Роль наставника в формировании современных компетенций педагога

Петр РАФИКОВ,

преподаватель-организатор ОБЖ высшей квалификационной категории Новоильмовской средней школы Дрожжановского района  

Ильнур МАВЗЮТОВ,

методист информационно-методического отдела отдела образования Дрожжановского района

В формировании личности большое значение имеет наставничество как метод социализации человека в любой сфере общества. А речь у нас пойдет о наставничестве в сфере образования, т.е. в процессе обучения и воспитания.  Наставничество – это отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции. А наставником называют лицо, которое передает знания и опыт. Наставник – это человек, который сопровождает другого на пути развития и помогает двигаться по нему быстрее: делится знаниями и опытом, развивает навыки и подсказывает, как решать сложные задачи. Большинство из нас хотя бы раз в жизни выступали в этой роли для близких или коллег – пусть и неосознанно. Своими корнями практики наставничества достигают доисторических времен. В первобытных обществах юноши находились под наблюдением и набирали советы специально предназначенных для этого опытных старших членов племени. В Европе наставничество известно по крайней мере со времен Древней Греции.

Роль наставничества в передаче знаний, умений и навыков от учителя  ученику или от представителей старшего поколения  молодому,  от опытного специалиста к начинающему работнику образовании всегда была велика и значима. Если мы обратимся к истории наставничества в сфере образования , то многие мыслители по разному трактовали  явление наставничества в этом процессе. В чем состоит основная задача деятельности наставника? Об этом еще задумывались ученые и философы от античных времен. Сократ считал, что главная задача наставника – пробудить мощные душевные силы ученика. Помните его главный постулат? «Я знаю только то, что ничего не знаю». Таким образом, ученик и учитель находятся на одной ступени, и в их споре рождается истина. Платон говорил, что учителя (имеются в виду наставники) становятся своего вида правителями, ибо они имеют власть над умами тех, кого они ведут. Хорошие учителя, как и хорошие философы, должны быть умеренными, не алчными, не мелочными. Французский мыслитель Жан-Жак Руссо вовсе склонялся к той мысли, что наиболее сложное искусство наставника заключается в том, чтобы уметь ничего не делать с учеником. К.Д.Ушинский, будучи основоположником научной педагогики в России, считал, что гордиться своим опытом воспитательной деятельности нельзя, это превращает педагога в машину, призванную лишь задавать уроки и спрашивать их. Теоретические знания и опыт должны не замещать, а дополнять друг друга.

В Советском Союзе наставничество распространялось в системе профессионально-технического образования и производственного обучения, с 1950-х годов приобрело характер массового движения. В 2010-х годах в России наметился курс на возрождение этой традиции.

В 2019 году Министерство просвещения России утвердило методологию наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Наставничество в образовании осуществляются по нескольким направлениям: «ученик-ученик», «учитель-учитель», «студент-ученик» и т.д. Программы наставничества в образовании реализуются во многих субъектах России.

Реализация программы наставничества в Новоильмовской средней школе Дрожжановского района  включает семь основных этапов. Это:

  1. Подготовка условий для запуска программы наставничества.
  2. Формирование базы наставляемых.
  3. Формирование базы наставников.
  4. Отбор и обучение наставников.
  5. Формирование наставнических пар или групп.
  6. Организация работы наставнических пар или групп.
  7. Завершение наставничества.

Форма наставничества «учитель-учитель»

Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Среди основных задач взаимодействия наставника в лице меня с почти 40-летним педагогическим стажем с наставляемым учителем физвоспитания Петром Егоровичем Долговым являются:

– способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;

– развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса и дополнительных секционных занятий по вольной борьбе;

– ориентировать педагога с небольшим  опытом работы на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности;

– прививать переквалифицированному  специалисту интерес к предмету физического воспитания;

– ускорить процесс профессионального становления педагога.

