Как активизировать внутренний потенциал педагога через механизмы стратегического менеджмента?

 

Елена ГУРОВА,

старший воспитатель детского сада №177 г. Казани

Современная образовательная политика такова, что четко приписывает навыки и умения педагога и ставит перед ними очень высокую планку. Так если обратиться к профессиональному стандарту, то видим, что педагог должен разрабатывать и реализовывать учебные программы в рамках Федеральной образовательной программы, ФГОС. Систематически анализировать эффективность занятий с детьми дошкольного возраста и подходов к обучению, связанных с разносторонним развитием ребенка. Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика. Разрабатывать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития и поведения в реальной и виртуальной среде.  Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей детского потенциала. Должен знать историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества. Закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализацию личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики и т.д.

Большой поток информации, загруженность в быту, эмоциональное выгорание от потока оповещения, сообщения в работе с детьми и родителями – все это выбивает желание проявлять у педагога креативность, показывать свой уровень знаний. Он просто «устает». Дает себе установку, что достаточно работает с детьми, да еще и с избытком, поэтому выступать или участвовать в конкурсах, грантах не считает нужным, да и «некогда». Для современного педагога этого недостаточно. И это проблема. Чтобы быть компетентным в области профессии педагога, необходимо постоянно ему пополнять свой потенциал знаниями, умениями, навыками, т.е. самовыражать свои возможности способом конкурентности. Идти в ногу с мировым прогрессом, и не «стоять на месте». Что делать? Как замотивировать педагога, активизировать его настроение на педагогическую деятельность?

К счастью в 2022 году Управление образования г. Казани предложило участие в инновационной площадке на тему, связанную со стратегическим менеджментом. Наиболее близким по духу и темпераменту педагогического состава оказалась модель Генри Минцберга, которая предусматривает разработку спонтанных тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий профессионального развития и организации педагогов. Провели тест «На определение управленческой роли», автором которого является Г.Минцберг. Определили цель, задачи, запланировали ход действий в работе с педагогами в виде дорожной карты: корпоративное обучение «Организация занятия или досуга в работе с детьми и родителями», «Разбор конкретной ситуации в работе с детьми, родителями», информирование (инструкции, статьи, публикации, методы и формы работы с детьми и родителями), публичное проигрывание действий педагога, моральная поддержка администрацией детского сада, разработка индивидуального маршрута развития педагога, презентация лучшего опыта педагога. Разработали механизмы стратегий управления: организационно-управленческие решения, регулирующие реализацию перехода на профессионализм педагога ДОУ. И начали безотлагательно работать.

На сегодняшний день сформирована команда из всего педагогического состава. Каждый из педагогов инициатор какого-либо действа, в зависимости от тематики мероприятия. Педагогический состав вовлечен в командную работу. Повысилась активность педагогов участия в конкурсном движении, в общественной деятельности детского сада. А самое главное – перестали стесняться друг друга. Диссеминация опыта педагога проходит в дружественной обстановке. На достигнутом мы не останавливаемся. Продолжаем совершенствовать профессиональный уровень педагога.

Примерные механизмы стратегий управления профессионального развития педагога:

  1. Встреча с педагогическим составом: «за круглым столом», «за чашкой чая» на тему: «Активная деятельность педагога».
  2. Деловая игра с педагогами: «Покажи, что умеешь», «Какая тема наиболее близка педагогу», «Играем вместе», «От случая к случаю», «Найди то, не зная, что. Играй с тем, не зная с чем», «Мой источник», «Помощь: 1 7 7»
  3. Тренинги, мастер-классы с педагогическим составом (проводят профессиональные тренера) на темы: «Активизация своего потенциала», «Работа-отдых», «Навигация педагога».
  4. Практические мероприятия: обучающие, тематические занятия; отрывки из занятия; конкурсы с участием педагогов.