Формирование УУД через игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе в рамках ФГОС
Ландыш ШАРАФИЕВА,
учитель английского языка I квалификационной категории средней школы № 156 г. Казани
Особенность Федерального государственного образовательного стандарта – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий на уроках. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.
Использование игр и игровых ситуаций на уроке раскрывает способности детей, их индивидуальность, повышает мотивацию учащихся к изучению английского языка, способствует созданию доброжелательной атмосферы на уроке. Коллективные игры развивают умение работать в группе, находить необходимые формы сотрудничества для достижения поставленной задачи. Коллективные игры развивают умение работать в группе, находить необходимые формы сотрудничества для достижения поставленной задачи. Учащиеся успешнее усваивают дидактический материал, активизируется непроизвольное запоминание лексических единиц, формируются речевые умения. Находясь в обучающей игре, ученики получают мыслительную, двигательную и эмоциональную разрядку. Такой метод обучения вызывает большой интерес у обучающихся к усвоению нового материала и мотивирует их на дальнейшем получении практических знаний.
Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Учителю игра позволяет исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не давая им глубоко закрепиться в памяти.
Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Поэтому такой метод обучения как игра может способствовать формированию УУД.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» – умение учиться, саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность.
Существует четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Совершенно очевидно, что жесткой градации по формированию определенного вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других видов УУД. Но в целом, на современных уроках английского языка идет формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.
Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Поэтому такой метод обучения как игра может способствовать формированию УУД. Игра рассматривается как подготовка ученика к личностно-ориентированному взаимодействию с другими участниками образовательного процесса, обеспечивая личностный рост, поднимая уровень рефлексии, осознания себя субъектом познания и мышления, актуализируя потребность в самореализации и саморазвитии в области изучения иностранного языка.
Игры – это активный и веселый способ достичь многих образовательных целей. Игра – превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке. После трудного устного упражнения или другого утомительного занятия – веселая игра – это идеальная возможность расслабиться. Игры направлены на повышение эффективности учебно-познавательной деятельности учеников, на усвоение получаемых знаний, на повышение интереса к изучаемому предмету при помощи воздействия на психику человека, производимого во время проведения игры.
Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Спонтанная игра повышает внимание. Игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не давая им глубоко закрепиться в памяти. Во всякой игре есть элемент неожиданности, элемент соперничества, а выигрывать мы все любим. Даже если победа – не главное, то уж свои силы проверить любит каждый. Не стоит забывать и о том, что игра – это проекция жизненных ситуаций. Учащиеся обычно лучше запоминают то, что им было приятно делать. Поэтому игры позволяют запоминать глубоко и надолго.
Можно начать урок с пятиминутной игры, чтобы ученикам было легче войти в учебный ритм, чтобы освежить их память, заинтересовать в изучении нового материала. И еще, можно спонтанно прервать урок, когда начинаешь чувствовать, что внимание пропадает, для создания краткой игровой ситуации.
Игра в конце урока тоже очень полезна. В предвкушении отдыха учащиеся работают с большим энтузиазмом, что возможно подвигнет учеников ожидать следующего урока с нетерпением.
В различных играх развиваются разные лингвистические навыки: аудирование, говорение, чтение, письмо.
Исходя из теории М.Ф.Стронина, обучающие игры на уроках английского язык подразделяются на следующие категории:
– фонетические игры;
– орфографические игры;
– грамматические игры;
– лексические игры;
– творческие игры.
- Фонетические игры
Часто, особенно, на начальном этапе обучения урок начинается с фонетической зарядки, т.к., у детей возникает проблема с произношением звуков. Фонетические игры способствуют постановке правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных английских звуков.
Вместо, отдельных слов и словосочетаний, содержащих тот или иной звук, я предлагаю классу специально отобранные стихи и рифмовки. Затем в течение двух-трех уроков стихотворение или рифмовка повторяется, корректируется произношение звука.
Звук [w]
Why do you cry Willy?
Why do you cry?
Why Willy? Why Willy?
Why Willy? Why?
«Поймай звук»
Игра используется для повторения звуков, развития слуха.
Учитель произносит разные слова, знакомые и нет. Дети должны услышать слово с нужным звуком и «поймать» его, изображая хлопок.
- Орфографические игры рассчитаны на тренировку памяти учащихся в правописании английских слов. Пишем на доске короткое слово. Каждое следующее слово должно быть на одну букву длиннее предыдущего. При этом в каждом в каждом последующим слове разрешаю заменить буквы, кроме первой.
red me
Her read man
Here ready moon
Heart reader month
Hearty receive mother
«The ABC»
Для этого необходимо иметь два набора карточек с буквами алфавита. Класс делится на две группы. Каждая группа получает один набор карточек. Ученики выстраиваются на возможно дальнем расстоянии от доски. Когда произносится слово, скажем, «pencil», ученики с соответствующими буквами бегут к доске и составляют это слово. Группа, составившая слово первой, получает количество очков по числу букв в слове.
