Городецкие узоры

 

(Занятие в подготовительной логопедической группе)

Елена БУРЗУЕВА,

воспитатель детского сада №316 г. Казани

Цели:

– расширение кругозора в области декоративно-прикладного искусства родного края;                                                           – создание условий для раскрытия творческого потенциала и ручной умелости ребенка;                                                       – ознакомление с городецкой росписью и ее особенностями;

– закрепление техники рисования основных элементов.

Программные задачи:

Образовательные:

– продолжать знакомство с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями, ее производстве, истории;

– учить рисовать новые элементы росписи – купавки и розана;

развивающие:

– учить детей создавать узоры из знакомых элементов городецкой росписи на деревянных досках;

– упражнять в прорисовке главных и дополнительных элементов узора, упражнять в рисовании всем ворсом, концом кисти, тычком, ватной палочкой;

– развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов;

воспитательные: воспитывать у детей любовь к своей Родине, к природе, к народному творчеству;

коррекционно-речевые:

– развивать связную речь;

– продолжать учить детей отвечать на вопросы;

– побуждать к участию в беседе, употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

– развивать мелкую моторику рук посредством работы с кистью и ватными палочками. Предварительная работа:

– просмотр альбомов «Городецкая роспись», «Хохлома», «Гжель», «Дымка»;

– знакомство с народным декоративно-прикладным искусством «Городецкая роспись»;

– организация музея изделий городецкой росписи;

– беседа о Городце и городецких мастерах;

– чтение стихов, прослушивание песен, потешек о городецких узорах ,

– дидактические игры «Составь узор из городецких элементов», «Укрась доску, деревянные игрушки»;

– работа с родителями «Разрисуй деревянную доску в городецкой росписи»;

– организация сюжетно-ролевой игры «Городецкие мастера».

Дидактическое обеспечение занятия (наглядность, раздаточный материал):

– ИКТ технологии-презентация «Городецкие узоры», «Путешествие по Городцу», «Этапы городецкой росписи», экран, ноутбук, аудио запись голоса работника музея, видео отрывок из мультфильма «Простоквашино»;

– образцы изделий городецкой росписи, алгоритм последовательности, деревянные доски, гуашь, кисти, ватные палочки, салфетки, палитра, баночки с водой.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Словарная работа:

– ввести новые понятия подмалевок, теневка, оживка;

– активизация слов: элементы городецкой росписи, изделия, городецкие мастера, купавка. Розан, ромашка, листок и т.д.

Ход занятия

 
Вводная часть (Кадр из мультфильма «Простоквашино») Кто там? Это я, почтальон Печкин! Я принес вам видеописьмо из музея.

Воспитатель. Посмотрите, что это, ребята? Видеописьмо. А давайте посмотрим , что в этом письме? (Слайд. Видеописьмо музейного работника.)

«Здравствуйте, ребята из детского сада «Мотылек»!

Обращаются к вам сотрудники музея. Мы в нашем  музее хотим открыть выставку народных изделий, но нам не хватает экспонатов. Поэтому мы надеемся на вашу помощь и высылаем вам образец одного из них. Он не помещался в конверт и пришлось его разрезать. Думаем , что вы сможете его собрать и помочь нам.»

Воспитатель. Ну, что, ребята, поможем сотрудникам музея?

Дети. Да!

Воспитатель. Тогда пойдемте посмотрим, что в этом конверте было. Нам нужно его собрать. (Дети собирают пазл – разделочную доску расписанную в технике Городецкой росписи.)

Воспитатель. Молодцы, ребята, а что за изделие у нас получилось?

Дети. Разделочная доска.

Воспитатель. А что же за роспись на ней?

Дети. Городецкая роспись.

Воспитатель. А как вы поняли, по каким элементам?

Дети. Купавы, конь, розан.

Основная часть Воспитатель. Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие по Городцу и посмотреть какие еще изделия делают городецкие мастера?

Дети. Да! (Слайд. Изображение города Городец на реке Волга.)

Воспитатель. На левом берегу Волги расположен красивый город Городец! А на чем же можно попасть туда по реке Волге?

Дети. На корабле.

Воспитатель. Хотите туда отправиться?

Дети. Да!

Воспитатель. Тогда в путь, проходите на корабль.

Есть на Волге город Древний,

Под названьем, Городец

Славится по всей России своей росписью творец!

Городецкая роспись – как ее нам не знать

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Не в лесу, и не в поле, ни в лугах, ни на воле,

Распустились цветы, столь земной красоты!

