Экспериментальная деятельность в жизни дошкольника

 

Алевтина ЕРМАКОВА,

старший воспитатель детского сада №83 Кировского района г. Казани

Базовые представления о важнейших явлениях природы и процессах, происходящих в обществе, развиваются на протяжении всей жизни человека. Характер становления этих представлений зависит от позиции самого человека, способов его действий.

Дети дошкольного возраста уже способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение, знаний о себе и других людях и т.д. однако представления детей об основных свойствах и отношениях объективного мира ещё неопределённы, не совсем отчётливы, глобальны. Но и в таком виде они играют чрезвычайно важную роль в интеллектуальном развитии ребёнка, формировании его мировоззрения и мировидения.

Этот процесс эффективен, если строится с учётом психофизиологических особенностей ребёнка (образности мышления, подражательности, внушаемости, эмоциональности, непосредственности, открытости для воздействия взрослого), т.е. познавательная активность детей реализуется в практической деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.

Кроме того, доминирующим детским вопросом является «почему?», ярко выражена потребность запомнить как можно больше причин и следствий, действующих в мире. Следовательно, лишение возможности экспериментировать, ограничение самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем.

Над этой проблемой я серьёзно задумалась и пришла к выводу, что только создание развивающей среды, личностно-ориентированная модель построения педагогического процесса, педагогика сотрудничества, раскрепощение детей и детское экспериментирование позволят детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворить потребность познания путём самостоятельного исследования мира.

Экспериментирование помогает ребенку лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить связь между ними. Благодаря экспериментам у детей развивается наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Для усвоения некоторых признаков и свойств предметов эффективными оказываются экспериментальные действия детей, направленные на определенный результат. По существу экспериментальные действия представляют собой одну из форм наглядно-действенного мышления, которое формируется в деятельности и призвано ее обслуживать. Экспериментальные действия направлены на познавательный результат и в этом их педагогическая ценность.

В заключении хотелось бы привести в пример слова китайской мудрости:

«То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!»