка (самоконтроль,самооценка) Работа на маршрутных листах. Задание Установите соответствие между отрядами млекопитающих и их признаками.

Билет на выход. «Азбука». Дается буква алфавита, например «П», необходимо написать как можно больше слов, начинающихся на эту букву, и тесно связанных с изучаемой темой. Обосновать свой список – показать связь слов с темой. Учащимся предлагается работать в парах.
Побеждает пара с самым длинным списком.

Составляют список слов на определенную букву, заданную учителем. Зачитывают получившиеся списки и обосновывают свой выбор слов. Познавательные:структурирование знаний о внутреннем строении млекопитающих
Регулятивные:принятие и сохранение учебной задачи;  различение способа и результата действия; выполнение учебных действий
VI. Рефлексия учебной деятельности

 

Синквейн о Млекопитающих.

 

Млекопитающие рождают и вскармливают молоком детёнышей.

Теплокровные, высокоорганизованные.

Самые прогрессивные животные на Земле.

Познавательные:построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ; синтез

Регулятивные:восприятие оценки учителя; адекватная самооценка.

Личностные: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия; формирование границ собственного «знания « и «незнания».

VII. Домашнее задание Параграф 31 учебника (пересказ) «Биология: Животные. 7 кл.» авторы В.В. Латюшин, В.А. Шапкин, ответить на вопросы к параграфу.

Подготовить интересную информацию:

I группа – о представителях отряда Однопроходные;

II группа – о представителях отряда Сумчатые;

По желанию выполнить задания на стр. 163