Организация исследовательской работы на уроках в начальной школе

Гульфина АБЗАЛОВА,

учитель начальных классов средней школы №15 г. Нижнекамска

Современная начальная школа обновляет цели, методы образования, ориентируя педагога на развитие личности, её созидательных и познавательных способностей. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социуме и адаптации в нём.

В связи с этим большое значение приобретают продуктивные стили и формы педагогического общения, к которым можно отнести исследовательскую деятельность.  Исследовательская деятельность развивает способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблему окружающего мира, что очень важно для человека. Поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью современного обучения и воспитания.

В стандарте обозначены новые цели образования:

– умение самостоятельно решать новые задачи;

– умение работать с информацией;

– условия для организации самостоятельных исследований и творческой деятельности учащихся.

Так же в нём говорится об усиление воспитательной функции образования (на внеурочную работу отводится 10 часов в каждом классе). Часы, должны быть использованы на различные формы её организации, в том числе и на поисковые, и научные исследования.

Исследовательская деятельность является естественной потребностью для ребенка младшего возраста, нужно лишь вооружить его необходимыми умениями для ее реализации.

В нашей школе уже на протяжении многих лет проводятся научно-практические конференции. С 2007 года и ребята начальной школы стали принимать в них участие на школьном и на городском уровне. А с 2009 года и на республиканском уровне и добились немалых результатов.

Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разнообразных исследовательских делах. Темы исследований могут быть разными: эмпирические, фантастические и теоретические.

Эмпирические темы предполагают проведение собственных наблюдений экспериментов.

Фантастические темы ориентированы на разработку несуществующих, фантастических объектов явлений.

Теоретические темы – эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это что написано в книгах. Эта тема технически сложней, однако, в плане обучения продуктивна и её легко можно привязать ко всем основным традиционным предметным дисциплинам.

Далее исследования делятся на группы по продолжительности: на экспресс исследования и долговременные исследования.

Экспресс исследования – эта форма исследований наиболее часто используется учителями начальных классов. Эта форма организации предполагает массовое участие детей. Суть её сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной учителем тематике. Например, по предмету окружающий мир – исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы.

Работу над долговременными исследованиями нужно проводить во внеурочное время. Её методическая сторона может быть условно проделана на шесть относительно самостоятельных этапов:

– ребёнок выделяет и ставит проблему, т.е. выбирает тему исследования;

– предполагает возможные варианты решений;

– собирает материал;

– делает обобщения;

– готовит проект (доклад, реферат, макет);

– защищает проект.

Общее направление исследований: живая природа, человек, общество, культура, Земля, Вселенная, наука, экономика.

Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его, быть доступной, выполнимой, решение её должно быть полезно участникам исследования, оригинальной и относительно быстро выполнима. Да и с выбором темы затягивать не стоит, чтобы не угас интерес.

Выступать с исследовательскими работами на школьном и городском уровне мы начали с ребятами в 3 классе. К этому времени у ребят бывает хорошо сформирована читательская грамотность: высокая техника чтения, умение находить и выделять главное.

Началось всё с того, что ребятам на уроке окружающего мира было дано задание приготовить рассказ о своих домашних животных. Дети рассказывали о том, как они заботятся о своих питомцах: кошках, собаках, хомяках, попугаях. Ребята вспомнили много забавных случаев из жизни своих подопечных, хвалили их, какие они сообразительные, ловкие.

Я предложила ребятам приготовить исследовательскую работу. Почерпнуть новые знания про своих домашних животных из дополнительной литературы и из интернета.

Шляхтина Лена подготовила исследовательскую работу на тему: «Жизнь волнистых попугайчиков в неволе». Лена защищала свою работу на I Школьной научно-практической конференции учащихся «Начало большого пути» в секции «Мои первые исследования», заняла I место, а на II городской конференции «Я исследователь» в секции «Биология животных» была отмечена диплом II степени. В своей работе Лена, хотела узнать больше о волнистом попугайчике, так как он живёт у неё дома. И насколько изменилась жизнь волнистых попугайчиков в неволе, от жизни на воле. В конце своей работы она сделала вывод: вывезенный из Австралии в XIX веке в настоящее время он стал самой массовой комнатной птицей, подлинным любимцем миллионов людей во всём мире и, естественно никакое вымирание ему не грозит. Волнистые попугайчики, которых разводят в неволе из поколения в поколение в течение длительного времени, не только не вырождаются, а наоборот, становятся по сравнению с волнистыми попугайчиками, живущими на воле, более красивыми, крепкими, плодовитыми, с ослепительно ярким оперением включая и природный зелёный цвет. Орнитологи подсчитали, что в мире уже больше одомашненных волнистых попугайчиков, чем диких.

