Игра как средство экономического воспитания детей

 

Наиля ГАНИЕВА,

музыкальный руководитель I квалификационной категории детского сада №11 «Ландыш» г. Мамадыш   

В современных условиях отмечается существенный рост интереса к процессу экономического воспитания подрастающего поколения. Новые экономические условия способствуют становлению современных детей как полноправных участников социально-экономических процессов, что приводит к необходимости организации экономического воспитания детей уже в дошкольном возрасте.

В процессе экономического воспитания дошкольников в ДОО повышается экономическая грамотность детей, вырабатывается современный стиль мышления, который отвечает требованиям времени, представляет собой базу для дальнейшей образовательно-воспитательной работы.

В исследованиях А.Д.Шатовой отмечается ускоренный темп социализации детей, автор в результате эмпирических исследований подтвердил возможность усвоения в старшем дошкольном возрасте некоторых экономических понятий, соотнесения их с рядом соответствующих жизненных ситуаций [3].

Экономическое воспитание представляет собой важнейший компонент, входящий в современную педагогическую систему дошкольной образовательной организации. В литературе экономическое воспитание определяется в качестве педагогического процесса, который направлен на формирование комплекса нравственно-экономических качеств личности, усвоение представлений об особенностях экономической жизни людей, ориентированных на ценностные установки [1].

Дошкольный возраст благоприятен для формирования экономической грамотности детей. Для обеспечения успешности познания дошкольниками социально-экономических категорий важным представляется использование игры, которая является доступной и интересной для ребёнка деятельностью. Например, сюжетно-ролевая игра представляет собой наиболее характерный вид игровой деятельности детей в дошкольном возрасте; в процессе игровой деятельности происходит моделирование детьми деятельности взрослых, отношений между ними с опорой на игровой сюжет, в связи с чем сюжетно-ролевая игра предоставляет возможность обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, а также является эффективным средством экономического воспитания старших дошкольников.

Успешность использования сюжетно-ролевой игры как средства экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста существенным образом зависит от руководства ею. Под педагогическим руководством игровой деятельностью дошкольников понимается применение совокупности разнообразных методов и приёмов, расширяющих тематику сюжетно-ролевых игр, обогащающих её содержание, способствующих овладению детьми ролевым поведением [4].

В систему руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников мы включаем: ознакомление детей с окружающим миром с использованием активной деятельности, обогащение игрового опыта детей, организация развивающей предметно-пространственной среды.

Основными педагогическими условиями, оказывающими на успешность использования сюжетно-ролевой игры в качестве средства экономического воспитания детей дошкольного возраста, являются: реализация комплексного подхода к обогащению игровой практики дошкольников экономически целесообразным содержанием совместно с организацией нравственно-трудового воспитания; организация развивающей предметно-пространственной среды; целенаправленное взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями дошкольников.

Реализация в практической деятельности сюжетно-ролевых игр с экономическим содержанием способствует решению следующих задач: закрепление в игровой форме представлений дошкольников о таких доступных понятиях, как деньги, товар, труд; применению экономических знаний в конкретной ситуации; воспитанию навыков бережного отношения к разным видам собственности, воспитание уважения к труду и людям труда. В разработке содержательного аспекта окажут помощь исследования, носящие практическую направленность, таких авторов, как Л.Н.Галкина, Л. С.Гумерова, Л.Г.Киреева, В.П.Макеенок [2].

