Технология взаимодействия педагогов с семьей в процессе экологического воспитания дошкольников
Лариса ДОРОХУНОВА,
воспитатель детского сада №61 г. Казани
В современной системе дошкольного и школьного воспитания – начальном этапе непрерывного образования – остро обозначилась проблема кардинального изменения ее содержания, форм и методов организации, для обеспечения должного качества дошкольного образования важно разработать современные единые подходы к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса.
В качестве экологического воспитания необходимо понимать такой педагогический процесс, который имеет определенную цель, направлен на проведение организации последовательной деятельности в создании фундамента знаний, умений, взглядов в сфере экологии, что послужит развитием ответственности к окружающей среде как одну из главных ценностей.
Система экологического воспитания подразумевает формирование знаний по экологии и последующее их применение.
Говоря об экологической воспитанности детей дошкольного возраста можно выделить наличие знаний, касающихся фауны и флоры, а также понимания о важности исчезающих видов, природе родного края и приобретении умений в уходе за растениями и животными в уголке природы.
В соответствии с поставленными целями и задачами, мы провели исследование, которое в себя следующие этапы.
На первом этапе был проведен анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; определен план исследования, теоретические и методологические составляющие; подобран диагностический инструментарий.
На втором этапе был проведен констатирующий эксперимент — выявление исходного уровня сформированности нравственных понятий у дошкольников.
Диагностика проводилась среди детей старших дошкольных групп. Для проведения исследования мы использовали следующие диагностические методики:
Методика «Добровольные помощники» (методика С.Н.Николаевой).
Методика состоит из трех этапов, которые последовательно усиливают и конкретизируют способы выявления детских побуждений, степень направленности их на природу.
Диагностические задания (С.А.Суркова).
Диагностика педагогов. Методическая работа невозможна без педагогической диагностики. В беседе с воспитателем выяснилось, что в ходе педагогического процесса перед воспитателем стоит задача: показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды.
Наиболее значимым методом в педагогическом процессе является наблюдение. Наблюдение как метод работы с детьми осуществляется в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Наблюдение включают в себя и такие формы работы, как занятия, экскурсии, прогулки.
Также важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми.
Особое внимание уделяется занятиям комплексного, обобщающего и углублённо – познавательного типа, на которых у детей формируют обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов, восприятие произведений искусства. Наибольшее значение имеет построение беседы воспитателя с детьми; необходима четкая последовательность вопросов, помогающая понять детям причинно-следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию.
Диагностическая работа с родителями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Поэтому одной из форм взаимодействия ДОУ и семьи в области экологического образования детей дошкольного возраста является повышение экологической грамотности родителей. Диагностика родителей может иметь разные цели, например, выявить отношение родителей к вопросам экологического образования в семье.
Было проведено анкетирование родителей детей старшей группы на тему «Экологическое воспитание детей».
По итогам анкетирования всем родителям нужна помощь воспитателя в том, чтобы он рассказал, как проводить с детьми наблюдения за погодой; какие давать детям знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми.
Работу ДОУ по данному вопросу все родители оценивают положительно. Однако родители не высказали каких — либо предложений и пожеланий.
В процессе проведенного исследования была достигнута цель и решены соответствующие задачи, которые позволили раскрыть наличие проблемы по уровню экологического воспитания дошкольников, а также экологического образования в ДОУ.
Таким образом, актуальность и значимость нового подхода к управлению образовательным учреждением состоит в необходимости сохранения, развития и удовлетворения социального заказа исходя из сложившихся условий.
В контексте современных представлений о цели образования начальные ключевые компетентности являются актуальными для дошкольников и фиксируют степень их готовности к включению в новую школьную жизнь.