Почему возник вопрос наставничества между мною и наставляемым коллегой Петром Долговым? Дело в том, что ранее он работал учителем технологии,  ввиду необходимости был принят  после квалификации и учителем физического воспитания в нашу школу из соседней деревни. В этой связи по согласованию с дирекцией школы у нас было налажено наставничество по модели «учитель-учитель». Первоначально, после составления и утверждения программы реализации наставничества в свободное время я стал посещать и уроки и дополнительные занятия по спортиграм, а после их проведения совместно организовали  анализы  занятий, тем самым критично относились к этапам уроков и внеклассных занятий, тем самым делали выводы и указывали пути устранения недостатков по ходу проведения занятий.

Наставничестве по модели «ученик-ученик», которая мало чем отличается от классической концепции наставничества и предполагает такую систему обучения, при которой передача знаний происходит непосредственно в аудитории  или  в специально оборудованном помещении, когда более опытный обучающийся передает свои навыки новичкам  или более молодым учащимся , занимающимся полезным делом. Применительно к нашим условиям , хочется отметить, что я как учитель физического воспитания  являюсь руководителем секции по вольной борьбе около 20 лет при филиале Дрожжановской ДЮСШ. Занятия ведутся по четным числам три раза в неделю, дети в  разновозрастной группе, где преимущественно занимаются юноши, охотно ходят  на тренировки. При проведении занятий я довольно часто применяю модель наставничества, когда лидер-наставник, это подросток, как правило ребенок, обладающий сформированным комплексом личностных качеств: уверенный в себе, трудолюбивый, коммуникабельный, ответственность, лидер в группе, имеет высокие достижения в спорте, физически крепкий, в данном случае, спортсмен по вольной борьбе, неоднократно занимавший призовые места в школьных и районных турнирах по этому виду спорта. Одним из таких был в  Саша Ефимов (он закончил школу в прошлом учебном году, в данное время является студентом I курса  в техникуме).

 

На фото: слева первый наставник-ученик по вольной борьбе, учащийся старшеклассник Саша Ефимов, он же капитан команды юных борцов школы после очередной победы на районном турнире по вольной борьбе,

Этот ученик обладал достаточным социальным интеллектом. И, самое главное, имел большое желание помогать своим товарищам в плане показа приемов борьбы на матах  при тренировках  в спортзале.

В этом учебном году его заменил Данил Патрин, он – ученик 8 класса и его наставляемые все являются подростки  помоложе.

Дети, которые, в основном являются учащимися начальных классов, внимательно прислушиваются  к его советам во время занятий , так как он уже имеет достаточный опыт ведения борьбы и тактические приемы, уже не говоря о его физических  данных . Ведь  не зря говорят, не зная сам или  в данном случае  не владея секретами приема борьбы невозможно этому учить других. Это аксиома и касается любого вида деятельности.  Поэтому, мне хочется подчеркнуть, что мои наставники, помогающие проводить дополнительные занятия по этому виду спорта всегда являются опорой при проведении  не только занятий , но и в период проведения турниров, болеют за свих подопечных и где надо своевременного указывают на ошибки и подсказывают ,  и советуют в момент поединков с соперниками.

Особенно ярко проявляются труд наставников во время во время проведения традиционного, межрегионального турнира на базе нашей школы по вольной борьбе в честь памяти мужественного воина-защитника, земляка Александра Шуркина, честно отдавшего свой воинский долг и погибшего выполняя  боевое задание на территории Чечни в декабре 1999 года и посмертно награжденного Орденом мужества. Данный турнир у нас проводился в этом году в дни организации месячника оборонно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы уже 23-й раз. Мои наставники  на подобных турнирах не просто болеют за своих подопечных и но являются моими помощниками, оказывая массаж, моральную поддержку и практические советы  по тактике ведения борьбы во время поединков.

Итак, мы можем делать вывод кто такой наставник. Это – ученик, демонстрирующий высокие образовательные результаты, активный, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, принимающий активное участие в жизни общеобразовательной организации. Наставник участвует в данном движении с целью добиться большего в своей жизни, помогая другим. Он обретает уверенность в своих способностях, в ходе совместной деятельности оттачивает свои компетенции, формирует определенные, качественно новые, социальные связи. У наставника вырабатывается ответственность за подопечного.