Для использования сюжетно-ролевой игры как средства экономического воспитания детей дошкольного возраста считаем необходимым: определить целесообразное содержание экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста; обеспечить взаимосвязь экономического, трудового, нравственного воспитания; создать зону экономического игрового пространства, в которую входит активизирующий игровой материал, позволяющий организовать самостоятельную сюжетно-ролевую игру с экономическим содержанием; обеспечить взаимосвязь семьи и дошкольной образовательной организации по проблемам экономического воспитания старших дошкольников. Сюжетно-ролевые игры, которые можно использовать с целью экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста, можно сгруппировать в соответствии с темами: труд; мир денег; товары; экономный хозяин. Примерами сюжетно-ролевых игр по теме «Труд» являются: «Стройка», «Аптека», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Кондитерская фабрика» и др. В рамках организации данных игр у детей дошкольного возраста закрепляются представления об орудиях труда, о труде как экономической категории, о роли труда в жизни человека, осуществляется знакомство с производственным циклом изготовления товара или получения услуги, устанавливаются взаимосвязи между понятиями «труд», «продукт», «деньги». По теме «Мир денег» могут быть проведены следующие сюжетно-ролевые игры: «Банк», «Ярмарка», «Пункт обмена валюты».

Реализация данных игр позволит познакомить детей с денежными знаками, простейшими финансовыми операциями, кроме того, будут формироваться умения определения самостоятельно выгодности покупки, даётся понятие качества товара и понятие прибыли при его продаже. Данные игры позволяют также формировать правильное отношение к деньгам, являющихся предметом жизненной необходимости.

В качестве примеров сюжетно-ролевых игр по теме «Товары» могут быть представлены следующие: «Супермаркет», «Детское кафе», Туристическое агентство» и др. В результате применения данных игр дети узнают, что существуют разные формы сбыта продукции, детьми устанавливается зависимость стоимости товара от таких важных параметров, как качество и количество, игры учат правильному восприятию рекламы, происходит воспитание разумных потребностей, экономности, расчётливости.

Игры происходят поэтапно: в ходе обучающего этапа воспитателем широко применяются приёмы прямого руководства сюжетно-ролевой игрой; на закрепляющем этапе используются косвенные приёмы, воспитатель играет второстепенную роль; этап творческого развёртывания игры предполагает выполнение воспитателем роли наблюдателя, характерна самостоятельность и творчество детей в игре.

В рамках экономического воспитания дошкольников средствами игр в качестве предварительной работы проводятся беседы, создаются проблемные ситуации, направленные на решение разнообразных экономических задач, дидактические игры, имеющие экономическое содержание, организуются продуктивные виды деятельности, чтение художественной литературы, имеющей нравственно-экономическую направленность.

Важно создать активизирующую экономическую зону. Экономическую зону может представлять игровое оборудование с экономической тематикой. Например, игрушечные кассы, банкомат, машинки для пересчёта денег, офисная техника, прилавки и т.д.

Развивающая предметно-пространственная среда также пополняется за счёт оформления альбомов, в которых представлены монеты страны, валюта, библиотека книг о деньгах, бизнесе, дидактические игры, иллюстрации, фотографии. Важным представляется организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников.

Для этого используются разнообразные формы работы: информационная помощь (оформление стендов и памяток, консультаций, экономические игры и др.), родительские собрания, организация индивидуальных экскурсий родителей и детей (в банк, супермаркет, в аптеку, в ателье и т.д.), привлечение родителей расширению и обогащению развивающей предметной-пространственной среды в группе (родителями оказывается помощь в изготовлении атрибутики для сюжетно-ролевой игры).

Итак, в ходе организации игр экономического содержания в дошкольном возрасте дошкольниками получается необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.), формируются экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями; умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств; проявлять бережливость в повседневной практической деятельности; умение правильно употреблять в речи экономические понятия и др.), воспитываются экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность).

Литература

  1. Галкина Л.Н. Развитие экономических способностей у детей старшего дошкольного возраста/ Л.Н.Галкина //Одаренный ребенок. – 2010. – № 4. – С. 42.
  2. Гумерова Л.С. Предметно-пространственная среда ДОУ как условие экономического воспитания дошкольников/ Л.С.Гумерова // В мире научных открытий. – 2012. – № 2. – С. 12.
  3. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры. / Авт.-сост. Л.Г.Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников в условиях образовательного пространства ДОУ/ В.П.Макеенок // Педагогические науки. – 2011. – № 3. – С. 43.