В 2012/2013 учебном году Мотигуллина Камилла приготовила исследовательскую работу «Русский той», одержала победу на IV Школьной научно-практической конференции учащихся «Начало большого пути» в секции «Мои первые исследования». В заочном этапе Республиканского конкурса исследовательских работ и проектов младших школьников «Дебют в науке» стала лауреатом III степени, на очном туре Республиканского конкурса исследовательских работ и проектов младших школьников «Дебют в науке» получила диплом II степени.

Целью работы было, на примере породы собак русский той доказать, что мелкие породы собак наиболее приемлемый вариант содержания данного вида животных в городских условиях. Из разных источников Камилла получила много информации о собаках породы русский той, изучила повадки, особенности содержания и питания, обратившись в клуб собаководства, узнала насколько распространены собаки породы русский той в нашем городе. Она провела анкетирование с учениками начальных классов. В конце исследовательской работы Камилла пришла к выводу: в городских условиях удобнее содержать мелкие породы собак, чем крупные.

С исследовательскими работами ребята выступают перед своими одноклассниками, оттачивают на них свои ораторские способности.  Проводят опрос, отвечают на вопросы, подводят итоги, добавляют материал, корректируют работу, получают обратную связь, проводят репетицию перед школьной конференцией. Одноклассникам очень нравятся выступления ребят, они живо интересуются материалом, готовы помочь юным исследователям, участвуют в опросе. Многие по примеру выступающих тоже готовят исследовательские работы, в дальнейшем это отличный пример, как защищать проекты по ОРКСЭ.

Выступающие развивают умение общаться с аудиторией, выступают на муниципальных республиканских конференциях. После получения одобрения у ребят появляется чувство ответственности за порученное дело, оценка значимости проделанной работой, мотив самоутверждения, сознание значимости выполненной работы, появляется желание заниматься исследовательской деятельностью, выступать на конференция более высокого уровня.

Так Тютин Матвей в 2018/2019 учебном году защитил исследовательскую работу «Великая Отечественная война в истории моей семьи». На XI школьной научно-практической конференции «Начало большого пути» одержал победу в секции «Поиск и творчество».

В своей работе Матвей рассказал военную и послевоенную историю своей прабабушки, а также привел в порядок все имевшиеся данные, тем самым сохранив и расширив свои знания о войне, о своей прабабушке, об истории своей семьи.

Далее Матвей выступал на III Региональной научно-практической конференции «Мы – будущее XXI века» и стал лауреатом.

На этом Матвей не остановился, работу Матвея отправили в Москву на конкурс «Правнуки Победителей», которое организовало общероссийское общественное гражданско-патриотическое движение «Бессмертный полк», работа получила диплом победителя.

Достаточно лишь было один раз разбудить это «любопытство», и дальше оно само будет развиваться, захватывая новые и новые области.

Работу Матвея можно использовать на уроках истории, литературы, окружающего мира, во внеклассной работе, она может помочь другим учащимся заняться изучением истории своей семьи.

В 2016/2017 учебном году Касаткина Виктория подготовили исследовательскую работу «Ментальная математика», Хисматуллина Сюмбель «Утилизация батареек». Девочки одержали победу на IX Школьной научно-практической конференции учащихся «Начало большого пути» в секции «Мои первые исследования», затем на VIII Республиканском конкурсе исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке», Касаткина Виктория была награждена дипломом I степени в секции «Занимательная математика», Хисматуллина Сюмбель дипломом II степени в секции «Сохраним своё здоровье».