Игра «Paired letters» (Парные буквы)
Учащимся показывают таблицу, и тот, кто составит больше всех слов с помощью данных пар букв, тот и выиграл.
LI BI EA SO YE
AT YI OW LL KI
TI KN NG FE BL
OP CK ST RO ME
CA IN SI AR LO
- Грамматические игры
Данные игры преследуют следующие цели:
– научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
– создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
– развить речевую активность и самостоятельность учащихся.
«Hand»
Кусочек мела почти всегда в руке учителя. Если незаметно зажать его в кулаке, то можно спросить:
«Children, what do you think I have in my hand?»
Anna: You have a pen.
Teacher: Oh, no. Can it really be a pen? My hand is very small.
Ivan: You have an eraser.
Teacher: No, I have not.
Elena: You have money.
Teacher: No, I have not. I have a piece of chalk. Do you want to hide something and ask me to guess? Now I’ll close my eyes, one … two … three …
Sasha: What have I in my hand?
Teacher: Oh, you have an eraser. No? I’m not so good at guessing as you are. What is it? Oh, it’s a drawing-pin!
Незаметно учитель показал два варианта игры. Третий вариант — игра по командам. Две команды встали друг против друга. Каждая прячет свой предмет. «Hands down», говорит учитель. Ребята убрали руки за спину и стали передавать выбранную ими вещь. «Stop!» последовала другая команда. Предмет остался у кого-то в руке. У кого?
Team «Л» Team «В»
Dasha: Misha has the stone.
Misha: No, I have no stone.
Igor has the ball.
Katya: No, I have no ball. Masha has the stone.
Masha: No, I have no stone.
Ivan: He has the ball. И т. д.
Выигрывает команда, первая отгадавшая, у кого находится предмет.
- Лексические игры
На уроках английского языка дети постоянно знакомятся с новыми словами и выражениями. Для отработки нового лексического материала часто используются игры.
«Крестики-нолики»
Игра используется для закрепления новых слов по определенной теме. Дети делятся на 2 группы «Крестики» и «Нолики». На доске изображено игровое поле с перевернутыми карточками со словами или изображениями. Если ученики правильно называют, то учитель рисует в поле крестик или нолик соответственно. Выигрывает группа, которая быстрее заполнит линию.
«Мексиканская волна»
Игра предназначена для закрепления новых слов. Ученики выходят к доске и выстраиваются в линию, в руках у каждого картинка с словом по изучаемой теме. Учитель по очереди называет слова, сначала медленно, постепенно ускоряясь.
Ученики поднимают карточки со словами и в итоге должна получиться «волна».
«Китайский шепот»
Игра используется для отработки, закрепления и повторения слов. Ученики шепотом передают по очереди, по классу загаданное слово и последний ученик должен назвать услышанное слово.
«Лото»
Лото «Глаголы в картинках» является хорошим наглядным пособием для тренировки грамматических форм. На картах − несколько картинок, изображающих какие − либо действия человека, например: катание на коньках, игра в шахматы, чтение книги и т.д. На фишке – одна картинка. Учитель показывает фишку с картинкой (мальчик катается на коньках) и спрашивает: What is he doing? Учащиеся находят у себя такую же картинку и отвечают: He is skating.
Заключение
Педагогический потенциал любой игры состоит в том, чтобы вызвать у учащихся интерес, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц. Использование различных игровых приемов на уроке также способствует формированию дружного коллектива в классе, формированию универсальных учебных действий.
Игра – это творчество. Благодаря игре, возрастает потребность в творческой деятельности в поисках возможных путей и средств актуализации накопленных знаний, навыков и умений. Помимо этого, игры позволяют создать на уроке благоприятный эмоциональный фон, что ведет к снятию языкового барьера, способствует развитию учебной мотивации, повышает интерес к предмету.
Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и творческим. В любой вид деятельности на уроке иностранного языка можно внести элемент игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму.
В педагогической и психологической литературе хорошо изучена проблема использования игровых методов как средства стимулирования познавательной активности подростков на уроках английского языка.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка:
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами;
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности;
III группа – игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими;
IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых;
V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу.
При использовании игровых методов в обучении подростков необходима связь игры с жизнью и практикой, познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, навыками самовоспитания, являющимися непременной предпосылкой для достижения успеха.