Яркой краской горят!

Чудо птицы здесь порхают

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечку, ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры, тонко вывела рука.

Городецкий конь бежит, вся земля под ним дрожит.

Птицы яркие летают, и кувшинки расцветают

Посмотрите на роспись — сочность красок манит,

Городецкая роспись – душу нам веселит.

Воспитатель. Вот мы с вами и в Городце.

Ребята, посмотрите, какие экспонаты делают городецкие мастера? (Дети подходят к мольберту с экспонатами городецкой росписи: разделочные доски, кони-качалки, ложки, посуда…)

Воспитатель. А я вам сейчас загадаю загадки. А вы отгадаете и назовете мне элементы городецкой росписи:

1. Она круглая, как чашка

А зовут ее… (ромашка).

2. Словно чудо тут и там,

Распускается… (розан).

3. Ей в жару не будет жарко,

Она в воде, она… (купавка).

Воспитатель. Название цветка купавка связано с очень интересной легендой. Давным-давно на Руси праздновали день Ивана-купалы. По приданиям в этот день расцветает цветок папоротника. Так называемый цветок счастья. И тот кто сорвет этот цветок, будет самым счастливым человеком в мире. С тех пор городецкие мастера используют в своей росписи цветок купавка.

Воспитатель. Ребята, в музее уже ждут наших новых экспонатов. Пора нам отправляться в мастерскую.

Все за мною становитесь, друг за другом повернитесь,

В мастерскую мы пойдем, и работать там начнем. (Дети идут по кругу за воспитателем.)

Воспитатель. Вот мы и в мастерской.

Городецкие мастера расписывали свои изделия красками. В городецкой росписи существует 3 вида композиций:

– цветочная;

– цветочная с включением мотива конь;

– сюжетная роспись.

Цветочная роспись используется чаще всего, она более проста в использовании. Давайте посмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи. (Рассказ сопровождается показом презентации «Городецкая роспись» плакатом с поэтапной росписью.)

Воспитатель. Сначала готовят цветной фон (часто желтый, так как раньше окрашивали луковой шелухой), на него наносят главные фигуры, в виде крупных цветовых пятен. Этот этап называется подмалевка. Ребята, розан обычно выполняется каким цветом? (Розовым.) А купавка? (Голубым.)

Воспитатель. Следующий этап называется теневка. здесь используются более темные краски, бордовые или синие. (Обозначают центр цветка и лепестки.)

– Ребята, скажите мне, пожалуйста, где находится центр у розана, а где у купавки?

Дети. У розана центр находится в середине, а у купавы смещен к краю.

Воспитатель. Правильно.

– Ребята, а теперь подумайте и скажите, что делает нарядными и живыми городецкие узоры?

Дети. Оживки.

Воспитатель. Правильн, ребята, так как после оживки весь рисунок словно «оживает». Оживку делают белой и черной краской. Ребята, а сейчас мы с вами научимся изображать элементы городецкой росписи, так как это делают народные мастера.

– План работы наш готов, превращаемся мы в мастеров. Проходите в мастерскую, одевайте фартуки. И приступайте к работе. (Звучит музыка «Подмосковные вечера, дети работают. По окончании работы дети вешают готовые доски на мольберт.)

Заключительная часть Воспитатель. Какие красивые разделочные доски у вас получились! Молодцы, ребята.

– Какая же роспись на ваших работах?

– А чем вам понравились работы?

– Недаром говорят: «Дело мастера боится!». Вот наши работы подсохнут, и мы их отправим в музей города Городец, чтобы там наши экспонаты могли посмотреть другие люди.

Любовались гости чудом, громко восхищался,

Городецкой красотой, сраженные остался.

Городецкие узоры, столько радости для глаз,

Подрастают мастера может быть и среди нас!

Воспитатель. Прежде чем нам возвращаться в детский сад, надо снять фартуки. (Дети снимают фартуки.)

Ну что, пора возвращаться!

Раз – присели,

Два – наклонись,

Вокруг себя повернись,

В детском саду, очутись!

Воспитатель. Где же мы с вами побывали?

Дети. В городе Городец.

Воспитатель. Какое доброе дело мы с вами сделали?

Дети. Новые экспонаты в музей.

Воспитатель. Ребята, а теперь давайте попрощаемся с гостями.

Дети. До свидания!

Воспитатель. Приходите к нам еще!