В своей работе Виктория изучила основные приемы ментальной арифметики с тем, чтобы улучшить технику вычислений на уроках математики. Она ознакомилась с историей ментальной арифметики, выяснила, что такое счеты «абакус» и как с помощью ментальной арифметики развить интеллектуальные способности. Научилась приемам сложения и вычитания на счетах «абакус». При помощи анкетирования узнала, что знают учащиеся начальных классов СОШ №15 о ментальной арифметике. Ознакомила учеников 4 Б класса с основными приемами проведения расчетов на счетах «абакус». В итоге своей работы Виктория пришла к выводу: изучение основ ментальной арифметики показало, что работа на абакусе прививает детям любовь к арифметике, быстроту реакции и логическое мышление. Ментальная арифметика весьма полезна и действенна. Она может быть успешно включена в обязательную программу образования или быть дополнительным, развивающим факультативом для детей. Всего два-четыре часа в неделю и уже через несколько месяцев занятия дают поразительные результаты. Дети проще и быстрее справляются с учебой, экономят время и силы, у них появляется уверенность в себе.

Хисматуллина Сюмбель выяснила влияние использованных батареек на окружающую среду. Она изучила и проанализировала литературу по данной теме, узнала, как работают и из чего состоят батарейки, узнала способы утилизации батареек, организовала акцию по информированию и сбору использованных батареек у учащихся средней школы № 15.

Сюмбель узнала, что батарейки содержат химические вещества, которые пагубно влияют на окружающую среду и в частности на живую природу. Все это происходит из-за неправильной утилизации батареек.  Она предложила   пути решения этой проблемы: необходимо издать закон, обязывающий производителей   батареек нести расходы по сбору, хранению и утилизации. А точки продаж оборудовать пунктами приёма батареек. Отдавать предпочтение такой технике, которая не нуждается в использовании батареек: продукты, работающие от сети, от альтернативных источников энергии или от ручного завода. Следует покупать батарейки, которые можно заряжать по новой. Покупать нужно батарейки с надписью «без кадмия», «без ртути». Не выбрасывать батарейки в корзину общего мусора. Их нужно складировать в места для последующей их утилизации. Если нет возможности отнести батарейки в пункты сбора, их рекомендуется копить в пластиковой закрытой таре.  Сюмбель организовала сбор использованных батареек в школе, для этого она поставила возле вахты пятилитровую бутыль и по мере её заполнения увозит в центры сбора.

Гарипова Сабина с работой «Предметы старины» 2019/2020 учебном году на X школьной научно-практической конференции «Начало большого пути» одержала победу 1 место. На XVIII республиканской юношеской научно-исследовательской конференции имени С. С. Молодцова заняла 1 место в секции «Краеведение». Сабина в своей работе подтвердила гипотезу, что многие старинные предметы домашнего обихода забыты или забыты их названия, утрачены, неправильно хранятся. Работу можно использовать на уроках истории, литературы, окружающего мира, во внеклассной работе. Она может помочь другим учащимся заняться сбором реликвий свое семьи, своей родины.

В этом году второклассник Мишурин Арсений занял II место на XV школьной научно-практической конференции «Начало большого пути» защищал исследовательскую работу «Шахматы и математика». Арсений с 4,5 года и по настоящее время занимается в спорткомплексе «Шинник» в шахматной секции, у него 3-й юношеский разряд по классическим шахматам.

По всем школьным предметам он учится на отлично, но больше всего ему нравится математика. На уроках математики и при подготовке к олимпиадам мы решаем задачи повышенной сложности, задачи на смекалку, математические кроссворды, головоломки. Но некоторые задачи бывают очень сложными, тогда Арсений представляет математические объекты фигурами на шахматной доске, и успешно справляется с задачами. У юного шахматиста уже есть победы на соревнованиях по шахматам и олимпиадам по математике, в онлайн олимпиаде «СОМиК» по математике, который проходит в СОШ №28 в 1 классе занял III место, в 2 классе получил диплом Гран При, в этом году также стал призёром в онлайн олимпиаде «Отличник».

В завершение хочу сказать, что долговременные исследования, которые мы проводим во внеурочное время, организуют детей, развивают творческие способности и самостоятельность мышления, обогащают речь, и помогают оттачивать ораторские способности, улучшают коммуникативные навыки, формируют чувство ответственности и самостоятельности. При использовании экспресс исследований уроки проходят оживлённо, красочно, ярко, высока эффективность урока. На таких уроках каждый ребёнок вносит толику своего труда и в полной мере реализуется принцип «Обучая других, обучаемся сами».